Члены экипажа судна, задержанного у берегов Ирака, недавно вернулись в Керчь, но к сожалению не в полном составе: капитан и старпом приговорены к семи годам тюрьмы и 1,2 миллиона долларов штрафа
Историю с задержанием в Персидском заливе судна «Навстар-1», с украинским экипажем на борту, арест капитана и старшего помощника и суд над ними пристально отслеживали СМИ. Западные информагентства, например, часто приводили слова полковника американской армии Майка Келли: «История экипажа «Навстар-1» должна стать уроком всем контрабандистам нефти. Хорошие времена для вас закончились. Вы потеряете свои суда, лишитесь груза, а ваши капитаны сядут в тюрьму, если вы и дальше будете заниматься этим грязным бизнесом».
Для большинства из наших ребят все уже закончилось: экипаж вернулся в свой родной город Керчь (откуда «Навстар-1» уходил в рейс). Но ведь там, в Ираке, пока остались капитан судна Николай Мазуренко и старший помощник Иван Сощенко, которых суд приговорил к семи годам лишения свободы и штрафу в размере 1,2 миллиона долларов! Если они не заплатят эти деньги, то пребывание в тюрьме продлится еще на три года.
«ФАКТЫ» встретились с механиком «Навстара-1» Юрием Супруновым и его супругой Зоей. Информация, полученная от них, позволяет увидеть эту историю изнутри.
-- Сразу же после ареста англичане предлагали нам заключить контракт и работать с ними, -- вспоминает Юрий Супрунов. -- Нас ведь арестовали прямо на выходе из Персидского залива. Два дня держали под дулами автоматов. Извините, в туалет водили под прицелом, и в столовую тоже. А потом говорят: «К экипажу претензий нет. Но откуда у вас топливо ворованное взялось? Документов на него нет. Значит, уворовали?!» Но поймите, экипажу была дана команда -- грузить топливо. Не будешь грузить, тебя спишут с корабля и денег не получишь.
-- Как вы попали в этот злополучный рейс?
-- Капитан собрал нужных ему людей и спросил: «Идете в рейс?». Я согласился. Я 21 год в море хожу. На «Навстаре» мы тоже работали. Семь месяцев возили топливо в Индию, Сомали. Капитан сказал: «Ребята, идем в Ирак. Последний рейс». И заулыбался «Всего на пять дней в Ирак. Пошли » Танкер хоть и старенький был, но рабочий. Кто же мог подумать, что мы попадем в такую переделку
Оказывается, и в Ирак «Навстар-1» уже не раз ходил. И не с пустыми трюмами. Тогда с нашими моряками тоже случилась неприятная история. Правда, с благополучным исходом.
-- Мы привезли в Ирак пять тысяч тонн бензина, -- вспоминает Юрий Супрунов. -- Начали выгружаться. А тут пожар на причале. Наш экипаж и тушил его. Иракцы лишь подошли с брандспойтами, отдали их и охраняли нас. Вот тогда было страшно. Представьте себе -- на судне находится пять тысяч тонн бензина, а рядом с бортом полыхает пожар. Я стою на вахте и уже через пять минут начинаю подпрыгивать: так она накалилась. А на улице жара -- 57 градусов. Пожар потушили Судно разгрузили. И дальше работали спокойно. А когда нас арестовали, то думали, что это всего лишь недоразумение. Я даже телеграмму жене дал, мол, вышли из Ирака, с остановками следуем домой.
-- Я тоже сначала думала, что просто будет очередная смена экипажа, -- говорит жена Юрия Зоя. -- Передачку ему готовила, письма. А потом звоню на фирму, а мне говорят: «Придите обязательно сегодня на собрание». Я подумала: какую-то часть его зарплаты передадут. Так уже не раз бывало. А когда пришла и все узнала, очень испугалась. Там все-таки боевые действия, война И море теперь такое опасное.
-- Все, бросаю его, -- обняв жену, засмеялся Юрий. -- У меня есть береговая специальность.
-- А если англичане пригласят поработать? -- не удержалась я от вопроса.
-- Нет, нет Я сейчас вам расскажу, как все было. Выходим мы в 12 ночи в море, я стою на вахте старпома, которого в тюрьму в Ираке посадили. Замечательный человек. Иван Иванович Сощенко. Этого человека надо вытащить оттуда. Он ни за что сидит. Подписал какую-то бумажку -- и оказался в тюрьме. Он хороший человек, порядочный. Весь экипаж его уважает и любит. Мы видели наших ребят по арабскому телевидению. Какие они стали худые Их же в тюрьме одним рисом кормят. И тот с жучками какими-то
В общем вышли мы в море и вдруг нас останавливают англичане. Проверка документов. Зашли на танкер -- и к капитану. Его сразу же изолировали. Вся эта «процедура» длилась двое суток. Кормили, правда, нормально. Нашим поварам позволяли готовить. Но, как я уже говорил, водили под дулом автоматов. А затем оттащили наш танкер под конвоем трех кораблей к причалу.
-- Сколько там было корреспондентов! Американских, английских! И только один наш, да и тот белорусский, -- продолжает Юрий Супрунов. -- Он-то нас и снял, рассказал всем эту историю. А американцы и англичане раздули ее на весь мир так, как им надо было. Мол, что украинцы -- воры! Сразу клеймо повесили! Устроили показательный суд над нами! Сначала не выпускали экипаж из танкера. Пришли, извините, жирные, холеные американские фотографы, начали бесцеремонно нас фотографировать А мы работаем. Танкер швартуется, экипаж выполняет свои обязанности. Если бы мы действительно ворами были, получали за это деньги Тогда другой разговор. Я бы, наверное, уже себе давно «Мерседес» купил.
Что было потом? Подвели танкер к причалу. Мы все время находились на судне. Капитана и старпома сразу увели, мы их больше не видели. Мы стояли на вахте. Там же приливы и отливы -- на четыре метра корабль опускается и поднимается. Да и топливо оставалось в трюмах. Оно, наверное, до сих пор там, его некуда выгрузить Все ведь вокруг взорвано. Поэтому англичане и предлагали нам поработать на них: выгрузить топливо и повозить на танкере другое, до Бахрейна.
У Супруновых четверо детей. Две девочки и два мальчика. Так сложилась судьба, что и Зоя осталась одна с сыном и дочерью, и Юрий -- с двумя малышами на руках. Они нашли друг друга. И выстояли, всем невзгодам назло. Главное -- подняли детей.
-- Они уже знают, что все с Юрой закончилось благополучно, -- говорит Зоя. -- Скоро соберемся вместе. Все этого момента с нетерпением ждут. Сейчас же кто учится, кто работает, кто служит в армии. Главное, что все уже позади. Но мальчишек в море после такого, наверное, не отпустим. Хоть они и закончили морское училище. Хватит одного моряка в доме. Сейчас моряк должен быть при деньгах, чтобы пойти в рейс.
-- Чтобы трудоустроиться, нужно заплатить фирме семь процентов от суммы контракта, -- разъяснил Юрий. -- Мой оклад -- примерно 540 долларов. И первый заработок я должен отдать. Иначе в рейс не пойдешь. Кстати, фирма, которая отправила нас в этот злополучный рейс, полностью расплатилась с командой.
Мы добрались домой живыми и невредимыми благодаря нашим девчонкам. Они обратились к послу Украины в Кувейте Анатолию Бурмакову. Он приехал к нам. Потом рассказывал, сколько препятствий ему пришлось преодолеть.
А мы думали, что никто на государственном уровне за нас не переживает. Когда нас из Ирака привезли в Кувейт, фирма, которая забрала наш танкер, полностью рассчиталась с экипажем за то время, что прошло после суда над капитаном и старпомом. Даже билеты домой купила. Летели мы через Стамбул, где нас тоже встретил посол Украины. А в «Борисполе» моряков ждал керченский автобус и ОМОН для охраны.
-- Только я не смогла тебя встретить так, как хотела, -- говорит мужу Зоя. -- Стояла на балконе, выглядывала, когда подъедешь, а тут твой кум позвонил . Правда, когда Юру показали по телевизору уже в «Борисполе», обрушился буквально шквал звонков. Город-то маленький, все звонят: «Как Юра? Слава Богу, что живой и здоровый!» Впрочем, так всегда бывает, когда он из рейса возвращается. Он у меня очень общительный.
-- Даже кошка Машуня встретила меня приветливо. Представляете, я ей покупаю корм, а она любит только Зою, -- шутя пожаловался хозяин дома.
-- Теперь, после всего случившегося, вы, наверное, измените свое отношение к жизни
-- Это Бог нам помог, -- призналась Зоя. -- Я редко хожу в церковь, никогда не давала Юре в рейс охранных молитв. А в этот раз почему-то переписала их все на листочек и вложила ему в блокнот.
Кто же поможет капитану «Навстара-1» и старпому? По мнению Юрия и Зои Супруновых, только хорошие адвокаты.
-- Когда фирма, отправившая нас в этот рейс, взяла своих московских адвокатов, то они отстаивали лишь ее интересы, -- сообщил Юрий. -- То есть делали все, чтобы вернуть танкер, свою собственность. А потом, когда капитан и старпом пригласили иракских адвокатов, им сразу же срок с пожизненного заменили на семь лет. Вот что могут сделать хорошие адвокаты! Можно ли вообще освободить капитана и старпома? Думаю, да. Посол Украины в Кувейте тоже сказал, что надо бороться.