Події

Из здания госдумы по подземному тоннелю было вывезено более 1500 тел мертвых защитников белого дома, но в телеобращении борис ельцин сказал, что погибли 142 человека

0:00 — 7 жовтня 2003 eye 408

Ровно 10 лет назад в столице России политическое противостояние между президентом и парламентом закончилось кровавой бойней

С каждым годом митинги в память об октябрьских событиях 1993 года в Москве (по разным данным, тогда погибло от 100 до 1500 человек) собирают все меньше участников. Так, например, в прошлом году на девятую годовщину расстрела Белого дома почтить память погибших пришли около полутораста человек вместо заявленных организаторами полутора тысяч. Десятая годовщина кровавых событий на Красной Пресне и на площади перед «Останкино» тоже помпезностью не отличалась.

Попытка сместить Ельцина закончилась неудачей -- депутатам не хватило голосов

Примечательно, что не только политики, но и подавляющее большинство граждан, оценивая произошедшее 3--4 октября 1993 года, считают вооруженное противостояние у Белого дома результатом борьбы за власть между сторонниками тогдашних лидеров: президента Бориса Ельцина с одной и главы Верховного Совета РСФСР Руслана Хасбулатова и вице-президента Александра Руцкого -- с другой стороны. Кстати, с течением времени становится все больше уверенных, что Ельцин мог бы урегулировать вспыхнувший конфликт без бронетранспортеров и прицельного огня снайперов!

Как известно, изначально причиной бойни на московских улицах в 1993 году послужило то, что новая Россия продолжала жить по Конституции Советского Союза. Зато, как не без сарказма заметил один историк, парламентом был принят закон о пчеловодстве, где законодательно(!) определялась даже процедура отлова пчелиного роя. Число поправок к «старой» Конституции к октябрю 93-го перевалило за 400. Терпение Ельцина лопнуло и он объявил референдум о доверии президенту и парламенту. Однако депутаты расценили такой шаг как попытку государственного переворота. И в пику президенту внеочередной съезд народных депутатов предоставил законодательному органу -- Верховному Совету -- право приостанавливать действие любых указов и распоряжений главы России… дополнив «лоскутную» конституцию очередной поправкой -- статьей об импичменте, по которой президентские полномочия немедленно прекращались решением съезда! Правда, попытка сместить Ельцина закончилась неудачей -- не хватило голосов. На референдуме россияне также отдали предпочтение Борису Николаевичу. Это не понравилось председателю Верховного Совета Руслану Хасбулатову, который стал призывать депутатов не спешить с принятием новой конституции РСФСР. Затем Хасбулатов объявил на всю страну, что очередная попытка импичмента будет рассмотрена на ближайшем съезде. Но ведь на референдуме народ уже подтвердил свое доверие президенту, не проводить же второй референдум в подтверждение первому?! И тогда Борис Николаевич решился издать роковой для простых россиян указ о роспуске Верховного Совета.

В то время никто и предположить не мог, что депутаты, образно говоря, забаррикадируются в Белом доме под предлогом принятия жизненно важных для страны решений, здание возьмут в плотное кольцо солдаты на бронетранспортерах, а не искушенные в политике обыватели в буквальном смысле грудью станут защищать парламентариев.

Не зная тонкостей российских закулисных политических игр, трудно говорить, насколько спонтанно развивались события, были ли по ту и другую сторону баррикад провокаторы и т. д. Это уже потом Ельцин со товарищи клялся, что заранее никто не планировал расстрела Белого дома танковыми залпами и выстрелами скорострельных пушек БТРов. Однако если массовость не планировалась, то как можно объяснить тот факт, что в ночь на 3 октября 1993 года, когда вся Москва погрузилась в глубокий и безмятежный сон, операторы американской телекомпании CNN устанавливали на крыше жилого дома дипкорпуса на Кутузовском проспекте камеры и спутниковые антенны, чтобы вести прямой репортаж с предстоящей(!) утренней бойни на Краснопресненской набережной? Значит все-таки были режиссеры у драмы, разыгравшейся сначала перед Белым домом, а затем на площади у телецентра?

Тем не менее до сих пор невозможно уяснить, при каких обстоятельствах прогремел самый первый выстрел по Белому дому и не был ли он ответным. Да, в толпе кричали: «Долой Ельцина! Наш президент -- Руцкой!» Да, были далеко не единичные случаи перехода бойцов «Альфы» и простых солдат на сторону тех, кто оборонял Белый дом. И тогда, и сейчас интерпретация произошедшего у всех разная, и зависит она от того, чью сторону поддерживал очевидец. Так, депутат Госдумы Анатолий Грешневиков спустя два года после подавления московского мятежа написал книгу-хронику «Расстрелянный парламент». Она издана смехотворно малым тиражом в Ярославле, так как московские издательства побоялись ее печатать. В книге Грешневиков приводит малоизвестные факты со ссылками на различные засекреченные справки, к которым у него, как у депутата, был доступ.

Например, после кровавого октября президент Ельцин в телеобращении к народу заявил, что во время противостояния у Белого дома погибли 142 человека. Однако позже стало известно о существовании некой засекреченной справки «для служебного пользования», подписанной тогдашним министром обороны Грачевым и министром внутренних дел Ериным. В ней указана другая цифра -- 948 убитых. Но, как утверждает депутат Анатолий Грешневиков, в частных беседах с теми, кто занимался «расчисткой» Белого дома после танкового обстрела, звучала еще одна цифра. По сведениям похоронной спецкоманды, в здании обнаружили более 1500 трупов, которые были вывезены через подземный тоннель, идущий к станции метро «Краснопресненская», а оттуда -- за город.

Андрей Козырев заявил, что основная масса защитников Белого дома -- это деклассированные элементы, пьяные, фанатики

Что же касается разговоров о провокаторах, то на баррикадах защитники Белого дома недоумевали -- зачем омоновцы целую неделю избивают, по сути, безоружных людей? Ведь известно, что депутатам в тот день отключили свет, воду, тепло и связь… Бытует мнение, что таким образом людей пытались довести до полного озлобления, чтобы затем спровоцировать их поход на мэрию, на пути в которую толпа била бы стекла и уничтожала торговые ларьки. Собственно, так и произошло.

Еще одна интересная деталь. В интервью известному американскому тележурналисту Ларри Кингу бывший министр иностранных дел Андрей Козырев заявил, что основная масса защитников Белого дома -- это деклассированные элементы, пьяные, фанатики. Между тем в штаб совета деятелей культуры, созданный в осажденном Белом доме, вошли художник Александр Шилов, писатели Юрий Бондарев и Юрий Власов, народная артистка СССР Татьяна Доронина, кинорежиссер Станислав Говорухин, народный артист СССР Михаил Ножкин и другие известные люди.

Политика и религия на первый взгляд имеют мало общего. Но в 1993 году именно 3 октября православные отмечали праздник Воздвижения Креста Господня. Еще до октябрьских кровавых событий депутаты попросили открыть в Верховном Совете небольшую церковь. Отец Александр Злобин обратился за благословением к патриарху, тот благословил начинание и прислал пятерых монахов Свято-Данилова монастыря. Комнату под церковь выбрали на втором этаже Белого дома. Служба состоялась в роковой день -- 3 октября. Священник отслужил Божественную литургию, а 4 октября танковым залпом разнесло то место, где стояли крест и иконы. «После расстрела парламента я узнал о судьбе отца Александра, -- пишет в своей книге Анатолий Грешневиков. -- Когда на площади появились БТРы и стали стрелять по безоружным, он пошел навстречу наступавшим. В руках у него была икона. Он поднял ее над головой. Но автоматная очередь повалила его навзничь… » Уже позже заместитель председателя Верховного Совета Юрий Воронин, который был в осажденном Белом доме, на вопрос, кто же все-таки ведет огонь по зданию, ответил: «Полк охраны президента».

Бригаду следователей по делу о расстреле Белого дома премировали

Победившие демократы тогда «шутили», что, мол, убитым -- гробы, а следователям -- премиальные. Дело в том, что российское правительство решило ускорить расследование октябрьских событий 1993 года и выделило премии следователям. В соответствующем распоряжении так и говорилось: «Разрешить Генпрокуратуре РФ оказать работникам следственно-оперативных бригад по расследованию преступлений, совершенных в период 3--4 октября 1993 года, материальную помощь в размере трех месячных должностных окладов». Результаты этого расследования даже спустя 10 лет после трагедии весьма туманны. А россияне потихоньку начинают забывать весь трагизм произошедшего.

Среди погибших значились не только россияне, но и иностранные журналисты, освещавшие происходившие события. Так, 3 октября у телецентра «Останкино» были убиты оператор германской телекомпании ARD Рори Пек, оператор-репортер французской телекомпании «TF-1» Иван Скопан и американский юрист и журналист Терри Данкэн. В осажденном Белом доме также был и 80-летний американский коммунист и журналист Майкл Дэвидоу, который, гуляя под пулями, чудом остался жив.

Увековечить память погибших не удалось даже спустя 10 лет после кровавой бойни. Известный русский скульптор Вячеслав Клыков направил в правительство РФ предложение о сооружении монумента жертвам октябрьской трагедии. Ответа не последовало… Остается только добавить, что журнал «Огонек» среди списка ста громких преступлений последнего десятилетия, который составлялся экспертами всех правоохранительных ведомств, события 3--4 октября 1993 года занес в графу «государственные преступления»…