Україна

Вскоре с прилавков магазинов могут исчезнуть «швейцарский» сыр, коньяк и шампанское

0:00 — 4 вересня 2003 eye 246

Евросоюз принял решение восстановить эксклюзивные права входящих в него стран на использование названий товаров, в которых фигурируют географические пункты

В последнее время Украина предпринимает довольно активные шаги для того, чтобы вступить во Всемирную торговую организацию (ВТО). В связи с этим специалисты оценивают возможные последствия этого шага, одним из которых может стать исчезновение с прилавков некоторых, ставших привычными, названий товаров.

Дело в том, что уже на ближайшей сессии ВТО (она начнется 10 сентября) европейские страны намерены поднять вопрос о защите так называемых географических брендов. Речь идет о товарах, названия которых происходят от городов, провинций и стран. К таким относятся, например, весьма распространенные в нашей стране алкогольные напитки: шампанское, коньяк, портвейн, мадера.

Европейский союз принял решение восстановить эксклюзивные права входящих в него стран на использование названий товаров, в которых фигурируют географические пункты Европы. Всего в списке насчитывается 41 наименование. В основном это напитки и продукты питания.

Такая принципиальность европейцев вызвана острой конкуренцией на рынках многих стран, где товары местного производства с традиционными географическими названиями успешно вытесняют оригинальные продукты. Например, итальянцы испытывают серьезные проблемы со сбытом в Канаде пармской ветчины, так как местная фирма не только в изобилии производит этот продукт, но и зарегистрировала данное название как собственную торговую марку.

Американцы тоже ни за что не хотят отказаться от производства популярного пива «будвайзер», происходящего от названия чешского города Будейовице.

Естественно, европейцы возмущены таким «географическим» пиратством и настаивают на том, что товары, имеющие название местностей, могут быть произведены только у себя на родине.

Сами страны ЕС решили не дожидаться принятия новых правил на уровне ВТО и стали наводить порядок с «географическими» товарами внутри Европы. Так, недавно Европейский суд положил конец долгому и шумному кулинарному скандалу, раз и навсегда запретив называть один из сортов сыра «пармезаном». Теперь этот товар может носить только исконное итальянское название «пармеджано» и производить его имеют право только итальянские фирмы. Все остальные производители «настоящего «пармезана» отныне в Европе считаются пиратами и преследуются по всей строгости закона.

Если предложение ЕС примут в ВТО, то все члены этой организации будут вынуждены прекратить производство «географических» товаров. А после того, как к ним присоединится Украина, с наших прилавков, кроме коньяка и шампанского, должны будут исчезнуть «швейцарский» и «голландский» сыры, «краковская» и «бауншвейгская» колбасы и другие привычные названия. То есть сами продукты производить не запретят, но имена им придется придумать другие. Украинские.

Правда, у идеи защиты «географических» брендов есть и противники, причем довольно влиятельные. В частности, против такого решения выступают Соединенные Штаты, где давно и успешно прижились многие продукты с европейскими названиями. По мнению американцев, подобные инициативы Евросоюза направлены на то, чтобы подавить свободную конкуренцию со стороны производителей из других стран. Американцы считают многие названия продуктов, происходящие от географических, общеупотребительными для всех товаров подобного вида и способа производства. Поэтому они не подлежат патентованию и, следовательно, запретить их использование невозможно.