Україна

Министр топлива и энергетики украины сергей ермилов: «можно уже забывать сам термин «веерные отключения», они остались в 2001 году и больше не должны повторяться»

0:00 — 21 жовтня 2003 eye 315

В стране начался отопительный сезон. Запасы топлива на зиму позволяют надеяться, что в наших домах будет уютно

Сегодня людей в первую очередь интересует, будет ли нынешней зимой тепло и светло в домах. В средствах массовой информации звучат разные мнения о готовности страны к надвигающимся холодам. «ФАКТЫ» попросили рассказать о нынешней ситуации министра топлива и энергетики Украины Сергея Ермилова.

«Мы довели текущие расчеты между поставщиками топлива, энергетическими компаниями и потребителями почти до ста процентов»

-- Сергей Федорович, готов ли топливно-энергетический комплекс Украины к зиме?

-- Прошлая зима выдалась холодной и долгой, поэтому к весне запасы топлива практически исчерпались. НАК «Нефтегаз Украины» имел в своих хранилищах всего около миллиарда кубометров газа, а на складах тепловых электростанций оставалось не более 500 тысяч тонн угля. Так что подготовка к нынешнему отопительному сезону начиналась в более сложных условиях, чем обычно: нужно было восстановить запасы топлива, а главное -- собрать для этого гораздо больше денег. И это нам практически удалось.

Во втором и третьем кварталах мы довели текущие расчеты между поставщиками топлива, энергетическими компаниями и потребителями почти до ста процентов. Это позволило получить средства, необходимые для восстановления запасов газа и угля к началу отопительного сезона. Причем если к 15 октября 2002 года нужно было накопить 440 тысяч тонн угля, то в этом нам пришлось положить на склады уже более 1 миллиона 425 тысяч тонн, и поставки топлива продолжаются.

-- То есть тепло будет подаваться и веерных отключений нынешней зимой не предвидится?

-- Можно уже забывать сам термин «веерные отключения», они остались в 2001 году и больше не должны повторяться. Но при этом нужно помнить, что энергетическая безопасность страны обеспечивается только при условии, если все потребители своевременно платят за тепло и электроэнергию.

-- А как быть со старыми долгами? Ведь их все равно нужно платить.

-- Да, несмотря на то, что сегодня проблема текущих расчетов в целом решена, огромные долги, накопившиеся за последние десять лет, создают немало трудностей. Фактически все предприятия топливно-энергетического комплекса находятся под прессом взаимных долгов. Кроме того, множество кредиторов, в том числе Налоговая администрация, Госрезерв и другие, хотят получить свои деньги, которые не получили в прошлые годы. Нередко инициируются процедуры банкротства энергогенерирующих компаний, блокируются их счета. Все это существенно осложняет подготовку к зиме и негативно сказывается на работе всей энергетики.

Разрубить этот гордиев узел можно только реструктуризировав старые долги. Закон, предусматривающий такой механизм, уже давно лежит в Верховной Раде и ждет рассмотрения. Документом предлагается, во-первых, отделить старые долги от текущих платежей, во-вторых, разрешить рассрочить выплату задолженности на несколько лет, что позволит предприятиям постепенно рассчитаться с кредиторами, не отвлекая финансы, предназначенные для обеспечения нормальной работы энергетики страны, в-третьих, запретить применять санкции к компаниям, если они вовремя рассчитываются по текущим платежам и не нарушают графика погашения задолженности.

«Угольные предприятия смогут с 2005 года отказаться от государственных денег, выделяемых на покрытие убытков по себестоимости угля»

-- Может ли энергетика обойтись без государственных денег?

-- Из всех отраслей топливно-энергетического комплекса бюджетным финансированием сегодня пользуется только угольная промышленность, и ей без этих денег пока не выжить. Остальные же в дотациях не нуждаются, поскольку имеют стабильную прибыль.

Не секрет, что большинство угольных шахт сейчас убыточны. Себестоимость добываемого угля намного выше его рыночной цены, поэтому государство вынуждено дотировать из бюджета эту разницу, дабы не допустить полного банкротства и закрытия шахт. Также государство финансирует техническое перевооружение и капитальное строительство угольных предприятий, но, к сожалению, пока только на четверть от необходимого объема. Кроме того, из бюджета выделяются деньги для закрытия неперспективных шахт, обеспечения бывших горняков работой и их социальной защиты.

К сожалению, как правило, в Государственном бюджете предусмотрено гораздо меньше средств, чем необходимо угольщикам. Поэтому мы сейчас напряженно работаем над тем, чтобы снизить потребность отрасли в бюджетных деньгах. С начала этого года постоянно сокращается разница между себестоимостью угля и его рыночной ценой. Если в январе она составляла 48 гривен за тонну, то сегодня снизилась до 23 гривен. То есть финансовый дефицит угольной промышленности уменьшился в два раза. Правда, господдержка, предусмотренная бюджетом, составляет всего 10 гривен. Но та программа, которая сейчас реализуется министерством, позволит уже в следующем году полностью сбалансировать все угольные предприятия и с 2005 года отказаться от государственных денег, выделяемых на покрытие убытков по себестоимости угля. А это почти миллиард гривен.

Сейчас в Верховной Раде идет работа над проектом бюджета 2004 года, и мы работаем вместе с депутатами, чтобы угольная промышленность имела тот минимум средств, который необходим для стабилизации ее работы в следующем году. Кстати, топливно-энергетический комплекс перечислит к концу года в госбюджет более 10 миллиардов гривен, а в следующем году мы увеличим сумму уплачиваемых налогов до 11 миллиардов.

-- В некоторых СМИ периодически появляются заявления о неудовлетворительной работе угольной отрасли. Как вы прокомментируете подобные сообщения?

-- Нужно смотреть, кто критикует. Это люди, чьи коммерческие интересы тесно связаны с топливно-энергетическим комплексом, и они не очень довольны сегодняшней прозрачностью его работы. Только с начала года мы сократили бартерные расчеты в угольной промышленности с 20 до 4 процентов. Сейчас все закупки материалов и оборудования осуществляются исключительно на тендерных условиях, что не позволяет применять всевозможные хитроумные финансовые схемы. В результате целая армия посредников, годами получавших сверхприбыли, осталась не у дел. Естественно, они пытаются сопротивляться. Тем не менее конструктивная критика идет только на пользу. Действительно, у нас есть определенные трудности. Я этого и не скрываю. Но мы ищем и находим выходы из сложных ситуаций. А в условиях, когда существенно повысилась ответственность не только энергетиков, но и потребителей, можно сказать, что энергетический кризис Украине не угрожает.