Світ

Китай стал третьей в мире космической державой, отправив на орбиту корабль с человеком на борту

0:00 — 16 жовтня 2003 eye 149

Во время полета 38-летний полковник Ян Ливэй лакомился свининой с чесноком, жареным рисом и финиками

Вчера утром с космодрома Цзюцюань стартовал первый китайский пилотируемый космический корабль «Шэньчжоу-5» (по-китайски «шэньчжоу» означает «божественный челн»). Власти КНР заявили, что абсолютно уверены в успехе, однако прямая телетрансляция исторического момента на всякий случай была отменена, а все детали полета держались в секрете. Лишь вчера стало известно, что в течение 21 часа корабль должен совершить 14 витков вокруг Земли (ранее сообщалось, что полет продлится полтора часа).

Первым китайским космонавтом стал 38-летний подполковник Ян Ливэй. Как военный летчик он налетал 1350 часов. К космическому полету готовился в течение десяти лет. Ливэя (рост 1,69 метра) выбрали из 14 кандидатов. О работе ему было запрещено говорить даже с женой Чжан Юмей и восьмилетним сыном. Нынешняя зарплата Ливэя составляет 10 тысяч юаней (около 1204 долларов) -- меньше, чем у пилота гражданской авиации.

Перед стартом космонавт заявил: «Я не разочарую свою родину и завоюю славу для Народной освободительной армии и всего китайского народа». Уже с орбиты Ян Ливэй, которого западные СМИ называют китайским Гагариным и тайконавтом (от китайского слова «тайконг» -- космос), сообщил в Центр управления полетом, что чувствует себя хорошо и что его кровяное давление, а также прочие показатели в норме. За время своей миссии Ян успел перекусить измельченной свининой с чесноком, жареным рисом, финиками и запить все это зеленым чаем. Для сна у национального героя имелся специальный спальный мешок.

Кстати, по старинной китайской легенде первую попытку полететь в космос предпринял чиновник Ван Ху еще в 1500 году. Взяв в руки по воздушному змею, он приказал привязать себя к стулу, к которому были прикреплены 47 наполненных порохом бамбуковых трубок. Затем велел слугам поджечь эти «ракеты». Полет закончился печально: в небо поднялась лишь душа китайского смельчака.