Україна

Рабочие лисичанского нпз считают, что инвестиции тнк-вр обеспечивают будущее украинской экономики

0:00 — 3 жовтня 2003 eye 360

Без преувеличения, приход Тюменской нефтяной компании на Лисичанский НПЗ -- это целая веха в истории рынка нефтепродуктов Украины. Стабильная работа ТНК позволила решить целый ряд острых проблем в жизни Лисичанска, Луганской области и Украины в целом.

Николай Приймак, генеральный директор объединения «Укрнефтехимпереработка» уверен, что «нельзя оценить работу компании и ее значение для государства и общества, используя сухие цифры отчетности. Для того чтобы понять, чего действительно стоят усилия ТНК-ВР, недостаточно комментариев, исходящих от хозяев высоких кабинетов. Важно спросить простых рабочих о том, как им живется с приходом тюменцев». Как и у высоких чиновников, у заводчан есть и собственное мнение о том, станет ли лучше государству от расширения присутствия ТНК в Украине и инвестиций в другие объекты нефтяной инфраструктуры.

«Каждый на своем рабочем месте старается «держать марку»

Во время празднования Дня нефтяника, которое проходило в Лисичанске в прошлом месяце, у автора была возможность пообщаться с работниками НПЗ и прямо спросить о том, что их устраивает в сегодняшней работе ТНК-ВР, а что нет, каково отношение к планам этой корпорации.

З. Полякова, старший аппаратчик цеха N 23:

-- Для нашей семьи работа на Лисичанском НПЗ -- это жизнь. Мой муж трудится на установке получения серы, я -- на азотной станции, и мы горды тем, что связаны судьбой с этим предприятием. При нынешней нестабильной жизни вокруг наш Лисичанский НПЗ -- как островок благополучия. А обрели мы его именно с приходом Тюменской нефтяной. Поэтому и считаем: все, что проводит компания на нашем заводе, только на благо предприятию, на благо его работникам. А мы, в свою очередь, стараемся каждый на своем рабочем месте «держать марку». Я доверяю ТНК, поэтому считаю, что от воплощения ее планов на украинской земле выиграют все.

В. Сивухина, инженер отдела охраны труда:

-- Меня очень радует отношение на нашем предприятии к молодым специалистам. Очень дальновидная политика -- готовить свои кадры, омолаживать коллектив. Не зря ТНК уделяет этому такое внимание. Радует и отношение к уходящим на заслуженный отдых: людей провожают не только с почетом, но и денежным вознаграждением. Другой положительный момент: с приходом на завод инвестора укрепились дисциплина и порядок, это сегодня заметно всем. Если же говорить о более масштабных вещах, то я положительно отношусь в целом к расширению влияния ТНК в Украине и считаю, что не имеет значения национальная принадлежность. Если россияне показали, что умеют правильно вести хозяйственную политику, если от этого в выигрыше рядовые граждане -- пускай инвестируют, помогают развитию украинской экономики. А пенсионеры и бюджетники им только спасибо скажут. Вот наше основное бюджетообразующее предприятие региона работает, исправно отчисляет все налоги. Кому от этого хуже стало?

П. Шкуренко, работник лисичанской фирмы «Агросфера»:

-- Если бы все осталось по-прежнему, здесь сейчас уже, наверное, не было бы никакого НПЗ, все разобрали бы по кусочкам. А так, благодаря приходу компании -- порядок, все находится под контролем. На мой взгляд, все отлично.

«Компания не только обещает, но и реально вкладывает в завод значительные средства»

Н. Корытко, электромеханик цеха N 29:

-- С приходом на предприятие Тюменской нефтяной компании жизнь завода и заводчан изменилась полностью. Производство ожило, работают технологические установки, все заняты делом и относятся к выполнению обязанностей более ответственно, радеют за наше предприятие. Что касается моего отношения к расширению присутствия ТНК в Украине, то я только «за». Больше оборот капитала, значит, больше налоговых отчислений, а значит, легче будет и нашим пенсионерам, и работникам бюджетной сферы, здоровее социальная обстановка. Любое государство, а особенно такое развивающееся, как наше, без инвестиций не сможет достичь европейского уровня. Так что думаю, что ТНК-ВР поможет Украине в этом развитии.

Т. Лисицкая, инженер цеха N 52 (ЦЗЛ):

-- Очень много за последнее время перемен. Во-первых, порядок на заводе. Ощущаешь стабильность, уверенность в завтрашнем дне. Есть ощущение, что ты кому-то нужен. Теперь можно себя реализовать, ты понимаешь, что учился не зря. За это время мы успели убедиться, что компания не только обещает, но и реально вкладывает в завод значительные средства. Взять, к примеру, нашу лабораторию. Постоянно приобретаются новые виды оборудования, причем действительно необходимое. Мы сами выбираем то, что нам нужно. Словом, подход ко всему с головой. А в отношении расширения присутствия ТНК в Украине я скажу так: если российская компания помогает подняться экономике Украины, ничего в этом плохого не вижу. Раз рядовым гражданам от этого только добро, то при чем здесь политика?

А. Голубицкий, механик цеха N 5 (битумное производство):

-- То, что с приходом инвестора наш завод ожил, -- факт неоспоримый. И это чувствуется на всех производствах. У всех есть конкретное дело. Работы прибавилось, но возросла и заработная плата. Меня особенно радует, что наконец-то возобновилось сооружение нашей битумной установки, которую уже занесли было в разряд долгостроев. Сегодня работа на стройке кипит, и надеюсь, летом следующего года мы запустим установку. Одобряю политику компании в Украине. Это нормальное явление, признанная практика во всем мире, чтобы инвестиции крупных компаний работали, принося не только прибыль своим хозяевам, но и благосостояние, работу, стабильный заработок людям, которые трудятся на предприятиях.

Президент Украины призвал Кабинет министров «решать вопрос заполнения трубопровода исключительно из экономических расчетов… »

Следующий перспективный проект ТНК-ВР в Украине -- это инвестиции в простаивающий сегодня нефтепровод «Одесса--Броды». В начале сентября государственная компания «Укртранснафта», которой принадлежит трубопровод, объявила тендер по заполнению нефтепровода технологической нефтью. Единственной компанией, которая откликнулась на это предложение, оказалась ТНК-ВР. И это в очередной раз снимает все предубеждения по поводу реализации проекта загрузки нефтепровода «Одесса--Броды». Работа нефтепровода никого в Европе или Казахстане на деле не волнует. Предложение же ТНК-ВР является логичным завершением предложения по заполнению нефтепровода и началу транзита по нему нефти со стороны как ТНК-ВР, так и «ЮКОСа», «Сибнефти», «Роснефти», «Сиданко» и «Транснефти».

Во вторник Президент Украины Леонид Кучма на пресс-конференции поделился своим видением будущего нефтепровода «Одесса--Броды». По его словам, правительство должно решать проблемы загрузки трубы только с экономической точки зрения. Глава государства также отметил ряд проблем с заполнением объекта сырьем. «Я хотел бы получить четкие ответы на несколько вопросов, -- сказал Президент. -- Кто продавец нефти, способный заполнить этот трубопровод? Какая компания купит это сырье в Европе? И наконец последний вопрос: кто нам даст гарантии на 100 миллионов тонн, что заполнит трубу технологическим сырьем? Эти вопросы пока без ответов».

Поскольку в тот же день пресс-конференцию провел президент компании «Укртранснафта» Александр Тодийчук, журналисты переадресовали ему вопросы Леонида Кучмы. «Я ставил в известность Президента о том, кто конкретно покупатель и продавец нефти, но вам сказать этого не могу, поскольку это конфиденциальная информация», -- ответил Александр Тодийчук.

На вопрос, может ли он назвать хотя бы одного потенциального поставщика технологического сырья для заполнения «Одесса--Броды», кроме ТНК-ВР, Александр Тодийчук ответил: «Такие поставщики есть, но это тоже конфиденциальная информация».

Участвовавший в той же пресс-конференции замминистра иностранных дел Александр Чалый призвал журналистов «вспомнить о том, что вопрос нефтепровода «Одесса-Броды» -- политический».

На упоминавшейся уже встрече с прессой Леонид Кучма подчеркнул: «Я еще раз призываю Кабинет министров решать вопрос заполнения трубопровода исключительно из экономических расчетов, но не политических».

Согласно данным пресс-службы «Укртранснафты», на сегодня предложение о заполнении трубопровода «Одесса--Броды» технологической нефтью поступило только от ТНК-ВР. Другие компании, в частности Азербайджанская государственная нефтяная компания, прислали в адрес «Укртранснафты» официальный отказ от участия в заполнении трубопровода на условиях компании.

Как рассказал Михаил Стецькив, директор Предприятия Приднепровских магистральных нефтепроводов, входящих в состав «Укртранснафты», предложение ТНК является преимущественным с технологической точки зрения: российская нефть марки URALS на сегодня -- единственное сырье, не требующее создания банка качества при транспортировке по нефтепроводу «Одесса--Броды» и далее по нефтепроводу «Дружба» (или по нефтепроводу «Дружба» и далее из Брод в Одессу). Таким образом, логично, чтобы нефтепровод «Одесса--Броды» был заполнен именно российской нефтью марки URALS, которая, кстати, уже сегодня прокачивается по «Дружбе» и 52-километровому участку «Одесса-Броды».

По словам Михаила Стецькива, закачка технологической нефти в трубопровод в зимний период гораздо сложнее, чем сегодня. «Не говоря уже о том, что залить нефть разных сортов в трубопровод нереально. Произойдет потеря качества более дорогого каспийского сырья. Если же залить каспийскую нефть, которой просто нет, то это значит -- надолго оставить нефтепровод пустым. Ведь сырье с Каспия нужно доставлять по трубопроводу «Дружба» в Европу без потери качества, а для этого нужен так называемый банк качества, то есть дополнительный резервуарный парк, которого нет», -- сказал Михаил Стецькив.

По мнению гендиректора «Укрнефтехимпереработки» Николая Приймака, с социальной точки зрения, запустить в эксплуатацию трубопровод «Одесса--Броды» просто необходимо: это даст государству возможность зарабатывать дополнительно 90 миллионов долларов бюджетных поступлений в год, обеспечить работой жителей областей, по которым проложен трубопровод, трудоустроить выпускников Ивано-Франковского института нефти и газа.

По словам Николая Приймака, «предложение ТНК-ВР по загрузке нефтепровода «Одесса--Броды», кое-кто сегодня пытается поставить под сомнение, наживая себе таким образом политический (и не только) капитал. Но правда заключается в том, что нефтяные компании не станут навязываться и предлагать нефть вечно и начнут поиски альтернативных возможностей по экспорту сырья. И тогда Украина рискует вообще остаться без нефти по вине участников политических игр».