Події

Недавно открылась для посетителей третья часть подземного пространства под майданом незалежности

0:00 — 30 жовтня 2003 eye 241

Но в Киеве все еще питают надежду, что хотя бы на поверхности площади можно будет сделать какие-то изменения, завершить ее ансамбль и исправить ошибки

Под майданом Незалежности полностью достроена и открылась последняя третья очередь подземного пространства -- та, что под стеклянным «Днепрогэсом», как теперь киевляне называют часть площади за монументом Независимости. Больше здесь уже ничего строить не будут? -- интересуются жители столицы.

«Где музей Лядских ворот и Диорама защиты Киева от хана Батыя?»

Назначенный недавно на должность главного архитектора Киева (и по совместительству заместитель киевского городского головы) Василий Присяжнюк обмолвился прессе о том, что изменение нынешнего облика майдана Незалежности вполне вероятно. Так что есть надежда…

Но на что? Пока архитектурный ансамбль на поверхности главной площади страны кажется не завершенным. Более того, сегодня колонну Независимости на заднем плане обрамляют две обычные вывески с названием объекта, размещенные на стеклянной «горе».

-- Я называю все то, что получилось на площади, «гастрономом Независимости», -- говорит начальник главного столичного управления охраны культурного наследия и реставрационно-восстановительных работ Руслан Кухаренко, который был соавтором-архитектором проекта монумента Независимости и входил в творческую группу, назначенную правительством для преобразований на главной площади страны. -- Помните: ведь все задумывалось не так, как было реализовано. Где музей Лядских ворот и Диорама защиты Киева от хана Батыя под четной стороной площади? Где Музей государственности с центральным залом в 1200 метров под нечетной стороной? А ведь в инвестиционном договоре, подписанном с Киевсоветом, четко написано: будут музей Независимости и Пантеон национальной славы. Сколько раз об этих намерениях писала пресса?!

-- Вопросом создания музея (не проектированием, а его наполнением) занималось Министерство культуры, -- говорит начальник главного управления культуры Киевской горгосадминистрации Александр Быструшкин. -- В документах указывалось: более тысячи метров должны быть запроектированы под Музей государственности. Но проектанты с самого начала приступили к работе, не привлекая специалистов музейного дела. В результате спланировали все так, что о музее уже и речи не могло быть.

Мы увидели обычные выставочные площади, такие, как, например, в Украинском доме. Как ни штурмовало вопрос Министерство культуры, перекроить, перепланировать уже ничего нельзя было. Мы много раз обходили, осматривали все помещения, и вынуждены были признать: здесь нет условий для музея -- с обязательными фондами, хранилищем, поддержанием температурного режима. Вот теперь имеем то, что имеем.

«Коррективы во внешнее убранство площади вносить можно и нужно»

Что же под землей нынче? Мило, чисто, очень светло, эскалаторы, лифт, рестораны, магазины, магазины, магазины… «Памятник» обществу потребления на всех трех ярусах. И ничего, что бы символизировало духовность, говорило о культуре, истории, национальной идее -- обо всем том, чем наполнены главные площади держав и что хотели видеть мы в своей столице. Такое может быть только у нас…

-- Коррективы во внешнее убранство площади вносить можно и нужно, -- считает Руслан Кухаренко. -- Не может быть «вечное на фоне не вечного» -- мрамора и бронзы с позолотой на фоне стекла.

-- Новый ансамбль не имеет вида, достойного главной площади государства. Архитектура ее должна выражать стабильность, надежность, вечность… -- утверждает главный скульптор проекта, автор монумента Независимости и скульптур основателям Киева и Архистратигу Михаилу Анатолий Кущ. -- Потому мы с самого начала ориентировались не на стеклянную горку, а на строительство колоннады, где бы располагался пантеон исторических, государственных деятелей, а на барельефах -- профили известных духовных, культурных деятелей… Нам все говорили: не волнуйтесь, хлопцы, все будет так, как надо. И что же теперь я вижу?

-- Вы говорите об этом с таким чувством… Для вас нынешний майдан -- это боль?

-- Когда смотрю на площадь, больше всего угнетает чувство недосказанности, будто бы оборвали на полуслове. Ведь колонна с матерью-Украиной -- это только пролог, а дальше -- пустые листы без содержания. Потому что ансамбль площади задумывался не таким, сейчас он неполон, нелогичен, незавершен… Конечно, сердце болит и за Киев, и за свою работу. Здесь -- целый период моей жизни.

-- Вы себя сейчас чувствуете обманутым?

-- Ясное дело! И не только я. Потому что построено совсем иное, и оно недостойно быть в самом сердце страны.

-- Вам заплатили за работу?

-- Нет, два года не платили, только сейчас начинают понемногу выплачивать гонорар.

-- Скульптуры для пантеона государственных деятелей, планировавшихся на майдане, у вас готовы?

-- Да, все они есть в моей мастерской.