Перед таким выбором стоит сегодня Макеевский коксохимический завод, оказавшийся в сложном финансовом положении
Одно из крупнейших предприятий Донбасса, обеспечивающее сырьем металлургические заводы региона, и от стабильности работы которого зависит жизнь без преувеличения сотен тысяч жителей края -- Макеевский коксохимический -- оказался в более чем непростой ситуации. Несмотря на то что государству принадлежит 98,36 процента акций, исполнительная власть сегодня практически лишена возможности управлять предприятием. На первый взгляд это выглядит так: завод, находящийся на грани банкротства, подконтролен арбитражному управляющему, назначенному судом. Однако компетентные источники за этим «фасадом» видят нечто иное -- заинтересованность в искусственном банкротстве с целью перераспределения собственности, принадлежащей государству.
ОАО «Макеевский коксохимический завод» было создано в 1995 году в результате корпоратизации, а в 2000 году Фонд госимущества начал льготное размещение акций. Однако очень скоро фонд приостановил приватизацию предприятия из-за начатой по инициативе ООО «Радон-Холдинг» процедуры банкротства. Как и следовало ожидать, следующим шагом стала санация коксохима. Ею занялось ЗАО «Радонкокс». Согласно юридическому заключению по изучению ситуации на МКХЗ, за период с августа по сентябрь 2001 года на предприятии возникла кредиторская задолженность в 9,91 миллиона гривен. Есть основания полагать, что она отнюдь не была неизбежной. Между тем через год, в июне 2002-го, по инициативе ООО «Радон-холдинг» было начато новое дело о банкротстве. Такое усердие некоторых структур, утверждают эксперты, свидетельствует о желании взять завод под контроль.
Названные предприятия -- не единственные, работающие с МКХЗ, в процессе чего долги его возрастают. Так, в третьем квартале 2002 года, когда имуществом коксохима уже распоряжался санатор, появилась кредиторская задолженность предприятия перед ЗАО «Донецксталь» -- металлургический завод» уже на сумму около 38 миллионов гривен. Общий долг МКХЗ перед ЗАО «Донецксталь» и ЗАО «Радонкокс» ныне составляет порядка 60 миллионов гривен, или 70% всех долговых требований. Таким образом заинтересованным структурам удалось включить свои компании в реестр кредиторов, что обеспечивает большинство на собрании таковых. По информации некоторых источников, компании, получившие большинство в комитете кредиторов, тесно связаны с группой «Энерго».
Кроме того, предпринимаются новые попытки «малой кровью» получить привлекательное предприятие в свою собственность. А используются для этого решения госорганов. Так, к примеру, Антимонопольный комитет Украины дал разрешение ОАО «Макеевский коксохимический завод» и ЗАО «Донецксталь» -- металлургический завод» на создание ООО «Макеевкокс», которое осуществляется в соответствии с планом санации МКХЗ, согласованным с ФГИ. Однако подобная схема при непрозрачности ее реализации может превратиться в удобный способ вывода производственных активов из госпредприятий.
Государственная власть, заявив о начале борьбы с массовым банкротством госпредприятий, наверняка поняла, что чиновники среднего звена нуждаются в жестком контроле. Так, первый вице-премьер Николай Азаров отметил, что правительство готовит соответствующие законодательные изменения.
А пока же полным ходом идет подготовка к санации Макеевского коксохима. Комитетом кредиторов, включающим в себя ЗАО «Донецксталь -- металлургический комбинат» (председатель комитета кредиторов), ЗАО «Радонкокс» и ООО «Радон-Холдинг», уже подан на согласование, как того требует закон, в Фонд госимущества Украины соответствующий план. План санации предусматривает привлечение инвестора, создание нового юридического лица на базе основных фондов завода, подписание мирового соглашения с кредиторами.
ЗАО «Донецксталь» как крупнейший кредитор ОАО «МКХЗ» в соответствии с планом санации выступает и в роли инвестора. Его деньгами будут погашаться требования кредиторов третьей очереди (560 тысяч гривен). Сумма относительно небольшая. Но вот что будет потом?
Расчет с кредиторами первой и второй очереди производит уже ОАО «МКХЗ» при помощи инвестора. При этом план санации не конкретизирует, в чем именно должна выражаться помощь инвестора, а указывается лишь тот факт, что инвестор должен внести 3 миллиона гривен на погашение банковской задолженности ОАО «МКХЗ».
Такой план дает немало оснований считать, что в качестве юридического лица ЗАО «Донецксталь» становится участником процедуры санации под видом инвестора, поскольку непосредственные инвестиции обещаны всего в объеме 3,56 миллиона гривен.
Затем наступит очередь создания Общества с ограниченной ответственностью «Макеевский коксохимический завод», которому будут переданы в уставный фонд основные фонды коксового и химического производства ОАО «МКХЗ». При этом в собственности ОАО «МКХЗ» остаются основные средства углеобогатительной фабрики и дополнительные цеха. Уставный фонд нового предприятия будет распределяться так: 50,1 процента -- доля ОАО «МКХЗ»; 49,9 процента -- доля ЗАО «Донецксталь». В дальнейшем предусматривается перерегистрация ООО «МКХЗ» в ЗАО «МКХЗ» с распределением долей в уставном фонде в пропорции 50 процентов + 1 акция -- ОАО «МКХЗ»; 50 процентов — 1 акция -- ЗАО «Донецксталь».
Такие шаги, осуществись они в будущем, приведут к потере объекта стратегической важности, каковым сегодня является ОАО «МКХЗ», поскольку новое предприятие окажется обособленным производством кокса, не имеющим какой-либо зависимости от ОАО «МКХЗ». Правда, инвестор обязуется финансировать закупку сырья.
Последний этап санации -- подписание мирового соглашения с крупными кредиторами -- кредиторами четвертой очереди. Идея следующая: списываются 50 процентов долгов кредиторов, при этом остальные 50 процентов погашаются за счет продажи части основных фондов непроизводственного цикла и путем передачи кредиторам части акций нового предприятия, находящихся в собственности ОАО «МКХЗ». При этом оценка стоимости пакета акций будет производиться дополнительно.
Поскольку передача части акций кредиторам возможна лишь с согласия второго акционера (ЗАО «Донецксталь»), то высока вероятность того, что «Донецксталь» захочет приобрести акции ЗАО «МКХЗ» с целью получения контрольного пакета. Из отечественного опыта следует, что не исключен и такой вариант, когда бюджет и большинство кредиторов останутся без каких-либо возмещений со стороны инвестора и ОАО «МКХЗ».
Неужели остается только ждать этого финала? Отнюдь нет. Высший хозяйственный суд при соответствующем обращении мог бы остановить процедуру санации, а ФГИ -- вернуться к продаже предприятия через открытый конкурс. В противном случае государству остается лишь наблюдать за тем, как от него уходит собственность, созданная трудом нескольких поколений макеевчан. И почему? Лишь потому, что кому-то очень хочется конвертировать долги, историю которых следовало бы тщательно изучить, в осязаемое и достаточно прибыльное имущество?