Україна

«одесса--броды»: экономика прежде всего

0:00 — 8 жовтня 2003 eye 245

К проблеме загрузки «Одесса--Броды» и прокачки сырья по нему в реверсивном режиме отдельные политики подходят, руководствуясь исключительно эмоциями и политическими прокламациями. Мы попытаемся разобраться в этом вопросе, опираясь на экономические категории и здравый смысл.

Есть ли у проекта «Одесса--Броды» шанс все-таки начать работу?

Действия правительства, долгое время как бы не замечавшего единственное предложение по предоставлению технологической нефти для заполнения нефтепровода «Одесса-Броды» от ТНК-ВР, нельзя объяснить с логической точки зрения. Ведь больше ни одна компании России, Азербайджана, Узбекистана или Казахстана не пожелала предоставить Украине технологическое сырье. И то, откуда украинский транзитер возьмет нефть, если все нефтяные компании, за исключением ТНК-ВР, от ее поставки отказались, -- это, как любит говорить президент «Укртранснафты» Александр Тодийчук, «великая тайна»,

Действительно, зачем кому-либо еще заполнять трубопровод технологической нефтью, если на сегодня нет никакого экономического смысла в транспортировке сырья по трубе в Восточную Европу, привыкшую покупать дешевую российскую нефть. Не существует излишков сырья для прокачки в Польшу и в Казахстане.

Как сообщил посол Украины в Республике Казахстан Василий Цибенко, «транзит казахской нефти по «Одесса--Броды» возможен только в том случае, если Казахстану это будет экономически выгодно. Потому что в 2004 году планируется завершить строительство с участием опять-таки международных компаний, которые работают на Каспии, за их средства нефтепровода «Баку--Тбилиси--Джейхан» мощностью 50 миллионов тонн в год. США считают его основным экспортным трубопроводом, и строится он специально для каспийской нефти».

Слова посла делают очевидной конечную цель главной «политической» интриги года -- оставить трубу сухой. В результате на этой неделе Украина может упустить единственную возможность использовать «Одесса--Броды» по назначению, а не в качестве подзорной трубы для разглядывания звезд на флаге Евросоюза.

Президент «Укртранснафты» Александр Тодийчук на прошлой неделе сообщил, что ТНК-ВР не может загрузить 52-километровый участок нефтепровода «Одесса--Броды», поставляя по нему вместо 4,2 миллиона тонн 2 миллиона тонн нефти. В «ТД «ТНК-Украина» сообщили, что «Александр Тодийчук был лично приглашен в Москву для согласования с «Транснефтью» и российскими нефтяниками режима и графика поставок сырья по данному направлению, однако реальных шагов для реализации этого проекта не предпринял. Несмотря на неоднократные обращения ТНК-ВР, технические возможности участка так и не были подтверждены документально, без чего увеличить объемы прокачки не представляется возможным. Поэтому заявления представителей «Укртранснафты» свидетельствуют о том, что вопрос загрузки участка «Кременчуг--Снегиревка--Южный» используется как спекулятивный рычаг давления на ТНК-ВР».

Что же касается ТНК-ВР, то эта компания уже сделала для Украины и нефтепровода «Одесса--Броды» намного больше. Еще в прошлом году в той же Европе мало кто слышал о нефтепроводе. Европейцы относились к нему скептически, а в большинстве своем даже иронично. Сейчас в экономической тусовке Европы Украину стали узнавать по ключевому слову «Одесса--Броды». Такого не смогли добиться все вместе взятые презентации этого нефтяного транспортного маршрута на протяжении последней пятилетки.

Есть ли у проекта «Одесса--Броды», которому явно не повезло с исполнителями, шансы все-таки начать работу? «Да, есть. В случае, если тендерный совет при Кабмине все-таки выберет компанию, которая проведет прозрачный и объективный анализ направления транспортировки нефти по «Одесса--Броды» с оценкой потенциала поставщиков, потребителей и экономического обоснования транспортировки сырья», -- считает народный депутат Георгий Крючков.

Казахстан сделал ставку на КТК

Разберемся в том, насколько реально Казахстану необходим нефтепровод «Одесса--Броды».

В Казахстане в прошлом году было добыто около 47 миллионов тонн нефти и газового конденсата. Из этого объема на экспорт отправлено 39 миллионов тонн, в том числе 2,5 миллиона тонн в Украину. Структура экспорта формируется не «КазМунайгазом», а компаниями, которые добывали углеводородное сырье и являются его собственниками. С учетом того, что большая часть добытой в Казахстане нефти принадлежит западным компаниям, именно они вместе с покупателями и определяют маршруты ее транспортировки на внешние рынки. Исходя при этом исключительно из экономической эффективности. Сегодня основные направления экспорта казахстанской нефти определяются российскими нефтепроводами, Каспийским трубопроводным консорциумом (КТК), а также морскими маршрутами «Актау--Баку», «Актау--Махачкала», «Актау--Нека» (Иран). Кроме того, часть нефти поставляется в Китай железнодорожным транспортом.

В соответствии с российско-казахстанским межправительственным соглашением, подписанным в июле 2002 года, в 2003-м и в последующие десять лет объем транзита казахстанской нефти через территорию Российской Федерации (нефтепроводы «Атырау--Самара» и «Махачкала--Тихорецк--Новороссийск») будет составлять не менее 19,5 миллиона тонн. По системе КТК (годовая мощность 28 миллионов тонн), который соединяет крупнейшее месторождение Тенгиз с Новороссийским морским терминалом, в прошлом году транспортировано 12 миллионов тонн нефти. Еще около 5 миллионов тонн экспортировано через каспийский морской порт Актау. Примерно такая же структура экспорта сохранится и в 2003 году. Предполагается, что в ближайшие семь-десять лет КТК будет выполнять функцию основного экспортного трубопровода, доставляющего казахстанскую нефть на зарубежные рынки. Кроме того, по словам Василия Цибенко, привлекает внимание решение расширить свое присутствие в Казахстане Китайской национальной нефтяной корпорации и ее намерения построить нефтепровод из Казахстана в Китай, что, глядя на динамику освоения этим консорциумом нефтяного рынка Казахстана, выглядит вполне реально.

Нельзя исключать в перспективе и строительство нефтепровода с Каспия через Иран в Персидский залив. Специалисты считают это направление одним из наиболее экономически выгодных. Из всего сказанного можно сделать вывод о том, что выбор маршрутов поставок каспийской нефти на внешние рынки достаточно обширен и разнообразен. Поэтому предпочтение будет отдано тому направлению, которое предложит наилучшие условия, учитывающие стоимость, качество и время доставки нефти потребителям. Пока преимущественными являются перечисленные выше направления, считает посол Украины в Казахстане.

Не стоит забывать и о такой особенности Казахстана -- привычке давать скорые обещания, но медлить с их исполнением. Приведем пример. НК «КазМунайгаз» уже отказалась от участия в совместном использовании Херсонского НПЗ, где ей сейчас принадлежит около 20% акций. Объяснение простое: за эти годы существенно изменилась конъюнктура на внешних рынках. Продавать сырье в страны дальнего зарубежья стало для Казахстана намного выгоднее, на что он адекватно и отреагировал. Кроме того, серьезного внимания со стороны НК «КазМунайгаз» и больших капвложений требует модернизация производственных мощностей принадлежащего ей Атырауского НПЗ, построенного еще в 1945 году.

«Пример с Херсонским НПЗ наглядно свидетельствует, что отношения между нашими странами строятся с учетом, прежде всего, национальных интересов и решения принимаются исходя из того, насколько это выгодно каждой стране. И в этом нет ничего удивительного, ибо Украина и Казахстан развивают сотрудничество между собой как независимые государства», -- отмечает Василий Цибенко. Более того, как говорят в ближайшем окружении управляющего директора «КазМунайгаза», эта компания готова лишь рассмотреть предложение «Укртранснафты» и не более. О фактах (сроки поставки), цифрах (объемы нефти) и готовности (поставка технологической нефти) в письме «КазМунайгаза» речь не идет.

Прагматики и демагоги

Для того чтобы разобраться в том, какой вариант транспортировки нефти Украине сегодня выгоднее -- из Одессы в Броды, реверсивный, или временный реверс с последующим использованием трубопровода в прямом направлении, -- необходимо проанализировать экономические доводы обеих сторон. Как известно, реверсивный вариант загрузки нефтепровода на сегодня предложил пул российских нефтяных компаний ТНК-ВР, «ЛУКОЙЛ», «ЮКОС», «Сибнефть», «Славнефть». Совокупные возможности этих компаний по транзиту нефти в 28 раз (!) превышают возможности всех каспийских компаний вместе взятых. Открытое предложение этих корпораций было направлено в виде письма премьер-министрам Украины и России и руководству госкомпании «Укртранснафта». В свою очередь, дирекция этой компании провела соответствующие экономические расчеты выгодности предложения.

Желая объективно сравнить существующие сценарии транспортировки, мы обратились к отстаивающему возможность прокачки каспийского сырья из Одессы в Броды уполномоченному по развитию Евро-Азиатского нефтетранспортного коридора Александру Тодийчуку с просьбой предоставить его часть экономических расчетов. К сожалению, нам не удалось выяснить ключевые показатели проекта, лоббируемого Тодийчуком, как-то: условия, на которых будет поставлена технологическая каспийская нефть, владельца этой нефти, название хотя бы одного поставщика сырья с Каспия, цену сырья, суммарный тариф на прокачку. Александр Тодийчук сослался на «конфиденциальность информации», не дав ответа ни на один из этих вопросов. Зато на вопрос о согласии предоставить технологическую нефть для проекта ответила Азербайджанская государственная нефтяная компания: «Поставка нефти в адрес ОАО «Укртранснафта» на предлагаемых в Вашем письме условиях не представляется возможной».

Между тем позиция сторонников реверса представляется куда более уверенной. Они открыто объявили о том, кто владелец нефти, какой ее объем будет транспортироваться (9 миллионов тонн) и куда (нефтяные биржи средиземноморского рынка нефти, в частности в Генуе на сегодня успешно принимают URALS, отгружаемый из Новороссийска и Одессы). Затем на основании представленных нефтяниками предложений «Укртранснафтой» был сделан официальный расчет выгодности этой прокачки.

Повторимся, что такого рода расчет мог бы быть сделан и на основании предложения о прокачке каспийской нефти. Но это предложение, как утверждает Александр Тодийчук, конфиденциальное. Причем настолько, что о нем не знают даже высшие должностные лица государства.

Соломоново решение

Итак, сегодня российская сторона сделала два независимых одно от другого предложения. То есть «Укртранснафта» может принять одно предложение и отказаться от другого. ТНК-ВР предлагает заполнение трубопровода технологической нефтью в виде кредита в 90 миллионов долларов. Условия получения этого кредита: срок погашения -- три года, процентная ставка 8% годовых, а начало возврата -- через год с момента получения.

Следующее предложение (от пула российских нефтяных компаний) касается реверса -- это прокачка сырья по нефтепроводу из Брод в Одессу в объеме 9 миллионов тонн. Тариф на прокачку этого сырья составит 10,1 доллара за тонну (в том числе по участку «Мозырь--Броды» -- 2,3 доллара за тонну, по «Броды--Южный» -- 4,3 доллара за тонну и перевалка на «Южном» -- 3,5 доллара). С учетом возвращения кредита вместе с процентом Украина может заработать на этом нефтепроводе за три года 58,88 миллиона долларов (см. таблицу).

А теперь самое важное. Согласно расчетам специалистов «Укртранснафты», этих средств хватит на строительство перемычки длиной в 470 километров Кременчуг--Степовая, которая соединит Приднепровские магистральные нефтепроводы с «Одесса--Броды», а также на расширение мощностей на участке Степовая--Броды. Фактически эта перемычка позволит прокачивать нефть с месторождения Тенгиз в Восточную Европу напрямую, без двух морских перевалок, что значительно удешевит цену казахского сырья и сделает его неконкурентным для европейских покупателей. Таким образом, Украина решает сразу несколько важнейших проблем. Прежде всего загружает нефтепровод «Одесса--Броды», получая под это объемы нефти, которые будут прокачиваться на долгосрочной основе в Одессу. Затем фактически за счет российских средств строит гораздо более дешевый и удобный путь для попадания каспийской нефти на европейские и мировые рынки. И в-третьих, заканчивает это строительство как раз к тому моменту, когда появятся реальные объемы каспийской нефти для загрузки европейских маршрутов.