Події

Жизни бывших сотрудников краматорского обоп, сыгравших не последнюю роль в раскрытии убийства игоря александрова, грозит опасность?

0:00 — 4 жовтня 2003 eye 7529

По словам начальника отдела Генеральной прокуратуры Украины Николая Дробиняка, краматорские бандиты могут быть причастны и к похищению в Киеве сыновей известного в Донецкой области бизнесмена Валерия Карпенко

Сенсационное заявление Генеральной прокуратуры и СБУ о раскрытии убийства президента славянской телекомпании «ТОР» Игоря Александрова, а также четырех других заказных убийств, совершенных в Донецком регионе, за последнюю неделю получило неожиданное продолжение. Напомним, что в заявлении речь шла об аресте исполнителей и заказчиков убийств донецкого журналиста летом 2001 года и местных бизнесменов, а также о причастности к преступлениям бандитского формирования «17-й участок», много лет действующей на севере Донбасса.

С понедельника в Краматорске и Славянске работает следственно-оперативная группа Генеральной прокуратуры во главе с начальником отдела расследований уголовных дел о преступлениях против личности Николаем Дробиняком, который, кстати, возглавлял расследование убийств Вадима Гетьмана и Евгения Щербаня. Как стало известно «ФАКТАМ», члены краматорских группировок «17-й участок» и «Старый город» проверяются на причастность и к похищению людей.

В то же время бывшие сотрудники краматорского отдела по борьбе с организованной преступностью Олег Солодун и Михаил Сербин, сыгравшие не последнюю роль в раскрытии убийства Александрова, заявили, что теперь их жизни грозит опасность. В свое время оба офицера были уволены из органов внутренних дел, хотя на самом деле именно они с самого начала расследования называли организаторов убийства журналиста. Чтобы признать их правоту, понадобились два года. По всей видимости, бывшие милиционеры автоматически переходят в ранг свидетелей по этим уголовным делам и потому обоснованно полагают, что, возможно, кто-то сделает все, чтобы они замолчали.

На поклон к краматорским бандитам ходили не только местные коммерсанты, но и правоохранители

Развитие и становление краматорской преступной группировки «17-й участок» связывают с уголовным авторитетом Шпортюком, которого правоохранители знали под прозвищем Шкрок. В начале 1992 года стихийно образовавшаяся группировка мало чем отличалась от обычной банды хулиганов, занимавшейся уличными грабежами. Однако с приходом в нее Шпортюка, имевшего к тому времени уже две судимости, уличная группировка трансформировалась в вооруженное до зубов бандформирование с жесткой дисциплиной. И вскоре о «17-ом участке», названном так «в честь» одноименного микрорайона в Краматорске, заговорил весь Северный Донбасс. За первые годы существования численность бригады увеличилась с нескольких десятков до сотни боевиков, каждый из которых строго выполнял отведенную ему роль. К краматорским браткам на поклон стали ходить не только местные коммерсанты, с которых «семнадцатые» регулярно снимали мзду, но и представители правоохранительных органов. По информации донецких правоохранителей, в середине 90-х годов «17-й участок», подчинив себе практически весь краматорский деловой мир, перешел в наступление на соседние территории (Славянск, Дружковка), подминая под себя другие группировки…

Но одному держать в подчинении столь мощную ОПГ было проблематично, и у Шкрока появились соратники: Яковенко, Ермаков и Герман. Кроме них, активное участие в деятельности группировки принимал и бывший милиционер Константин Яворовский, имевший тесные связи с действующими правоохранителями (поговаривают, что у него были близкие отношения с начальником Краматорского ОБОП Владимиром Бантушем). Деньги, «заработанные» бригадой, поступали в общак, которым справедливо распоряжался Шпортюк. Очевидно, в какой-то момент «17-й участок» настолько потеснил местных стражей порядка, что логично стал вопрос «кто в доме хозяин?». И тогда уж правоохранителям ничего другого не оставалось, как нанести группировке сокрушительный удар. Но сделать это оказалось нелегко. После нескольких неудачных попыток задокументировать деятельность «17-го участка» и его лидеров, оперативники уже не сомневались в том, что каждый раз Шкрок и его окружение были заранее предупреждены о действиях милиции. И все же Шпорюк и несколько членов возглавляемой им группировки были арестованы и осуждены. Обезглавив «17-й участок», правоохранители, однако, саму банду не ликвидировали, более того, главные претенденты на лидерство в ней (соратники Шпортюка) остались на свободе. Место коротавшего время в колонии Шкрока заняли его заместители. И Яковенко (по прозвищу Егор) в лидерах продержался недолго -- в 1996 году киллеры настигли его на автотрассе неподалеку от Славянска. После убийства Егора та же участь ждала и его преемника Ермакова, считавшегося ближайшим соратником Шкрока: на террасе летнего кафе в центре Краматорска его демонстративно расстреляли на глазах у охраны и посетителей кафе… После смерти сподвижников Шкрока управление группировкой взял на себя Герман, а его правой рукой стал Константин Яворовский.

Из оперативных сводок: «В период 1993--1999 годов в Краматорске и Славянске (Донецкая область), а также в Вознесенске (Николаевская область) было совершено более десятка заказных убийств. Анализ оперативной информации и фактические обстоятельства совершения этих преступлений указывают на причастность к ним членов ОПГ «17-й участок», действовавшей на территории указанных городов. Наиболее активные члены группировки: И. Шпортюк и Д. Герман. Мотивом для заказных убийств стала месть конкурирующих с «17-ым участком» группировок, а также разногласия внутри самого ОПГ в вопросах раздела доходов, полученных от преступной деятельности».

За лидера «семнадцатых» поручились даже столичные криминальные авторитеты

А делить, как оказалось, было что. По данным бывших сотрудников краматорского ОБОП Солодуна и Сербина, на то время только в банках Испании хранились миллионные(!) вклады «17-го участка». Но такие деньги на одних поборах не заработать. Активность со стороны правоохранителей, да и сама жизнь заставили членов «17-го участка» изменить характер своей деятельности. Первые шаги в сторону легализации доходов ОПГ были сделаны после ареста Шпортюка. Благодаря внедрению своих людей во все сферы бизнеса дела «17-го участка» быстро шли вверх.

Экономической основой ОПГ стало влиятельное славянское предприятие «Укрлига», которым руководил Александр Рыбак, приятель лидера «семнадцатых» Яковенко (говорят, они учились в одном техникуме). Не являясь, по сути, активным членом «17-го участка», Рыбак, тем не менее выполнял одну из главенствующих ролей в деятельности преступной группировки. Не без его участия налаживался контакт между преступниками и… органами власти, включая правоохранителей, с которыми Рыбак нашел общий язык особенно быстро. Связь с ОПГ «Укрлига» осуществляла в основном через Константина Яворовского, который, в свою очередь, «делился мыслями» с правоохранителями. Самому же Рыбаку тесная связь с криминальным миром была только на руку. Дружба с «17-ым участком» давала ему возможность устранять конкурентов по бизнесу.

Но, несмотря на то, что «семнадцатые» вышли на солидные деловые круги, назвать их деятельность легальной все равно можно было лишь с большой натяжкой. Наиболее распространенный способ вести бизнес в исполнении членов «17-го участка» выглядел приблизительно так: партнерам, рискнувшим заняться с ними коммерцией, предлагалось подписать контракт, условия в котором были выгодны только для одной стороны. (Доброе слово и пистолет всегда действуют эффективнее, чем просто доброе слово, говорил когда-то классик жанра Аль Капоне).

Но новые правила, продиктованные Германом и Яворовским, не всем в бригаде пришлись по душе -- против их политики ведения дел выступили сподвижники Шпортюка. Принципиальные разногласия в итоге послужили причиной раскола в ОПГ. Группировка, по сути, разделилась на два устойчивых формирования, одно из которых возглавил когда-то единомышленник Шкрока, а теперь, по сути, его конкурент Дмитрий Герман. Оказавшись на свободе после пяти лет, проведенных за решеткой, Шпортюк решил вернуть утраченное лидерство и даже заручиться поддержкой известного столичного криминального авторитета Черепа, с которым, говорят, познакомился, когда сидел в тюрьме. Не исключено, что дружба с Шкроком стоила последнему жизни: два года назад Череп был убит в Киеве недалеко от своего дома, а до этого конкуренты Шпортюка готовили на него покушение в Донецкой области.

В связи с этим смерть Ермака, наступившая через несколько месяцев после освобождения Шкрока, многие тогда посчитали местью возвращенца. В это же время, опасаясь за свою жизнь, в 1998 году Герман бежит за границу и обосновывается в Дюссельдорфе, откуда все же продолжает руководить делами группировки. А меньше чем через год от Константина Яворовского, специально приехавшего в Дюссельдорф, ему становятся известны истинные обстоятельства криминальных разборок. Герман узнает, что убийство руководителя «17-го участка» Ермакова было спланировано и организовано директором «Укрлиги» Александром Рыбаком, а также о связях последнего с правоохранительными органами. Каким-то образом Герману удалось записать свою беседу с Яворовским на аудиопленку и затем передать ее в Украину.

Когда сотрудники краматорского УБОП Солодун и Сербин обратились к руководству МВД с просьбой провести служебное расследование… их уволили

Кассета с фактами, компрометирующими не только криминальных авторитетов, но и милицейских начальников, попала в руки бывших сотрудников Краматорского ОБОП О. Солодуна и С. Сербина. В то время офицерам милиции уже было известно о коррупционных связях милицейских руководителей с членами «17-го участка», что они и пытались донести до руководства МВД, Генеральной прокуратуры и т. д. Однако служебное расследование, начатое по их инициативе, имело для оперативников неожиданный финал: Солодун и Сербин были… нет, не награждены за отличную службу, а уволены из милиции, как говорится, без выходного пособия!

Когда же в их распоряжении оказались уже неоспоримые доказательства вины «оборотней», бывшие милиционеры обратились за помощью к местному журналисту, а одновременно -- к президенту телекомпании «ТОР» Игорю Александрову, который не только предоставил Сербину и Солодуну эфирное время на своем телеканале, но и помог донести до Киева информационную бомбу о донецких оборотнях и бизнесменах -- заказчиках убийств. Во время одного из таких эфиров Сербин и Солодун заявили о том, что предоставят журналисту «дюссельдорфскую» кассету. Это заявление прозвучало в апреле 2001 года, а через три месяца неподалеку от офиса телекомпании на журналиста Игоря Александрова было совершено покушение -- неизвестные избили его бейсбольными битами, и спустя четыре дня он скончался в больнице, не приходя в сознание…

А Киев тем временем молчал. Два года. «Дюссельдорфская» кассета, публичные заявления Сербина и Солодуна, в которых они называли фамилии заказчиков и организаторов убийства Александрова и других преступлений… не находили своего подтверждения в ходе официальных расследований.

Кроме ареста местного бомжа Юрия Вередюка, которого обвинили в смерти журналиста, расследование убийства Александрова, можно сказать, с мертвой точки не сдвинулось, пока им нынешней зимой не занялись руководители подразделений Главного следственного управления Генеральной прокуратуры и СБУ.

-- Результатом нашей совместной работы и стало раскрытие убийства Игоря Александрова, а также трех других заказных убийств (включая убийство лидера «семнадцатых» Ермакова) и одного покушения на жизнь. Заказчиком всех пяти преступлений является один человек -- Александр Рыбак, бывший руководитель славянской фирмы «Укрлига», а исполнителями -- двадцатилетние киллеры, которым за «работу» заплатили 4 тысячи долларов, -- заявил журналистам начальник отдела по расследованиям уголовных дел о преступлениях против личности Генеральной прокуратуры Николай Дробиняк. -- Арестован также младший брат Рыбака -- Дмитрий, который, как мы считаем, был организатором убийства журналиста и других преступлений. Кроме них, в деле фигурируют и другие члены ОПГ «17-й участок», в частности Яворовский и Герман.

Кстати, Дмитрий Герман в поле зрения правоохранителей находится давно. В 2001 году он был арестован в Германии сотрудниками Интерпола, а затем экстрадирован в Украину. В декабре прошлого года суд приговорил бывшего лидера «17-го участка» к пожизненному заключению. Константин Яворовский и другие фигуранты этого дела были арестованы в нынешнем году.

***

Кстати, год назад в Киеве были похищены сыновья известного в Краматорске бизнесмена Валерия Карпенко (»ФАКТЫ» писали об этом). До сих пор о судьбе 24-летнего Дениса и 32-летнего Дмитрия (на момент похищения) ничего не известно. Зато у следствия, по нашей информации, есть основания полагать, что к похищению братьев с целью выкупа причастна одна из краматорских преступных группировок.

Начальник отдела Генеральной прокуратуры Николай Дробиняк, выражая мнение всех членов следственно-оперативной группы Генеральной прокуратуры Украины и Службы безопасности Украины, заявил:

-- Если братьев Карпенко вернут живыми и невредимыми, помогут следствию -- это обязательно будет учтено в ходе следствия. Шанс смягчить свою участь у похитителей и причастных к похищению лиц остается. Других шансов у преступников не будет!

P. S. При подготовке материала использовались данные Генеральной прокуратуры Украины, ГУБОП МВД, а также публикации в СМИ.