«мы помогаем только слепым детям или только глухим», -- говорили женщине, у которой ребенок не видит и не слышит

0:00 — 23 жовтня 2003 eye 235

Единственного в Киеве слепоглухого ребенка взялись лечить и учить в российском интернате

В каком мире живет 8-летний Слава, который по вине медиков еще до годика потерял зрение и слух (»ФАКТЫ» писали об этом ребенке 26 января 2002 года и 11 июня 2003 года), не могут представить даже его близкие. Но они надеются, что российские педагоги помогут им найти контакт с ребенком. Это работа не одного месяца и даже не одного года. Чтобы специалисты научили Славика ухаживать за собой и ориентироваться в мире, за лечение и обучение нужно платить немалые деньги.

«Когда в комнате упал стул, Славик его поднял»

Ухаживать за собой дети учатся, подражая другим. И Елена очень переживала, что ее сын не может делать элементарные вещи -- ведь он не видит и не слышит. Когда Лена отвезла сына в Сергиево-Посадский детский дом для слепоглухих, убедилась, что Славик небезнадежен. Поэтому она намерена бороться за то, чтобы обеспечить сыну лечение и обучение.

-- После последней публикации меня разыскали двое киевлян -- девушка и пожилой мужчина, дали деньги, -- продолжает Елена. -- Одна женщина, которая переехала из Украины в США, пытается там собрать средства на обучение Славика. Наша бывшая соотечественница из Италии тоже хочет перечислить деньги. В интернате мне сказали, что молодой человек из Венгрии пообещал оплатить пребывание Славы за шесть месяцев. Тогда мы на радостях с мамой накупили продуктов, теплой одежды, игрушек и поехали в Сергиев Посад.

Пока ждали, что воспитательница приведет Славика, я несколько раз срывалась с места: мне казалось, что слышу голос сына. Так одинаково «поют» глухонемые дети. Когда Слава пришел, мы с мамой обняли его, целовали, плакали. А что сын чувствовал, не знаю. Но он не оттолкнул нас, как это бывало раньше, а, наоборот, взял за руки и пошел с нами. Три дня мы жили в интернате в отдельной комнате. Расставались со Славиком только когда он ходил в столовую. Как сын изменился! Стал спокойнее. В столовую идет вместе с другими детьми, держась за пластиковую палочку. Впереди цепочки самый старший ребенок, который хорошо ориентируется в здании. Больше всего меня поразило, как сын аккуратно берет фрукты, печенье, кусает и кладет еду на тарелку. Дома он ел только из моих рук.

Славика в интернате приучили спать одного. Дома он и во сне, и бодрствуя, требовал, чтобы с ним обязательно был кто-то рядом. Его нельзя было оставить одного в комнате ни на минуту. Бабушка хотела и здесь уложить его рядом с собой, но я не разрешила: его три месяца переучивали, а мы за три дня могли свести все на нет. Как-то у нас в комнате Слава перекинул стул и начал поднимать его.

-- Значит, у него есть какой-то слух?

-- Такие дети слышат по-особенному, они улавливают вибрации, -- говорит Лена. -- Воспитатель говорит, что у Славы есть реакция, он повторяет мелодии музыкальных игрушек. Сын должен пройти аудиограмму, которая определит остатки слуха, тогда ему подберут слуховой аппарат и будут учить говорить.

«Сын все время повторяет два слова: «ма-ма» и «ба-ба»

О том, что существуют специальные методы обучения таких детей, Лена узнала четыре года назад. Но лишь этой весной ей удалось устроить сына в единственный в СНГ российский интернат для слепоглухонемых при условии, что наше государство оплатит его пребывание там.

-- Содержание и обучение в интернате обходится в 450 долларов в месяц. Именно столько денег выделяется в России на каждого такого ребенка, -- говорит Елена. -- В Минздраве Украины мне сказали, что этот вопрос не в их компетенции, из Министерства труда и социальной политики Украины прислали ответ, что у них деньги на такие нужды не предусмотрены. Обиднее всего то, что сын стал инвалидом по вине медиков: ослеп из-за ожога сетчатки, который получил в кувезе, а оглох, потому что ему неправильно назначили антибиотики. Мой муж погиб через два дня после рождения Славы, я жила с ребенком на его пенсию. Не могла пойти на работу, поскольку Славика не брали ни в садик, ни в интернат. До шести лет сын сам играл, ходил по квартире, но после того как ему лечили зубы под наркозом, стал бояться оставаться один. Ему нужно было за кого-то держаться. Если бы я не знала, что его можно приспособить жить в нашем мире, смирилась со своей участью. Я уже стала для Славика его руками, которые за него все делали. Но ведь он может стать относительно самостоятельным человеком, научиться общаться. Если я не смогу дать ему этого, всегда буду чувствовать себя виноватой перед сыном.

С Еленой связалась женщина из Житомирской области, у нее тоже слепоглухой сын. Когда она попыталась устроить ребенка в российский интернат, ей отказали, но дали телефон Елены, чтобы она объяснила, как оформить туда ребенка.

-- Это долгий путь. Например, ответа из Министерства иностранных дел я ждала два года, -- вспоминает Елена. -- Мальчику этой женщины уже девять лет, и время уходит. Не думаю, что в нашей стране всего два таких ребенка, скорее всего, их родители либо отказываются от них, либо сами ухаживают и не знают, куда обратиться. Но дети остаются без квалифицированной помощи. Помню, когда обращалась в фонды слепых или глухих, мне отвечали, что помогают тем, кто потерял либо зрение, либо слух.

Хотя у Елены теперь и появилось больше свободного времени и она может уделять внимание младшему сыну Ване, очень скучает по Славику.

-- Семья есть семья, -- говорит женщина. -- Представьте себе, какая атмосфера там, где собирается много тяжелобольных детей. Ведь у каждого ребенка свои проблемы. Например, один мальчик в столовой интерната кричит до тех пор, пока не съест обед. Оказывается, когда он был в другом интернате, у него зрячие дети забирали еду. Воспитатели рассказывали, что многие родители отказываются от детей. После окончания учебы эти ребята живут в интернате. Вырастая, они здесь работают, некоторые создают семьи, рожают детей. Ну а родных им заменяют воспитатели. В интернате работают люди с огромным опытом. Я наблюдала, как они ловко обращаются с детьми. Детям, у которых есть родные, все время на ухо говорят: у тебя мама, бабушка, братик. Не знаю, осознанно ли, но Слава все время повторял: «ба-ба», «ма-ма».

Я не дождусь, когда Славик научится о себе заботиться, и мне разрешат забирать его домой. А сейчас моя задача -- найти деньги на обучение сына, устроиться на работу и помогать таким же мамам, как я.