Політика

Мэр керчи олег осадчий: «даже если россияне построят эту дамбу, то первый же сильный шторм снесет и ее, и тузлу в море. И ничего не будет… »

0:00 — 21 жовтня 2003 eye 537

В Керченском проливе продолжается строительство россиянами искусственной насыпи к острову Тузла, и точный датой окончания сооружения называется 25 октября

Когда на злополучный остров прибыла очередная группа журналистов, никаких признаков шторма не наблюдалось. На море -- полный штиль. Райское место, сказал бы человек, не знающий, что именно из-за этого клочка земли отношения между двумя соседствующими странами -- Украиной и Россией -- стали весьма натянутыми.

С наступлением ночи интенсивность строительных работ возрастает

-- Что вы хотите увидеть? -- сразу же спросил у представителей СМИ первый заместитель председателя Государственной пограничной службы Украины генерал-лейтенант Михаил Коваль. -- Все?! Хорошо, покажем вам все. Только, пожалуйста, пишите обо всем, что здесь происходит, объективно, не нагнетая страсти.

Собственно, нагнетать было нечего. Своим чередом шли плановые учения наших пограничников. Генерал подробно объяснял все передвижения по Керченскому проливу их катеров и кораблей. Даже экскурсию по дислоцирующейся на Тузле 25-й заставе 79-го пограничного отряда провел лично. Пока эта воинская часть разместилась на территории бывшей базы отдыха Керченского торгового порта. Уютные деревянные домики, в которых живут пограничники, столовая, медпункт, продовольственный склад, буквально до отказа набитый всеми необходимыми продуктами питания -- мясом, маслом, картофелем, хлебом. Имеются даже деликатесы, в принципе, не предусмотренные в армейском меню: сыры, конфеты, печенье, минеральная вода…

И лишь транспаранты, выставленные на берегу острова, а точнее надписи на них, напоминали, что находимся мы, если не на горячем, то на очень напряженном участке украинской границы: «Вы приближаетесь к государственной границе суверенной Украины. Остановитесь!», «Наши народы не должны враждовать», «Остров Тузла является украинской территорией. Предупреждаем, мы вынуждены применить законные меры физического воздействия», «Требуем прекратить провокации и покинуть территорию Украины», «Граждане, перед вами представители братского славянского народа. Не допустите кровопролития и ненужных жертв», «Все спорные вопросы должны решаться цивилизованными методами на межгосударственном уровне». Прослушали мы и специально подготовленное радиообращение к россиянам. Для его озвучивания пограничники установили на острове звуковоспроизводящую станцию.

-- Эта станция будет работать на наших братьев-славян, которые живут на том берегу, -- объяснил Михаил Коваль. -- Они действительно наши братья. Пограничников мы готовим для выполнения юридических задач по охране госграницы. Сейчас работаем по усиленному варианту, стараемся, чтобы все было законно и нормально. Но события развиваются совсем иначе. Я здесь уже полторы недели, и за это время на той стороне сделана колоссальная работа.

За сутки дамба удлиняется в среднем на 140 метров, в час проходит более сотни машин со щебнем, гравием, песком. С наступлением ночи интенсивность строительных работ возрастает. В том, что рассказал первый зампредседателя Пограничной службы, журналисты смогли убедиться сами, побывав на пункте наблюдения, установленном нашими пограничниками на самом краешке косы Тузла. Даже без увеличительной оптики было видно, что по ту сторону Керченского пролива россияне возводят основательное сооружение -- дамбу шириной метров 40. На уже насыпанном ее участке -- колонна ожидающих разгрузки самосвалов, не меньше пустых машин ехали в обратном направлении. Из-за интенсивного движения транспорта над Таманским полуостровом стоит дымка. Почти как в той пословице: «Все в дыму, война в Крыму». Тьфу, тьфу!

«Скорее бы все закончилось и стало как раньше. Тихо и спокойно»

По утверждению Михаила Коваля, в некоторых кубанских газетах называется даже точная дата завершения строительства дамбы -- 25 октября. Управятся ли строители к этому сроку, покажет время. Пока же пограничники предупредили пишущую и снимающую братию, мол, с местными (на косе живет около 30 семей) и не пытайтесь говорить. За эти дни островитяне так устали от всяких расспросов, что вообще не хотят общаться с журналистами. Сорокалетняя Людмила К. оказалась приятным исключением. Правда, сразу оговорилась: «Фамилию я вам не скажу. Нас тут мало, все друг друга знают».

И оказалось, что знают-таки не один десяток лет. Дед Людмилы, например, еще в прошлом веке пришел на Тузлу пешком с многочисленным семейством аж из Новосибирска. Да так и остался на косе. Как и остальных местных жителей, его с семьей кормило море. В советское время здесь были и магазин, и пекарня, и баня, и даже детский сад. Людмила работала в Керчи на заводе им. Войкова. Когда в 1969 году сильный шторм размыл косу и от нее почти ничего не осталось, всем «аборигенам» выделили квартиры в Керчи на одной улице -- Центральной. Потом морской порт буквально заново насыпал Тузлу.

-- После развала Союза, -- вспоминает Людмила, -- ездила с мужем на заработки в Россию. Время, сами помните, какое было. Сейчас и там работать невыгодно. На острове у нас остался дом, огород. А теперь вот и не знаю, что делать -- вскапывать его на зиму или нет, -- вздохнула Людмила. -- Скорее бы все закончилось и стало как раньше. Тихо и спокойно. Хочешь, иди купайся на Азовское море, хочешь -- на Черное. А то на тебе… Мы сами-то сначала ничего не поняли. Вдруг по ночам стали слышать какой-то грохот. Море так не шумит. Недоумевали: что такое?! А потом рыбаки пришли с моря и объяснили, что с той стороны дамбу насыпают. Мы сразу позвонили пограничникам, сообщили. Что будет дальше?.. Наши мужики говорят, что первый же сильный шторм снесет эту дамбу, и все будет как прежде.

«Кто владеет Тузлой, тот владеет Керченским проливом»

Точка зрения островитянки Людмилы совпала с мнением мэра Керчи Олега Осадчего. Побывав на Тузле, журналисты решили поинтересоваться у «хозяина города», что он думает по поводу происходящего.

-- Вы же знаете, что ситуацию спровоцировали россияне, -- сказал мэр. -- И вам наверняка известно, что еще пару лет назад они претендовали на косу Тузла, которая, в общем-то, им не принадлежит. А почти три недели назад мы с пограничниками обнаружили, что россияне приступили к строительству дамбы, которая, по их словам, будет способствовать укреплению берега Тамани. На мой вопрос, зачем такая длинная дамба, они ответили, что это решение сессии Темрюкского района, согласно которому длина сооружения будет не больше двух тысяч шестьсот метров, то есть до нашей границы не дойдет. Но мы видим, какими темпами строится эта дамба. Думаю, никакие это не берегоукрепительные работы. Сегодня администрации Краснодарского края и Темрюкского района преследуют, наверное, совсем иную цель: соединить дамбу с косой. Так что на сегодняшний день имеем то, что имеем.

На вопрос журналистов о том, какую все-таки ценность представляет Тузла, Олег Осадчий ответил:

-- Во-первых, ценность имеет все, что принадлежит нашему государству. Во-вторых, это керченская земля, коса -- на территории Автономной Республики Крым. И в-третьих, здесь расположены два пансионата, в которых отдыхают наши жители и гости. На этой земле и сегодня живут семьи керченцев. В конце концов, не это главное. Главное, что сегодня это -- земля Украины.

По словам мэра Керчи, на состоявшейся на днях сессии горсовета депутаты утвердили тексты и отправили телеграммы на имя президентов Украины и России с просьбой решить этот вопрос цивилизованным путем. Он показал обращения трудовых коллективов Керчи, поступающие в эти дни в мэрию. Горожане встревожены происходящим в районе Тузлы, хотя на жизни города события в Керченском проливе никак не отражаются.

-- Большинство керченцев -- выходцы из Краснодарского края, -- продолжил Олег Осадчий. -- Поэтому у них много родственников на той стороне, в Темрюкском районе особенно. Там остались могилы дедов, там живут сестры, братья, дети работают. К сожалению, сегодня в нашем городе не так много рабочих мест. А нынче вопрос ставится так: кто владеет Тузлой, тот владеет Керченским проливом. Со строительством дамбы наш торговый порт может понести значительные убытки. Они уже подсчитаны. Словом, прежде всего, я считаю, пострадает в целом экономика Украины и экономика Крыма и Керчи в частности.

-- Думаю, что кому-то сейчас на руку эта проблема, -- сказал на прощание мэр. -- Может, кто-то специально подогревает ситуацию. Но мне все равно непонятна позиция россиян: ни публичного заявления, ни ответа на наши обращения. Хотя мы три года назад подписали договор о дружбе и сотрудничестве с Краснодарским краем. «Проводим берегоукрепительные работы» -- и все. Даже если построят они эту дамбу, то первый же сильный шторм с ураганным ветром просто снесет и ее, и остров в море. И ничего не будет. Какие «берегоукрепительные работы»?! Так что вопросов много…