Події

«слабеющий, уже не плач даже, а писк ребенка подгонял меня похлеще любой команды»

0:00 — 16 жовтня 2003 eye 312

Когда капитан милиции Эдуард Качан заглянул в выгребную яму, в зловонной массе видны были только головка малыша и тянущиеся кверху ручки

Полуторагодовалому Сереже оставаться дома одному не впервые. На плач мальчика отзывалась только сердобольная соседская старушка, которая и приглядывала за ребенком: что-то поесть принесет, спать уложит. В это воскресное утро родители тоже бросили сынишку одного, умчавшись по каким-то своим неотложным делам. Обнаружив дверь открытой, малыш отправился на разведку…

Душераздирающий детский крик соседка услышала около 10 часов утра. Бросилась в обшарпанный домишко, где жила семья, -- никого. И вдруг поняла, что плач несется со стороны покосившегося деревянного туалета в дальнем углу двора. Увиденное повергло старушку в шок: на глубине более четырех метров в зловонной жиже барахтается маленький Сережа, отчаянно размахивая ручонками! Достать его самой не было никакой надежды, и бабушка бросилась в ближайший двор, где был телефон.

Обвязав себя веревкой, Эдуард с трудом протиснулся в щербатое грязное «очко»

Звонки в милицию и скорую помощь прозвучали практически одновременно. Служба «02» тут же отправила на улицу Нахимова, 18 сотрудников Кировского райотдела милиции Днепропетровска и отряд спасателей. Первой приехала «неотложка» -- больница скорой помощи находится неподалеку. А всем остальным пришлось преодолевать многочисленные «пробки», чтобы добраться до проспекта Кирова, в районе которого расположен частный сектор. Впрочем, хотя врачи уже были возле туалета, сделать они тоже ничего не могли, растерянно разводя руками.

Прибывшие милиционеры -- капитан-криминалист Эдуард Качан, капитан Андрей Кривой и старший лейтенант Александр Шандыбин -- сразу оценили всю серьезность ситуации. Испарения из ямы были ужасные -- видно, ее никто никогда не чистил. А ребенок барахтался там уже более получаса и проваливался все глубже -- сверху оставалась одна головка. Медлить было нельзя. Смерив взглядом своих коллег, капитан Качан -- самый худой из них -- стал быстро раздеваться.

Сбросив новенькую милицейскую форму (по нынешним временам -- большой дефицит!) и все остальное вплоть до трусов и носков, Эдуард обвязал себя веревкой и с трудом протиснулся в щербатое грязное «очко».

-- Я не знал, какая у ямы глубина и выдержит ли ее содержимое вес взрослого человека. Но у меня самого годовалый сынишка, и слабеющий, уже не плач даже а писк ребенка подгонял меня похлеще любой команды, -- вспоминает Эдуард Качан.

Медленно спускаясь с четырехметровой высоты и придерживаясь за стены ямы, Эдуард вдруг почувствовал резкую боль в руке -- что-то острое, как нож, буквально впилось в ладонь. Из глубокой рваной раны брызнула кровь. Но думать об этом было некогда -- малыш подозрительно молчал, а испарения были такие зловонные, что у капитана поплыли перед глазами разноцветные круги.

Кое-как найдя внизу точку опоры, он дотянулся наконец до ребенка, и, взяв его под мышки, с трудом выдернул из вязкой, густой жижи. Малыш, открыв глазки и увидев незнакомого человека, зарыдал во весь голос.

-- Поверите, я еще никогда с таким удовольствием не слушал детский плач, -- улыбается Качан. -- Кричит -- значит живой!

Врачи констатировали у маленького Сережи отравление парами аммиака и общее переохлаждение организма. Могло быть и хуже, но слаженные, быстрые действия милиционеров и помощь соседей буквально спасли малышу жизнь.

-- Ему повезло, что упал в яму ножками, а не головкой, и что соседка услышала крик и сразу позвала на помощь, -- говорит начальник экспертно-криминалистического отдела Кировского РО УМВД Украины в Днепропетровской области Михаил Халимендик. -- А главное, что милиция быстро приехала! Спасатели, добиравшиеся с другого конца города, могли не успеть.

Да, все решали секунды. Именно поэтому Эдуард Качан не стал подниматься вверх со скользким, бьющимся в крике ребенком на руках. Одно неловкое движение -- и малыш мог бы выскользнуть. Лихорадочно просчитывая варианты, капитан приказал бросить вниз еще одну веревку и надежно обвязал малыша. «Тяните!» -- крикнул, и драгоценный груз поплыл вверх.

Родители спасенного малыша даже не сказали милиционеру «спасибо»

Когда вытащили милиционера, Сережку уже мыли в корытце с теплой водой, нагретой соседями. Эдуарду теплой воды не хватило, поэтому перепачканного с ног до головы фекалиями спасителя окатили холодной водой из шланга. Бьющая под напором ледяная струя стала, по словам Эдуарда, самым неизгладимым впечатлением этого дня.

Оказав первую помощь милиционеру, «скорая» увезла мальчика. А милицейский экипаж отправился в травмпункт, где капитану наложили швы на руку и сделали противостолбнячную инъекцию.

Когда отмытого, но все еще «благоухающего» выгребной ямой Сережу привезли в реанимацию 6-й детской больницы, никто не знал, как сказались на состоянии ребенка падение с четырехметровой высоты и тот страх, который он пережил. Но врач отделения реанимации Леонид Шевченко, осмотрев мальчишку, признал его состояние вполне удовлетворительным.

-- На нем даже не было ни единой ссадины! -- удивляется Леонид Иванович. -- И состояния шока мы тоже не зафиксировали. Конечно, испарения аммиака -- очень опасная вещь. Бывают случаи, когда, попав в канализационный колодец, даже взрослые люди гибли за считанное время. Счастье этого малыша, что его достали довольно быстро.

Родители Сережи явились в больницу, где после пережитого потрясения их сын крепко спал в кроватке, только поздним вечером. Как объяснила потом мама, 40-летняя Алла Анатольевна, они с мужем ищут сейчас работу, поэтому отлучаться из дому приходится часто. А денег, чтобы нанять няньку или отдать Сережу в детский сад, у семьи нет.

Облупленный глиняный домишко на склоне балки, зияющий выбитыми окнами, свидетельствует о крайней нищете, в которой живет семья. А возможно, и о том, что такая жизнь немолодых родителей Сережи вполне устраивает.

Сотрудники криминальной милиции по делам несовершеннолетних Кировского РО составили административный протокол согласно статье 184 часть 1 Кодекса об административных правонарушениях Украины (»Невыполнение родителями своих родительских обязанностей»).

-- Суд вынесет решение об административном наказании, -- говорит старший оперуполномоченный криминальной милиции по делам несовершеннолетних Андрей Овсейко, -- а мы будем потом контролировать, в каких условиях и как воспитывают Сережу. Мама уверяет, что теперь приглядывать за сыном будет ее сестра. Надеемся, что это происшествие послужит родителям уроком, и Сережа больше не попадет ни в какие неприятности. Шустрый мальчишка, таких ни на минуту нельзя упускать из вида.

А Эдуард Качан с Сережкиными родителями так и не встретился. Капитан сейчас на больничном -- рука заживает плохо. А папа и мама спасенного им малыша даже не попытались разыскать милиционера, чтобы сказать ему «спасибо».