Україна

Нефтяные игры польши уже в ближайшее время могут поставить украинскую нефтетранспортную отрасль на грань кризиса

0:00 — 29 листопада 2003 eye 220

Наш стратегический партнер, оценивая предложения по транзиту нефти, выбирает национальный интерес

Украинская медлительность в переговорах с россиянами о транзите нефти начала приносить негативные результаты. В начале ноября российская «Транснефть» закончила модернизацию северной ветки «Дружбы», вследствие чего российский транзит через Польшу возрастет в следующем году на 5 миллионов тонн. Соответственно, сократится прокачка сырья по территории Украины, а «Укртранснафта» недосчитается около 25 миллионов долларов. Пикантность ситуации придает тот факт, что Польша добилась этого успеха на фоне постоянных уговоров украинцев отказаться от транспортировки «непатриотической» российской нефти.

Нефтетранспортный бизнес -- один из самых динамичных, и для того, чтобы удержаться на плаву, необходимо оперативно реагировать на любое изменение конъюнктуры. Чересчур страстная любовь отечественных чиновников ко всевозможным исследованиям и экспертизам, подогреваемая отдельными личностями в Еврокомиссии, уже стала притчей во языцех. А желание позаботиться не только о себе, но и о наших соседях (в частности, о проблемах Босфора, о загрузке терминала в Гданське), приводит к тому, что Украиной элементарно пользуются соседи для решения своих насущных проблем.

Ярким примером того, как не надо строить отношения с партнерами в нефтяном бизнесе, стало неподписание в августе этого года долгосрочного договора с Россией о транзите нефти по территории Украины. А ведь причина, по которой стороны отказались от подписания уже практически согласованного документа, заключалась вовсе не в амбициях россиян (никто не просил у нас трубы в собственность или концессию). Не имея на руках ни единого альтернативного предложения, украинские правительственные чиновники попросту отказались включать в договор положения о прокачке сырья по маршруту Броды--Одесса.

Как следствие, «Транснефть» стала искать альтернативные пути транспортировки нефти. И нельзя сказать, что нас об этом не предупреждали. Но наши чиновники имеют странную привычку не верить российским проектам до тех пор, пока они не осуществятся. Так вышло и на этот раз.

Сегодня перед украинской нефтетранспортной отраслью маячит сразу несколько весьма болезненных проблем. Во-первых, это непрекращающееся строительство Балтийской трубопроводной системы (БТС). Не прошло и двух лет после ввода в эксплуатацию первой очереди нефтепровода мощностью 12 миллионов тонн в год, как БТС была расширена до 30 миллионов тонн (это, между прочим, больше, чем весь транзит по территории Украины в 2002 году). Как заявил президент «Транснефти» Семен Вайншток, к весне следующего года мощность БТС будет увеличена до 42 миллионов тонн нефти, а всего система технологически рассчитана на перекачку до 62 миллионов тонн.

Второй ловушкой для нас стала модернизация северной белорусской ветки нефтепровода «Дружба». В Украине почему-то практически все были уверены, что это делается для увеличения транзита нефти по нашей территории. Может быть, в контексте запуска «Броды--Одесса» так оно и было бы. Однако охлаждение отношений с россиянами привело к тому, что 5 миллионов тонн, на которые была расширена пропускная способность трубы, со следующего года уйдут в Польшу. Учитывая все возрастающие мощности БТС, а также приоритетность данного направления, можно предположить, что эти объемы будут сняты с украинских направлений. Во всяком случае до сих пор не подписано ни одного соглашения с россиянами, которое гарантировало бы Украине прокачку определенных объемов нефти по ее территории.

О том, что перечисленные проекты могут аукнуться Украине уже в самое ближайшее время, свидетельствует политика, которую проводит «Транснефть» при нынешнем руководителе Семене Вайнштоке. Придя в компанию в 1999 году, Вайншток, помимо БТС и Польши, осуществил еще несколько «обходных» проектов. Первым стало строительство в рекордно короткие сроки ветки Баку--Махачкала--Новороссийск в обход Чечни. Ну, а о втором у нас в стране помнят до сих пор: ветка Суходольная--Радионовская в обход территории Украины лишила «Укртранснафту» 30 миллионов тонн транзитной нефти. Кстати, и тогда россияне нас заблаговременно предупреждали о возможных проблемах, и также готовы были сесть за стол переговоров. Однако отечественные чиновники наотрез отказались уменьшить тариф на перекачку нефти, за что и поплатились.

Есть веские основания считать, что политика украинского правительства в нефтетранспортной отрасли и сегодня безо всяких экономических оснований направлена на более тесное сотрудничество с Польшей в ущерб украинско-российским отношениям. И почему-то в Кабмине никто не задумывается: а может ли себе позволить такое поведение государство, в котором 95 процентов транзита нефти и 85 процентов перерабатывающих мощностей зависимо от поставок сырья из России? Какой смысл рубить сук, на котором сам же сидишь?

Даже не нефтянику понятно, что Польша, которую нынешнее правительство выбрало себе в партнеры, откровенно не считается с интересами Украины, за ее спиной договариваясь с Россией об увеличении транзита нефти по своей территории. В то же время поляки и их доброжелатели в Украине усердно бомбят наших чиновников и СМИ тезисами о том, что прокачивать российскую нефть «непатриотично», что она некачественная, тяжелая, высокосернистая, и что ее прокачка по «Броды--Одесса» повредит нефтепроводу. Вот, значит, как! Польскому нефтепроводу российская нефть не повредит, а украинская труба, будто бы не из той же стали делается!

Если бы такое поведение Польши ограничивалось только агрессивным пиаром, это было бы полбеды. Однако в результате «сотрудничества» с поляками Украина теряет вполне реальные деньги. Уже неоднократно писалось, что простаивающий «Броды--Одесса» -- это 90,6 миллиона долларов дохода, которые ежегодно могла бы получать «Укртранснафта». «Дружба--Адрия», ратификация соглашения по которой один раз уже была фактически сорвана в парламенте «нашеукраинцами» и представителями донецкого бизнеса, -- еще не менее 25 миллионов долларов в год. Ну и наконец, 5 миллионов тонн, на которые, скорее всего, сократится транзит по территории Украины в следующем году -- еще 24--25 миллионов долларов.

Даже по самым скромным подсчетам выходит около 150 миллионов долларов государственных денег. А что мы получили взамен? Пару десятков презентаций, вечно продолжающиеся исследования, за которые еще и приходится платить, и аварии на нефтепроводах, потому что средства «Укртранснафты» до недавнего времени тратились не на нефтетранспортную систему. Ничего себе стоимость «стратегического партнерства» с поляками!

P. S. Известно, что посол Польши в Украине Марек Зюлковски любит отвечать открытыми письмами на публикации, которые, по его мнению, задевают имидж его государства. Интересно, сможет ли он честно прокомментировать факт договоренностей польской государственной (!) компании PERN Przyazn с российской «Транснефтью», в то время как высшее руководство Польши «кормит» Украину ни к чему не обязывающими обещаниями построить в дополнение к одному простаивающему нефтепроводу ценой в 450 миллионов долларов еще один стоимостью 300 миллионов долларов?