Грандиозная авария в самом центре Донецка, в которой могли пострадать десятки пассажиров, чудом обошлась без жертв: никто не сгорел и не утонул
Утром 28-го октября, примерно в 6. 30 в центре Донецка произошло невиданное доселе дорожно-транспортное происшествие. Троллейбус N 11 с пассажирами остановился на повороте перед крутым спуском -- соскочила штанга (в просторечии -- «рога») с троллеи. Несмотря на то, что кондуктор успела подложить под колеса ограничивавший движение «башмак», машина не удержалась на крутом спуске и понеслась с горки к реке, сбив на полосе встречного движения маршрутное такси, которым в Донецк прибыли люди из Макеевки. От удара маршрутка загорелась. Затем, снеся остановку на противоположной стороне дороги, троллейбус въехал в реку Кальмиус. Все пассажиры оказались в ледяной воде. По счастливой случайности обошлось без жертв. Сколько было пострадавших, до сих пор точно неизвестно. По некоторым данным в больницы обратилось 12 человек, сейчас на стационарном лечении в Донецке находятся четверо
-- Больше всего я хотел бы сейчас знать, что сейчас с моими пассажирами и водителем троллейбуса, -- такими были первые слова водителя сгоревшего маршрутного такси Дмитрия Алексеева, сказанные корреспонденту «ФАКТОВ». -- Я знаю, что они все живы, их увезли в больницы, но боюсь, чтобы ни у кого не было тяжелых травм. Тогда видимо, у троллейбуса отказали тормоза. И у девчонки (водителя троллейбуса. -- Авт. ), уверен, не было другого выхода: если бы она не увела машину в реку, а выехала на мост, то страшно подумать, сколько бы «зацепила» транспорта
38-летний Дмитрий, отец двоих детей, за баранкой с 1982-го года. Он был водителем даже во время срочной службы в армии. Начальство частного предприятия в городе Макеевке, где он работает, характеризует Алексеева, как настоящего профессионала. Последние два года он возит людей по маршруту Донецк-Макеевка. Но в такую переделку Дмитрий попал впервые.
По словам водителя маршрутки, все произошло в считанные мгновения. Когда его «Газель» стояла на остановке (с левой стороны у моста), троллейбус с пассажирами находился в двухстах метрах, в начале крутого спуска к реке. В следующую секунду троллейбус переехал через ограничивающий скорость «башмак», который кондуктор подложила под колеса, и понесся под уклон, набирая скорость на обледеневшей булыжной мостовой. Дмитрий видел, что впереди троллейбуса шел синий микроавтобус «Мерседес», едущий рейсом N 11. Громоздкая машина попыталась обойти маршрутку, резко взяла влево и пошла прямо в лоб на «Газель» Дмитрия. Опытным взглядом он определил, что троллейбус к тому времени успел развить скорость до 70 километров в час.
-- Троллейбус несся на меня, как снаряд, -- вспоминает Дмитрий. -- Я как мог попытался уйти от лобового столкновения, иначе он увлек бы меня за собой в реку. Машина зацепила микроавтобус по касательной. От удара «Газель» крутануло вокруг своей оси. Аккумулятор, редукторы высокого и низкого давления, манометр в моей машине загорелись. В любую секунду я ожидал взрыва, ведь маршрутка работает на газовых баллонах. Пока я выбирался через заклиненную дверцу, в салоне уже не было ни одного пассажира: кто-то выбрался самостоятельно, а некоторые вылетели от столкновения из окон и распахнувшихся задних дверок. Возле машины лежали три человека, я начал их оттаскивать подальше
Как сказали коллеги Дмитрия по работе, у него был выбор: начинать тушить «железо» или спасать людей от возможного взрыва. Алексеев не задумываясь выбрал второе. Пожарные прибыли на место происшествия уже через пять минут после вызова. Им удалось предотвратить взрыв газовых баллонов, но
-- К приезду пожарных «Газель» годилась только на металлолом: «мобилки» были у многих, но никто не знал, как по ним вызвать пожарных -- вот время и ушло, -- с горечью говорит водитель. -- Надеюсь, владелец машины меня поймет.
Дмитрий с тревогой думает о том, когда теперь он снова сможет приступить к работе, и найдется ли для него место. С работой в Макеевке непросто, а Дмитрий -- единственный кормилец в семье
Пока водитель маршрутки спасал своих пассажиров, он не видел, что произошло с троллейбусом. Только когда собравшиеся на припорошенном первым снегом берегу прохожие стали кричать, Дмитрий посмотрел в сторону реки и ужаснулся: троллейбус почти полностью ушел в воду. К счастью, людей в нем уже не было -- страх заставил всех выбраться из ледяной купели за считанные минуты.
-- Когда наш троллейбус сорвался с «башмака» и покатился, я успела лишь крикнуть пассажирам, чтобы они крепче держались за поручни, -- вспоминает кондуктор, 23-летняя Ирина Чернявская, которая сейчас находится в нейрохирургическом отделении больницы им. Калинина с сотрясением мозга. -- Въехав в реку, машина стала быстро погружаться, мне показалось, что троллейбус кренится набок. Я подумала: сейчас утону. Не помню, как выбралась из воды. Пришла в себя, когда коллеги уже растирали меня в следовавшем за нами троллейбусе -- увидев несчастье, они тут же остановились на мосту.
По подсчетам Ирины в салоне было около 30 человек. Некоторые пассажиры, когда троллейбус понесся вниз, потребовали, чтобы водитель, Татьяна Зуева, открыла двери. Но она этого не сделала. И, скорее всего, приняла правильное решение: выпрыгивающие люди на ходу могли или сильно травмироваться при падении на мостовую, или попасть под колеса проезжающего транспорта. Движение на проспекте Ильича, где произошла авария, очень оживленное.
-- Я сидела прямо за кабиной водителя, когда троллейбус съехал в воду, и все время молилась, -- рассказывает пассажирка троллейбуса, 56-летняя Галина Дзюба. -- Почувствовала сильный удар и такую боль во всем теле, что не могла шевельнуться. Вода доходила мне до подмышек. Благо, шахтеры, ехавшие здесь же, помогли мне выбраться из салона через разбитое окно и осторожно перевели на другую сторону дороги. Там я села в маршрутку и поехала на работу
Промокшая Галина Николаевна, у которой врачи констатировали перелом четвертого позвонка, умудрилась проехать еще почти пол-Донецка(!) -- до областного онкологического центра, где она работает медсестрой. У водителя глаза округлились, когда он увидел пожилую женщину в мокрой одежде -- на улице было два градуса мороза. Сердобольные попутчики помогли Галине Николаеве дойти до работы, где ей смогли оказать квалифицированную помощь. Немедленно переодев свою сотрудницу и сделав ей рентгеновский снимок, коллеги отвезли женщину в областную травматологическую больницу. Теперь Галине Николаевне три месяца придется провести на больничной койке без движения, а о дальнейшем лечении она пока старается не думать. Моя собеседница, разумеется, верит в лучшее, она не выпускает из рук «Евангелие» и радуется тому, что в этом испытании ее поддерживают дочь и внучка.
Сколько пострадало людей, ехавших в троллейбусе, точно неизвестно. Вымокшие люди, спешили скорее уйти с промозглой улицы в тепло. В больнице Донецка мне удалось найти только пассажирку Галину Дзюбу и кондуктора троллейбуса Ирину Чернявскую. Водителя, 24-летнюю Татьяну Зуеву, врачи, обследовав, отпустили домой -- у нее были лишь ссадины, ушибы и переохлаждение -- как и у всех пассажиров, нырнувших в Кальмиус вместе с троллейбусом. Шахтеры, вытащившие пожилую медсестру, уехали первым же попавшимся транспортом на свою смену. Спасенная даже не успела спросить их имен.
Пассажиры в «Газели» пострадали серьезнее, не получили травм только двое: водитель и пассажир, 23-летний Александр Богаш.
-- Когда Саша неожиданно вернулся домой днем, я подумала, что его ограбили, -- говорит мама молодого жителя Макеевки, Елена Богаш.
Сын предстал перед ней в окровавленной куртке, без кепки и сумки. К счастью кровь на одежде оказалась не его: у парня врачи нашли только одну ссадину на колене. Но с работы, где он все же побывал в тот день, Сашу отпустили домой, решив, что парень должен прийти в себя после пережитого шока.
-- Когда меня вместе со всеми привезли в больницу, врачи сказали, что я в рубашке родился. Но я думаю -- в тулупе, -- улыбается Саша.
Богаш каждое утро добирается из Макеевки в Донецк именно этим маршрутом. Он работает гипсокартонщиком -- строит новые павильоны на рынке возле Донецкого железнодорожного вокзала. В это утреннее время маршрутки не забиты до отказа. И на сей раз в салоне микроавтобуса были два или три свободных места.
Саша, сидевший у боковой двери, сначала подумал, что их маршрутка объезжает какого-то лихача. Но когда машина, сильно ударившись обо что-то, сделала резкий поворот, парень на какое-то мгновение потерял сознание. Очнувшись, увидел, что перед их «Газелью» лежит окровавленный человек, лобовое стекло выбито, а капот маршрутки горит.
-- Я выбил ногой заклинившуюся боковую дверь и подбежал к пострадавшему, -- говорит Саша. -- Он с трудом двигался, я поддерживал его до прибытия машин скорой помощи. Возле нас стоял мужчина, у которого лицо и рукав куртки были в крови. Этого человека выбросило из маршрутки в окно, но он умудрился сгруппироваться «в полете» и приземлиться на ноги.
Водитель оттаскивал тех, кто не мог идти, от горящей «Газели». То, что нас сбил троллейбус, я понял, уже когда появились спасатели МЧС, пожарные и кареты «неотложки». Заметил, что на берегу стоят люди в мокрой одежде. Двое девушек, у которых не было видимых повреждений, плакали, дрожа от холода. На утонувший троллейбус было страшно смотреть. Я легко отделался!
Сейчас в больницах Донецка находятся двое пострадавших из «Газели» -- макеевчанка и дончанка. У обеих, по предварительным данным, сотрясение мозга, а у жительницы Донецка еще и переломы ребер. Остальные пострадавшие, скорее всего, обратились в больницы по месту жительства.
Как сообщили «ФАКТАМ» в трамвайно-троллейбусном управлении Донецка, для расследования ЧП создана комиссия, участие в расследовании принимают специалисты из Киева. Версии о причинах этой жуткой аварии выдвигать рано. И без того, история уже обросла самыми невероятными и страшными слухами: горожане до сих пор не верят, что все участники грандиозного ДТП остались живы -- не утонули и не сгорели.