Старшего лейтенанта Максима Цибульского -- единственного, из десяти членов экипажа, кому удалось спастись, -- министр обороны России наградил именными часами
В минувшую субботу в Баренцевом море затонула российская атомная подводная лодка К-159. Ее на буксире тянули в город Полярный на утилизацию. Там на заводе должны были демонтировать активную зону ядерного реактора. Субмарина 1963 года выпуска была списана еще 14 лет назад, так что никакого оружия и боеприпасов на ней не было. На борту находились десять членов экипажа во главе с капитаном второго ранга Сергеем Лаппой. Спастись удалось лишь старшему лейтенанту Максиму Цибульскому
Выжившего подводника навестил в госпитале министр обороны России Сергей Иванов. Рассказ Цибульского пролил свет на трагические события субботней ночи. Лодку тянул буксир СБ-406. К-159 держалась на четырех понтонах, прикрепленная к ним тросами. Море штормило. По не выясненным пока причинам, оборвались два носовых троса. Трех-четырех баллов оказалось достаточно, чтобы субмарину стало носить из стороны в сторону. Не выдержали и порвались два оставшихся троса. В восьмом отсеке возникла течь. Лаппа доложил о ситуации руководителю операции, и тот отдал приказ немедленно покинуть подлодку. Это успели сделать два моряка, в том числе Цибульский. Однако товарищ Максима сорвался со спасательного плота и утонул. Сам Цибульский провел в ожидании помощи около двух часов. Он считает, что его спасли надетые на нем теплые вещи. Министр обороны наградил старшего лейтенанта Цибульского именными командирскими часами.
Как сообщили репортерам в штабе Северного флота, на борту лодки остались семь человек. Субмарина лежит на дне на глубине 238 метров. Водолазы к ней не спускались. Корабль обследовали с помощью глубоководного телеуправляемого аппарата. Съемка показала, что в момент аварии в рубке К-159 был открыт люк.
Сергей Иванов провел экстренное совещание с командованием Северного флота на борту ракетного крейсера «Маршал Устинов». Министр заявил, что причиной гибели подлодки стало «элементарное легкомыслие, надежда на русский авось». Своим приказом Иванов запретил производить буксировку подводных лодок с помощью понтонов. С мнением министра согласился и главнокомандующий ВМФ России Владимир Куроедов. Он подчеркнул, что подводники погибли из-за «беспечности и халатности, допущенных при выполнении должностных обязанностей, инструкций и приказов». Уже вернувшись в Москву, министр Иванов сообщил, что против членов экипажа К-159 никаких обвинений никто не выдвигает. В российском Военно-морском флоте объявлен траур.
Президент России Владимир Путин, находившийся с трехдневным визитом в Италии, заслушал доклад Иванова и распорядился провести тщательное расследование причин трагедии. Москва обещает поднять К-159 на поверхность, чтобы избежать экологической катастрофы. О сроках операции будет сообщено дополнительно.
А в российской прессе вновь заговорили о «черном августе». Действительно, за последние годы этот месяц принес России немало трагедий. Самой страшной из них стала, пожалуй, гибель атомной подлодки «Курск» в 2000 году. На ее борту находились 118 моряков.
Всего же в авариях на советских и российских атомных субмаринах погибли более 500 подводников. На сегодняшний день, кроме К-159, на дне Мирового океана покоятся четыре советские атомные подлодки (К-8, К-219, К-27, К-278 «Комсомолец») и две американские (»Трешер» и «Скорпион»). «Курск» был поднят в прошлом году. Все советские и российские субмарины принадлежали Северному флоту.