Культура та мистецтво

Народный артист ссср михаил козаков: «я содействовал кгб в работе против иностранной разведки»

0:00 — 13 листопада 2003 eye 710

Известный российский актер, режиссер и сценарист собирается открыть в Одессе филиал ГИТИСа

«Свою первую жену Грету я безумно ревновал к режиссеру Алексею Герману»

-- Михаил Михайлович, вы, собственно, откуда родом?

-- Мои корни -- в Одессе. Бабушка по материнской линии Зоя Параскева была сербиянкой. Вышла замуж за греческого негоцианта Александра Гацкевича, который вскоре получил дворянский титул. Затем, правда, еще до революции, проиграл все свое состояние,. Дедушку я никогда не видел, бабушка погибла в ленинградскую блокаду. Моя мама, родившаяся в Одессе, вышла замуж за известного ленинградского писателя Михаила Козакова -- еврея, родившегося под Полтавой. Мама сотрудничала в издательствах -- с двумя перерывами на два ареста и две тюрьмы.

-- В ваших жилах -- «гремучий коктейль»!..

-- Да. Эти корни дорогого стоят. Не знаю, может, я -- авантюрист? (Смеется. -- Авт. ) Почти полвека назад, в 1956-м, будучи еще студентом, играл Гамлета на сцене Одесского оперного в составе труппы Театра имени Маяковского. Очень люблю эту работу и горжусь ею! Тогда же познакомился с Гретой, ставшей впоследствии моей первой женой. Помню, безумно ревновал ее к Алексею Герману…

В середине 60-х снялся в фильме «День солнца и дождя» в роли Мишки Япончика и пел под фонограмму Михаила Водяного:

«Нужна вам очень эта Эйфелева штучка?

Ведь это просто, понимаете, психоз,

Когда в Одессе есть приличная «толкучка»

И совершенно потрясающий «Привоз»…

-- С годами дух авантюризма испарился?

-- На что намекаете?! Я еще в отличной форме и способен на любые подвиги (смеется. -- Авт. ).

-- О женщинах -- потом. Сейчас же -- об авантюризме, не замешанном на чувствах.

-- Был на приеме у губернатора Одесской области, предложил сделать диск об Одессе. В него могли бы войти произведения Пушкина периода его южной ссылки и моих любимых одесситов -- Бабеля, Катаева. А также «морская» лирика Бродского и Мандельштама… Диск, безусловно, должен быть музыкальный: песни в исполнении Утесова, знаменитые «Шаланды» Бернеса, лучшие хиты Долиной… Вероятнее всего, аранжировщиком будет известный российский джазмен Игорь Бутман, кстати, у него тоже одесские корни.

-- Хорошо известна ваша пластинка «Черные блюзы Ленгстона Хьюза» с джазовым трио…

-- Буквально на днях выходит аудиоальбом «Евангелие от Мастера» по Михаилу Булгакову с музыкой композитора Шандора Каллоша. Готовлю альбом Лермонтова, в который войдут, в частности, «Тамбовская казначейша» с музыкой Александра Шевцова. К сожалению, такие альбомы очень дорогие. Но… на московской «горбушке» они, нелицензионные, появляются быстро. Правда, в гораздо худшем оформлении, зато -- по сходной цене.

-- Ваше предложение нашло отклик у местных властей?

-- Губернатор пообещал помочь… (Подкуривает трубку. -- Авт. ). Тем более, что мы обсудили еще несколько серьезных проблем: открытие в Одессе филиала московского ГИТИСа, издание книги об Одессе. А вообще воспитывался я в Питере, в нашей квартире на канале Грибоедова бывали Евгений Шварц, Михаил Зощенко, Анатолий Мариенгоф, Борис Эйхенбаум, Анна Ахматова, многие другие знаменитости. Вероятно, эта среда плюс моя родословная сделали свое дело…

«Я совершенно безграмотно пишу… »

-- Появление своей «Актерской книги» вы объясняли тем, что актер обычно пишет книги тогда, когда чего-то не сыграл, не высказал, не поставил, не «выплеснул»… У вас, возможно, это еще и потому, что вы -- писательский сын…

-- Теперь многие говорят: вот, мол, гены отца заработали, среда, в которой ты рос… Я так не думаю. Когда я был маленький и меня спрашивали, буду ли я писателем, а я отвечал: «Нет, не буду». Я вообще-то безграмотно пишу.

-- ?!

-- Как говорили в старину, у меня «легкое перо», но я допускаю дикое количество грамматических ошибок. Прежде чем рукопись сдать в издательство, меня правят мои близкие. Так что это -- не от «писательских генов». Если в твоей жизни что-то случалось, но это не зафиксировано в твоей творчестве, ты не сыграл этого, не поставил, получается, этого и не было…

-- Ваша «Авторская книга» пользуется большим успехом у читателей.

-- Сейчас должен выйти переработанный и дополненный ее вариант -- «Третий звонок». В нее войдут новые главы об Анатолии Эфросе, Иннокентии Смоктуновском, мои рассуждения о поэзии, сценарии, эссе… И моя исповедь «Не в рамках играя», написанная еще четверть века назад (в 1979-м), о 1956 годе. Это история о сложном периоде в моей жизни…

-- Вы имеете в виду не так давно опубликованную историю о том, как вы были агентом КГБ. Не боялись так «громогласно» исповедоваться?

-- Г-м-м… Я содействовал КГБ в работе против иностранной разведки. Это -- покаяние, но не потому, что я кого-то предал, а потому, что вообще связал себя с этой организацией. Мне говорят: «Зачем ты это сделал? Пошел бы просто в церковь да поставил свечку… » Но я не хочу уходить из жизни, оставив после себя хотя бы одну тайну. Не хочу, чтобы потом об этом кто-то рассказал моим детям. Считаю, что имею право скрывать лишь интимные вещи, а мое общественное лицо должно быть известно. Я долго сомневался -- печатать, не печатать, потом решил: будь что будет.

-- Не все люди это понимают…

-- Мои настоящие друзья поняли. Правда, Анатолий Смелянский сказал: «Люди недостаточно хороши, чтобы правильно воспринять такое». Я ответил: «Верю в то, что есть достаточное количество умных людей. Иначе я бы не читал стихи, не играл бы спектакли». Я жду эту книгу. Она готова, но нужно четыре тысячи долларов, чтобы ее напечатать… Пишу новую книгу «Калейдоскоп» -- эссе, размышления о литературе и театре.

-- Извините, но, судя по всему, материальные дела у вас не ахти…

-- Лучше, чем раньше, но хуже, чем могло бы быть. Мне на роду не написано иметь, скажем, шикарную виллу, машину.

Мои родители говорили: «Бедность -- не порок, но большое свинство». Денег должно хватать для нормальной жизни -- и все. Стыдно быть богатым в нищей стране, тем более выставлять это богатство напоказ… Но у меня маленькие дети, и я должен зарабатывать. Я всегда жил по принципу: «Никогда не думай о завтрашнем дне».

«Поставив антрепризный спектакль, я принес семье убыток в 30 тысяч долларов США!»

-- Вы верующий человек?

-- А как же! Бог во мне всегда! (Козакова крестили еще в детстве. -- Авт. ).

-- Как относятся к вашей популярности сыновья?

-- Спокойно. Младший, 14-летний Мишка, слава Богу, занимается математикой.

-- Насколько я знаю, в одной школе с сынишкой другого Михаила Михайловича -- Жванецкого?

-- Действительно, так. Он, в отличие от отца-идиота, в совершенстве знает английский язык. Старший, сорокалетний Кирилл, помимо актерской деятельности, сейчас серьезно занимается кастингом американско-российских фильмов.

-- Вы -- богатый папа…

-- И дедушка тоже (улыбается. -- Авт. ). У меня пятеро детей и столько же внуков. Впервые женился на своей однокласснице Грете Таар, в результате этого десятилетнего брака появились Катя и Кирилл. Женился еще трижды. Самый короткий союз, всего три года, был с Медеей, от нее у меня замечательная дочь Манана, которой уже тридцать четыре! Она -- очень талантливая актриса. Но, к сожалению, с ней и ее семьей -- мужем-режиссером и дочерью Тинатин -- видимся редко, они живут в Тбилиси.

Есть еще дочь Катюша… Все мои жены -- разных национальностей, и все, кроме Анны, с экзотическими именами: Грета, Медея, Регина. Со мной рядом всегда были хорошие женщины, я уважаю их и дружу с ними. Они до сих пор для меня родные.

-- Создав свой театр «Русская антреприза Михаила Козакова», вы успешно поставили несколько спектаклей…

-- Сейчас от этого отошел, опять-таки, в связи с работой в Театре имени Моссовета. Нынче антрепризой больше занимается моя супруга-продюсер. К тому же, несмотря на то что мои спектакли всегда собирали 500 зрителей (в Израиле доходило до 1000 человек!), с антрепризой по Фридриху Дюренматту я экономически провалился. В постановку было вложено 80 тысяч долларов, а вернули мы только 50 тысяч. Таким образом, я принес семье убыток в 30 тысяч долларов. После этого испугался и перестал играть.

-- Над чем работаете сейчас?

-- На полноценные ленты катастрофически не хватает средств. Но я уже снял за ничтожно малые деньги (30 тысяч долларов) «Ужин в четыре руки» (получил премию «ТЭФИ». -- Авт. ) всего за 6 дней. За 200 тысяч долларов сделал музыкальный фильм «Джокер», нищета финансирования которого, понятно, видна на экране… Тем не менее, не жалею, что создал эти вещи, и буду продолжать снимать. Сейчас берусь за свою давнюю мечту -- фильм «Медная бабушка»: о последнем годе жизни Пушкина, об одиночестве творческой личности. Сценарий по пьесе Леонида Зорина уже написан. Есть, правда, всего 83 тысячи долларов, но этого достаточно лишь на производство и декорации. Придется уговаривать хороших актеров сниматься почти бесплатно…

-- Особое место в вашей творческой жизни всегда занимал Уильям Шекспир…

-- Я снимаю для телевидения трехсерийный (каждая серия -- по двадцать шесть минут) фильм «Играя Шекспира». Это рассказ о моих ролях в шекспировских пьесах.

Я переиграл в «Гамлете» все мужские роли, от принца датского до тени отца Гамлета. Остался, разве что, бедный Йоpик… Сейчас работаю в Театре Моссовета, где уже пятый год играю Шейлока в «Венецианском купце». Нынче эта роль на исходе -- недавно состоялась очень важная для меня премьера «Короля Лира». С режиссером-постановщиком Павлом Хомским мы несколько лет готовились к этой постановке. «Поднять» такие две роли одновременно, естественно, тяжело.

-- Приходилось слышать, что Лир в вашем исполнении современен и традиционен одновременно…

-- А я -- традиционалист! Не приемлю, когда режиссеры перекручивают авторский замысел. Например, превращают в прохиндея Короля Лира -- изначально доброго человека, но облеченного властью деспота, который потом мучительно прозревает!

Можно, скажем, из Татьяны Лариной сделать проститутку. Она будет писать Онегину и мастурбировать, держа перед собой портрет какого-то блондина. Но зачем?! Зачем Хлестакова превращать в бандита, толстяков играть худым, а Джульетту -- старухам… Не надо из Ромео делать гомосексуалиста! Так что в этом смысле «Король Лир» -- очень традиционный спектакль. Конечно, пишут и говорят разное…

-- И как воспринимаете критику?

-- Отвечу словами одного из своих персонажей: «Когда хвалят, приятно. Когда ругают, три дня бываю не в духе».

-- Михаил Михайлович, какую роль вам хотелось бы еще сыграть?

-- Признаться, уж и не знаю, кого играть после Лира. Ведь возрастных ролей в театре и кино крайне мало. Ужасно жаль, что лежат мои комедии, которые можно играть… Может, поставлю их в Одессе. Если буду жив…