Культура та мистецтво

Чтобы малышка эдит прозрела, молились все проститутки борделя, который содержала ее бабушка

0:00 — 15 жовтня 2003 eye 1419

40 лет назад ушла из жизни одна из популярнейших певиц мира -- француженка Эдит Пиаф

В какой день точно умерла Пиаф, спорят до сих пор. Горячие поклонницы творчества великой певицы писательница Наталья Кончаловская и киноактриса Майя Булгакова выяснили, что случилось это 11 октября 1963 года, хотя некоторые источники называют другую дату. Дело в том, что Эдит умирала в нищете. У ее мужа не было денег, чтобы отправить тело певицы из захолустного пансиона в Пласкассье, где она лечилась, в Париж. И безутешный вдовец несколько дней искал человека, который оплатил бы все расходы. Согласилась медсестра, и через несколько дней ночью Пиаф перевезли в столицу Франции и похоронили. Поэтому и расхождения: какой именно день считать датой кончины Эдит.

Роман Эдит с Ивом Монтаном протекал бурно и страстно

Мать бросила малышку Эдит, когда той едва исполнилось два месяца. Бабке, владелице публичного дома, тоже некогда было заниматься ребенком. Поэтому вместо молока она часто наливала внучке в бутылочку разбавленное водой вино -- и девочка никого не беспокоила. Когда трехлетняя Эдит ослепла, бабка испугалась и приказала своим проституткам вымаливать для ребенка исцеление. Скромно одетые обитательницы борделя мадам Гассьон по воскресеньям отправлялись к базилике святой Терезы и неистово молились за здоровье хозяйской внучки. Похоже, что святая Тереза их услышала: шестилетняя Эдит прозрела! Но глаза ее так и не наполнились солнечным светом. Великий французский поэт Кокто, влюбленный в Эдит, называл их «глазами прозревшего слепца».

Впервые влюбилась Пиаф в 16. Ее Луи служил в магазине. В 17 она забеременела, перестала петь на улице, но после рождения дочери ушла с ней к легионеру Альберту. Когда дочь умерла, Эдит впервые вышла на панель -- заработать 10 франков на похороны. Потом ее заметил театральный режиссер Луи Лепле, который и придумал певице новое имя: вместо Эдит Гассьон -- Эдит Пиаф. В рваных туфлях она пела на улице: «Родилась, как воробей, прожила, как воробей, умерла, как воробей».

Первым занялся духовной культурой Пиаф поэт Ассо. А первым, кто разбудил в ней желание бороться за свое женское достоинство, был актер Поль Мунис.

Роман Эдит с Ивом Монтаном -- ее учеником -- протекал бурно, страстно. Она терзала Ива постоянно, вызывая ревность и подозрения, инсценируя телефонные разговоры с мнимыми поклонниками. В ответ Монтан потребовал, чтобы она не встречалась с автором текстов Анри Контэ, которого он не выносил. Однажды Эдит пригласила Контэ, зная, что Ива дома не будет. Но тот услышал их разговор и в назначенное время спрятался в доме. Анри убеждал певицу, что Монтан бесталанен и глуп. Эдит не возражала. Когда же вернулась в гостиную, то увидела бледного Монтана, сжимавшего в окровавленной ладони раздавленный фужер. Пиаф написала для Ива тексты шлягеров «Ее глаза», «Почему я так люблю»… Исполнив их, Монтан проснулся знаменитым. Но их любовь уже ничто не могло спасти.

Марсель Сердан избавил Воробышка (так прозвали свою любимицу парижане) от горечи, которой были отравлены сердце и мозг певицы. Обращаясь к ней ласково «Диду!», ходил на все ее концерты, всегда стоял возле сцены, раздвигал и задвигал занавес. Известие о гибели любимого Эдит получила за несколько минут до выхода на сцену в Нью-Йоркском театре-кабаре «Версаль». В полуобморочном состоянии, но собрав всю силу воли, она спела «Гимн любви». Со сцены Пиаф унесли без сознания. От отчаяния и бессонницы певицу спасал только морфий. Сквозь юбку и чулок, грязным шприцем она вкалывала себе «дозу» перед каждым выступлением, а после концерта падала полумертвой на кушетку в уборной. Одна клиника сменялась другой, но не медики помогли Эдит порвать с морфием, а память о матери, которая умерла от наркотиков.

Дружкой на венчании певицы была ее любимая подруга Марлен Дитрих

Пиаф долго жила, отказавшись от друзей и работы. Но в 37 снова влюбилась. И даже вышла замуж -- за поэта и певца Жака Пиля. Венчались они в Нью-Йорке, в маленькой французской церквушке. Дружкой певицы была ее любимая подруга Марлен Дитрих: она подарила Эдит золотой крестик с изумрудами, который та никогда не снимала с груди.

Однако подвенечное платье бледно-голубого цвета, обручальные кольца, восхищение на лице Жака -- все оказалось лишь иллюзией счастья. Когда однажды Эдит услышала, как гримерша напоминает ее мужу перед выходом на сцену не забыть снять обручальное кольцо, чтобы публика не разочаровалась в своем любимце, она поняла: это конец! Уехала на гастроли и больше к Жаку не вернулась.

Страх одиночества подкрадывался все отчетливей. Эдит говорила, что «жизнь -- это издевательство, мужчины -- животные, а единственное, чем стоит заниматься -- смеяться, жить и безумствовать в ожидании смерти». Она начала пить и однажды вышла на сцену пьяная. Разразился скандал: «Вон! Вон с эстрады», -- орала публика…

Святая Тереза, услышав, видимо, отчаянные молитвы Эдит, послала спасать свою подопечную 26-летнего грека, который вскоре стал мужем Пиаф. Пресса издевалась над выбором Воробышка, певица пыталась отшутиться: мол, вы же упрекали, что мои редкие волосы всегда в беспорядке, вот я и вышла замуж за парикмахера. А потом сказала: «На все это мне наплевать!» и стала заниматься голосом Тео Сарапо (это она придумала будущему певцу такое имя. «Сарапо» по-гречески -- «я очень тебя люблю»).

Пиаф сумела сделать из своего парикмахера настоящего певца и в предсмертной исповеди объяснила, как ей это удалось: «Моя жизнь была отвратительной, это правда. Но моя жизнь была и восхитительной. Потому, что я любила прежде всего ее, жизнь».

Пиаф любила жизнь, а та ее постоянно испытывала. Никому не известный режиссер Блистен в 1943 году написал сценарий «Звезда без света» -- о маленькой провинциальной няньке, у которой был удивительный голос, но его пришлось одолжить знаменитой актрисе, не умевшей петь. Над нянькой издевались, пользовались ее доверчивостью и оставили всеми забытой и глубоко несчастной. В основе сюжета, конечно же, судьба Пиаф. Фильм с успехом прошел в Европе, но в СССР показан не был. Такая же судьба постигла и другой фильм Блистена с участием Эдит Пиаф, который назывался «Любовники завтрашнего дня». Это была драма маленькой служанки провинциального кабачка в браке с грубым и жестоким человеком. Свою роль служанки Эдит исполнила удивительно правдиво и искренне.

Однако ее успеха не хотели замечать ни пресса, ни публика. И только великий Чарли Чаплин отметил огромный актерский талант певицы: «Я обожаю ее и высоко оцениваю ее дарование. Она как актриса делает на экране то, что делаю я… » А Блистен в книге «Прощай, Эдит!» написал: «Столько в этой крохотной некрасивой женщине было большого, человеческого!.. »

В последний день своего Воробышка провожали два миллиона парижан

Бульварные газеты трепали имя певицы, обвиняя в расточительстве. Познавшая с детства жестокую нищету, она и впрямь не вела счет деньгам. «Кто скуп на монеты, скуп на чувства», -- говорила она и пригревала всякого, кто нуждался в помощи. Впрочем, помогала она многим не только деньгами. Однажды в 1942 году по поручению штаба сопротивления Эдит прибыла с концертом в небольшой немецкий городок, где размещался лагерь для военнопленных французов. После выступления она попросила у коменданта лагеря разрешения сняться на память с заключенными. А вернувшись в Париж, отдала увеличить снимок. Заказав 120 фальшивых документов, вырезала из общей фотографии каждое лицо отдельно, наклеила на документ и сумела достать для каждого печать полицейского управления. Снова попросившись на концерт в тот же лагерь, в чемодане с двойным дном она провезла документы и передала заключенным под видом карточек с автографами.

Попадись певица на этой операции, ее непременно бы расстреляли. Но Эдит верила в судьбу и с пониманием относилась ко всяким приметам, счастливым днем считала четверг, несчастливым -- воскресенье. Верила в спиритизм и занималась им, вызывая духи родных и близких. Амулеты, талисманы всегда носила с собой в сумке. Тем не менее не всегда доверяла своей интуиции: не послушавшись своего внутреннего голоса, предупреждавшего, что ездить в машине с Шарлем Азнавуром ей нельзя, попала с ним дважды в автомобильную аварию.

Святая Тереза хранила Эдит до тех пор, пока та не предала свою покровительницу, когда к певице пришла ее последняя любовь. Парикмахер Тео хотел обвенчаться с Пиаф только в греческой церкви, но Эдит была католичкой. Как быть? И она отреклась от католичества (а значит, от святой Терезы!). Святая не простила ей этого. Медовый месяц Эдит провела на больничной койке. Когда в апреле 1963 года в критическом состоянии певицу забрали в реанимацию, деньги у нее еще были. Тео увез жену на юг Франции, как только ей стало легче. Но морской климат вредил больной, они переезжали в разные города, меняя дорогие виллы на все более дешевые. Денег уже не хватало не только на лечение, но и на жизнь. И вот они закончились. Это был октябрь 1963 года… В последний путь своего Воробышка провожали два миллиона парижан. Один из спасенных ею военнопленных развернул над гробом трехцветное национальное знамя.

P. S. Поклонница Эдит советская актриса Майя Булгакова мечтала написать книгу о любимой певице и назвать ее «Мадам». Книга под таким названием вышла, но не в СССР, а в Англии и посвящена была не Пиаф, а самой Булгаковой. Автор долгие годы был влюблен в советскую кинозвезду, предлагал ей руку и сердце, а также переезд а Англию. Майя отшучивалась: «Вот напишу роман о своей любимой певице, ты его издашь в Англии, тогда и поговорим… » Слишком долго тянулась работа над романом и оборвалась вместе с жизнью актрисы в 1994 году.