Україна

В начале месяца с прилавков некоторых магазинов исчезли водка и вино

0:00 — 11 листопада 2003 eye 529

С 1 ноября запрещено продавать спиртное и табак со старыми акцизными марками

В первые дни ноября в некоторых магазинах с прилавков исчезли спиртные напитки. А учитывая, что 1 и 2 ноября пришлись на выходные, когда спрос на спиртное возрастает, сей факт не прошел незамеченным. Народ начал волноваться. Даже пошли слухи, что снова вводят сухой закон. Но все оказалось до банальности просто: с прилавков сняли бутылки без новых акцизных марок. После того как марки были наклеены, товар вновь выставили на продажу. Справедливости ради стоит отметить, что в большинстве магазинов никаких проблем не наблюдалось. Но разобраться в том, что произошло, все же стоит.

Новые акцизные марки защищены голограммами

Как ранее сообщали «ФАКТЫ», в начале года Президент Украины Леонид Кучма подписал указ о введении государственной монополии в табачной и ликеро-водочной промышленности для усиления контроля за данными отраслями и борьбы с нелегальным производством. Выполняя поручение Президента, правительство приняло постановление, согласно которому с 1 июля нынешнего года на сигареты и бутылки со спиртным должны наклеиваться акцизные марки нового образца с голографическими защитными элементами. При этом Кабмин заверил, что старые марки можно будет использовать до полной их реализации.

Постановлением также был предусмотрен порядок продажи, транспортировки, хранения акцизных марок и ответственность за их нецелевое применение. Государственная налоговая служба получила право не реже одного раза в квартал проводить внезапную проверку предприятий, использующих акцизные марки.

Новые акцизные марки защищены голограммой и имеют сквозную нумерацию с обозначением региона, где произведена продукция, а также серии и номера. А на марках для спиртного указывается объем тары. Отличаются они и цветом, по которому покупатель сможет безошибочно отличить отечественную продукцию от импортной. В частности, на украинские ликеро-водочные изделия наклеивают зеленые марки, на вино -- красные, на импортные алкогольные напитки -- фиолетовые. Наши сигареты будут выделяться зелеными марками, а зарубежные -- фиолетовыми.

Кроме того, на каждую марку наносятся дополнительные реквизиты: для табачных изделий -- надпись «ТI» или «ТВ» (что соответствует начальным буквам слов «табак iмпортний» и «табак вiтчизняний»), а для алкогольных напитков импортного производства -- надпись «АI», (»алкоголь iмпортний»). На марках для алкогольных напитков зарубежного производства с содержанием спирта от 1,2 до 8,5 процента печатают цифры «1,2--8,5%», а для отечественных -- надписи «ЛГП» и «ВП» (»ликеро-горiлчана продукцiя» и «виноробна продукцiя»).

Однако в середине октября Кабинет министров внес изменения в свое постановление, обязав все предприятия, торгующие алкоголем и табаком, до ноября провести инвентаризацию остатков продукции, маркированной акцизными марками старого образца. А в конце октября правительство и вовсе решило запретить с 1 ноября торговлю ликеро-водочными изделиями и сигаретами со старыми марками. Именно это и вызвало некоторый ажиотаж в водочных магазинах и отделах. Не все торговцы оказались готовыми к такому новшеству и, опасаясь быть оштрафованными, снимали с прилавков продукцию со старыми марками.

Кстати, это не означает, что такое спиртное придется выбросить. Им можно торговать после наклейки новой акцизной марки поверх старой, причем на бутылки их нужно наклеивать крест на крест, а на сигаретные пачки -- поверх целлофановой пленки. И, как заявил первый заместитель председателя Государственной налоговой администрации Украины Алексей Шитря, поскольку за старые марки уже уплачены деньги, новые для дополнительной оклейки товара выдаются предприятиям бесплатно, на основании актов об инвентаризации и документов, подтверждающих легальное происхождение продукции.

Только в этом году закрыто 225 подпольных водочных цехов

Некоторые проблемы также возникли с импортной продукцией, которую не успели ввезти до 1 ноября, но уже закупили для нее марки старого образца. По словам Алексея Шитри, ГНАУ договорилась с Государственной таможенной службой о том, что такой товар может быть ввезен в Украину до 1 декабря и уже здесь маркирован новыми марками.

После введения новых марок налоговой администрации станет легче бороться с махинациями на алкогольном рынке. Ведь теперь налоговики смогут легко установить, из какого регионы поступила продукция. Да и указание на марке емкости тары тоже не на руку фальсификаторам. Раньше для снижения расходов на налоги предприятия часто покупали более дешевые марки для наклейки якобы на маленькие бутылочки со спиртным. Почти половина всех марок выдавалась именно для такой тары. Нетрудно догадаться, что клеили такие марки на пол-литровые и литровые бутылки. Теперь использовать такую схему уже нельзя: если заказываются марки для «чекушек», то на литровые бутылки их уже не наклеишь. В результате, по словам Алексея Шитри, число заявок от производителей на покупку марок для маленьких бутылок сократилось и составляет не более 2 процентов от общего числа марок.

Но главной целью введения новых марок остается борьба с нелегальным производством спиртного. Только в этом году, по данным ГНАУ и МВД, закрыто 225 подпольных водочных цехов. Практически каждый день в Украине ликвидировали один нелегальный заводик.

Но помимо силовых, приходится применять и другие методы борьбы. В частности, повышать степень защиты акцизных марок. Теневикам сложнее будет сбывать свою продукцию. Раньше для самой примитивной подделки акцизной марки достаточно было иметь цветной ксерокс. Теперь же марка имеет несколько степеней защиты.

Введение новых марок уже дало первые результаты: с июля по октябрь поступления в госбюджет от акциза на алкогольную продукцию увеличились на 111 миллионов гривен по сравнению с поступлениями за аналогичный период прошлого года, а на табачные изделия -- на 84 миллиона гривен. При этом цена самих марок повысилась так незначительно, что это не может отразиться на конечной стоимости алкогольной продукции.