Події

«каждого из нас приговорили к 57 годам лишения свободы»

0:00 — 21 жовтня 2003 eye 274

После 30-месячного заточения в тюрьме для особо опасных преступников на родину возвратились украинские моряки

Эта драматическая история началась в октябре 2000 года. Уже тогда в Измаиле, центре одной из мощнейших судоходных компаний Европы -- Украинского Дунайского пароходства, моряки вынужденно искали работу в качестве «подфлажников». Иными словами, нанимались на иностранные суда, заключая контракты через всевозможные крюинговые агентства (оказывающие посреднические услуги в трудоустройстве моряков на работу за границу). Для пятерых украинцев такие контракты обернулись рейсом, длившимся около трех лет…

«Получив кругленькую сумму за переправку нелегалов, капитан сбежал»

События развивались в Эгейском море, неподалеку от греческого острова Хиос. Именно здесь сделал остановку старенький сухогруз «Фунда», ходящий под турецким флагом. Краткосрочная стоянка была вроде бы плановой…

-- Мы держали курс на Кипр и должны были получить топливо прямо в море, -- вспоминает старший помощник капитана Иван Овчаренко (он ходил на судах Дунайского пароходства более тридцати лет. Оставшись не у дел, был вынужден уйти в «подфлажники». Через местную крюинговую компанию устроился еще с пятью земляками на судно «Фунда». Им гарантировали полгода приличной работы и неплохой заработок. В рейс вышли 15 октября 2000 года. -- Авт. ). -- Вместо этого катер доставил на борт 655 человек, выходцев из Афганистана, Ирака и Турции. Как выяснилось позже, это были курды-нелегалы, в основном женщины и дети.

Получив немалые деньги за их переправку в Италию, турецкий капитан скрылся, попросту сбежал с судна. Командование теплоходом, костяк экипажа которого составляли украинские моряки, я был вынужден принять на себя.

Вскоре стало ясно, что все происходящее -- хорошо продуманная акция. Возможно, самим капитаном или кем-то еще… Нас подставили. Они получили деньги, а нас обрекли фактически на смерть на старом изношенном судне, оставив без воды и топлива. В придачу разразился восьмибалльный шторм.

Какое-то время экипаж противостоял разбушевавшейся стихии и сдерживал натиск разгневанных пассажиров, каждый из которых, как выяснилось, заплатил сбежавшему капитану от полутора до трех тысяч долларов за доставку в Италию. Потому их абсолютно не удовлетворяли логичные доводы моряков о том, что данное судно не предназначено для перевозки такого количества пассажиров и может в любую минуту затонуть…

«Если бы мы могли заработать дома, ни за что не пошли бы «под флаг»

-- Возвращаться в Турцию было невозможно, -- продолжает Иван Овчаренко. -- Пришлось обратиться за помощью к грекам. Тамошние власти арестовали судно, не утруждая себя выяснением подробностей. Нас же обвинили в незаконном пересечении границы, незаконной перевозке людей (к тому же нелегалов) с целью наживы, прочих преступлениях и грехах…

-- Нас доставили в наручниках в кабинет прокурора, -- вступает в разговор второй механик Геннадий Щукин. -- Она кричала, бросала папки с документами… Поинтересовались у переводчицы: «Что происходит с прокурором?» Нам ответили: «Не волнуйтесь, все нормально. Просто она предполагает запросить каждому из вас 1200 лет заключения… » Тогда нашему боцману стало плохо.

Там, в дальнем зарубежье, к нашим морякам относились, как к гражданам второго сорта. На суде их не хотели слушать, адвокат их обманул, судовладельца и сбежавшего капитана никто не пытался разыскать. Да и сотрудники украинского консульства отказывались помочь…

-- На суде нас фактически не слушали, не давая возможности объяснить, что же произошло на самом деле, чтобы разобраться в произошедшем, -- вспоминает старший механик Виктор Рыпчинский. -- Наши выступления судьям переводились скороговоркой -- две-три фразы перекрывали приводимые нами серьезные доводы, которые мы излагали по 15--20 минут. Свидетельства не приобщали к материалам дела…

В результате был вынесен вердикт: 57 лишения свободы каждому в тюрьме строгого режима, где в Греции содержат особо опасных преступников.

-- За время отбывания наказания (без совершения преступления!) нас трижды переводили из одной тюрьмы в другую, -- дополняет Геннадий Щукин. -- И в каждой мы встречали где-то по 40--50 наших соотечественников, а также россиян и выходцев из других стран СНГ. Большинство из них были моряками… Похоже, их не спешат освобождать. Насколько мне известно, на содержание каждого моряка Греция получает от Евросоюза 50 евро ежедневно.

О том, что пришлось пережить в греческих тюрьмах, вернувшиеся моряки вспоминают с неохотой.

-- Вообще не пойму, какое отношение имеем мы к переправке нелегалов? -- возмущен Виктор Рыпчинский. -- Ведь есть судовладелец, штатный капитан, который и принял на борт людей… В наши же профессиональные обязанности входило обслуживание судна, перевозившего в трюмах груз. Справлялись с этим нормально, как и подобает. Увы, защита отечественных моряков практически отсутствует. Не знаю, что предусматривает морское право, а также другие законодательные акты, но в жизни, на практике, выходит вот как… Транспортируем, например, груз в контейнерах. В сопроводительных документах все в норме, а здесь вдруг проверяющие органы вскрывают емкость и в ней оказывается бог весть что. Вплоть до наркотиков! Попробуй потом докажи, что ты ни сном ни духом не ведал, что там лежит! Когда б можно было заработать своим трудом у нас дома, ни за что не пошел бы «под флаг».

Руководитель «фирмы», направившей судно в Грецию, исчез

По сведениям Аппарата Уполномоченного Верховной Рады по правам человека Нины Карпачевой (именно она совместно с сотрудниками украинского МИДа активно участвовала в деле освобождения из греческого плена этой группы наших соотечественников. -- Авт. ), свыше 100 тысяч наших моряков сегодня вообще не могут трудоустроиться…

Четверо «подфлажников» возвратились домой, пятый -- в ожидании депортации из Греции. Еще один член экипажа злосчастной «Фунды», житель Измаила, гражданин Молдовы, не выдержал психологического стресса и был помещен в психиатрическую лечебницу…

Прибыв в родной Измаил, пострадавшие моряки хотели предъявить судебный иск к крюинговой компании, направившей их на это судно. Но оказалось, что ее руководитель исчез (подобно капитану), да и сама «фирма» приказала долго жить… Выходит, ни найти управы, ни призвать к ответу недобросовестных работодателей нельзя?

-- Не совсем так, -- убежден председатель Морского профсоюза Украины Николай Барский. -- У нас есть определенный опыт в деле защиты законных прав и интересов отечественных моряков. В том числе тех, которые не по своей воле оказались в весьма сложных ситуациях в дальнем зарубежье.

Единственное, что хотел бы подчеркнуть: наш профсоюз отстаивает трудовые права моряков, в том числе «подфлажников», в конфликтных ситуациях с работодателями, их полпредами. Случай с членами экипажа сухогруза «Фунда» был изначально направлен греческой стороной в иное, весьма далекое от норм трудового законодательства, русло, с условно-политическим оттенком…

Относительно греческих фирм-арендаторов на «морском» рынке, замечу, что сейчас мы выясняем отношения с одной из них -- «Килиас Шиппинг Корпорейшн». Наняв на работу украинских моряков для обслуживания танкера «Амелия», эта фирма не выполнила принятые и оговоренные контрактом условия. Более того, в результате нарушений законодательства, на борту названного судна умер старший помощник капитана, наш соотечественник. После многолетней работы на судах Черноморского пароходства он вынужденно устроился в качестве «подфлажника». Фирма-оператор отказывается выплатить семье покойного сумму, предусмотренную условиями контракта и другими документами.

Мы обратились в суд, добились принятия жесткого определения об аресте теплохода «Амелия» (последний совершает рейсы между портом Мариуполь и портами Туниса, транспортирует серу). Через Международную организацию транспортников (ITF) узнали, что аналогичные ситуации с нарушением прав моряков сложились еще на одиннадцати судах. Экипажи на них набирались той же фирмой-оператором. В судовой роли каждого из этих теплоходов значатся от двух до шести украинских моряков.

Будем бороться за наших ребят, добиваться справедливости и выполнения обязательств зарубежными партнерами. Все-таки определенный положительный опыт подобного выяснения у нас есть.