«опухоль, которую врачи обнаружили совершенно случайно, меня не беспокоила. Но я решился на операцию, чтобы избежать инфаркта или инсульта»

0:00 — 17 жовтня 2003 eye 2226

Через пять дней после удаления новообразования в надпочечниках пациент уже вышел на работу

После операции не прошло еще и недели, а необычного пациента не удалось застать ни в больнице, ни дома -- он уже работал. В его служебном кабинете и состоялась наша беседа.

-- Как-то, придя на прием к врачу, я сидел в больничном коридоре и от нечего делать стал читать развешенные на стенах плакаты с разными медицинскими статейками. Вдруг взгляд зацепился за материал «ФАКТОВ» о такой же болезни, как у меня, -- рассказывает Виктор Константинович. -- Речь шла о мужчине, которого опухоль надпочечников довела до сильнейшей гипертонии, нескольких инсультов. Вот тогда я и укрепился в решении ложиться на операцию. Тем более что мне ее собирались делать с помощью лапароскопа, то есть через маленькие проколы кожи, не разрезая живот. Хирурги Сергей Черенько и Александр Товкай рассказали, как будет проходить операция, убедили, что сделают все хорошо, и я решился. Об этом не жалею, вот, пожалуйста, могу показать «дырочки в правом боку» -- убедитесь, действительно все аккуратно. Правда, одна, самая большая, пока заклеена пластырем. Но это и неудивительно, ведь я только-только из больницы вышел. Помню, после операции меня будили, а я проснуться не мог, только думал: неужели врачи считают, что я так быстро смогу ходить. Но действительно, уже на следующий день я прогуливался по отделению.

-- Если вы хорошо себя чувствовали, почему вдруг решили обратиться к эндокринологам по поводу опухоли надпочечников?

-- Ее выявили совершенно случайно. Я четыре года назад перенес болезнь Боткина, а после нее нужно внимательно следить за печенью, регулярно делать УЗИ. Проводя исследование, врач и заподозрил у меня кисту надпочечников. Сделали компьютерную томографию, которая уже точно показала -- опухоль.

-- К счастью, Виктор Константинович вовремя обратился к нам, пока опухоль еще не успела навредить, -- рассказывает заместитель директора по научной работе Украинского научно-практического центра эндокринной хирургии, трансплантации эндокринных органов и тканей Минздрава Украины, руководитель хирургического отдела доктор медицинских наук Сергей Черенько. -- Через небольшие проколы в брюшную полость пациента ввели эндоскоп (врач с его помощью увидел на мониторе изображение пораженного участка) и другие хирургические инструменты, которыми удалили опухоль. После такого вмешательства остаются маленькие шрамы диаметром 1--2 сантиметра.

Большинство пациентов поступают в очень тяжелом состоянии, после инфарктов, инсультов, которые спровоцировал чрезмерный выброс адреналина -- гормона стресса. А вызывает такие гормональные нарушения опухолевый процесс в надпочечниках, заставляющий эндокринные железы усиленно вырабатывать адреналин. Когда возникают жалобы на здоровье, вероятность того, что операция будет успешной, заметно снижается. Дело в том, что из-за активной опухоли одного надпочечника, второй, здоровый, постепенно перестает функционировать, чтобы как-то компенсировать переизбыток гормонов. К сожалению, часто бывает, что после операции второй надпочечник так и не «приходит в себя». Чтобы восстановить гормональный баланс, человеку всю жизнь приходится принимать препарат, который в Украине не производится и не импортируется. Поэтому я советую всем людям, которые по каким-то причинам проходят ультразвуковое исследование брюшной полости, просить врача посмотреть надпочечники -- ведь у 4-6% населения случайно обнаруживаются новообразования, которые еще не проявили себя симптомами.

Но не следует думать, что любое новообразование в надпочечниках необходимо сразу оперировать. Если это не гормонально активная опухоль величиной до 3--4 см, то следует продолжить тщательное наблюдение в эндокринологических центрах. Необходимо раз в три месяца проходить лабораторные исследования крови и мочи и раз в полгода делать компьютерную томографию.

Если же новообразование вызывает даже минимальное увеличение уровня гормонов, то без операции не обойтись. Иначе человек очень быстро превратится в инвалида.

-- Раньше операция была тяжелой, травматичной, -- вступает в разговор хирург-эндокринолог Александр Товкай, участвовавший в операции Виктора Константиновича. -- Ведь надпочечники расположены глубоко под брюшиной и для того, чтобы добраться до них, приходилось разрезать толстый пласт боковых мышц. У человека оставался 25-сантиметровый шрам, и целый год после операции он вынужден был носить специальный корсет, помогающий мышцам срастись. После лапараскопии пациент быстро восстанавливается: уже на следующий день может ходить, а через четыре-пять дней отправляться домой. Нет никаких ограничений в физической нагрузке, не нужна и специальная диета.