Події

Головка, уши и веки новорожденного, найденного на могиле старого кладбища, были укрыты «шапкой» из яиц насекомых

0:00 — 4 вересня 2003 eye 614

Брошенного матерью на верную гибель младенца спасли двое девятилетних детей, обнаружившие его и вызвавшие «скорую»

Чего только не делают нерадивые матери, лишь бы избавиться от оказавшихся не нужными им новорожденных детей. Одни оставляют их на свалке, другие прячут в хлеву под сеном, третьи -- бросают с моста в реку (»ФАКТЫ» писали о подобных проявлениях «материнской нежности»). Жительница Ужгорода, личность которой пока не установлена, наверное, решила стать оригинальной. Она положила умирать своего новорожденного ребенка на могилу старого закрытого кладбища.

Малыш лежал на могиле лицом вниз, по маленькому тельцу ползали насекомые

Имена спасителей ребенка, к сожалению, не известны. По словам сотрудников милиции, брошенного на произвол судьбы младенца случайно увидели двое детей -- мальчик и девочка 9--10 лет. Каким образом и с какой целью они попали на закрытое кладбище, непонятно. Но факт остается фактом: увидев на старой могиле младенца, жалобно и еле слышно попискивающего, по которому уже ползали насекомые, дети не растерялись и не сбежали со страху куда глаза глядят, а бросились вызывать «скорую». Именно благодаря этому новорожденного удалось спасти от верной и мучительной смерти.

-- Телефонное сообщение о найденном ребенке поступило в пять часов вечера, и мы сразу поехали на кладбище, -- рассказывает врач детской выездной бригады скорой помощи города Ужгорода Ирина Добош. -- При входе на кладбище стоял мальчик с растерянным видом, который сразу повел нас к могиле. Там возле младенца стояла испуганная девочка. Поняв, что их помощь уже не нужна, дети куда-то убежали. Я даже не успела спросить их имена, да и не до того было, ведь нужно было спасать ребенка. Малыш лежал прямо на могиле лицом вниз, вокруг его шеи обвивась пуповина. По маленькому тельцу, к которому прилипли листья и ветки, ползали муравьи, а сверху жужжала туча мух. Но ребенок был жив. Он издавал тоненький писк и пытался перебирать ручками. Я взяла кроху на руки (это был мальчик) и почувствовала, что его тело уже прохладное. Осторожно размотала пуповину. Она была затянута вокруг шеи довольно туго, но, к счастью, не представляла опасности для жизни новорожденного. Затем сняла листочки и ветки, отогнала мух и положила малыша в принесенную фельдшером пеленку. Мы побежали к машине. Водитель, включив сирену, помчался в больницу. По дороге я начала перебинтовывать пуповину. Ребенок, наверное, почувствовал, что находится в чьих-то руках. Он немного согрелся, его плач стал громче, хотя был все еще слабеньким. А потом малыш сунул в рот кулачок -- сообщил, что хочет есть.

Через несколько минут «скорая» прибыла в городскую детскую больницу. Ребенка сразу доставили в реанимационное отделение.

-- В первую очередь мы отрезали и перевязали пуповину, -- говорит дежурившая в тот день врач-реаниматолог Любовь Мокан. -- Затем положили малыша в ванну с теплой водой, стали обмывать и отогревать. По телу ребенка все еще ползали муравьи, а вся его головка была покрыта слоем каких-то маленьких белых кружочков. Сначала я даже не поняла, что это такое. Лишь хорошо присмотревшись, увидела, что это яйца мух. Их было, наверное, тысячи. Плотно уложенные, они укрывали всю головку, оказались в ушах и даже на веках глаз. Теплое и влажное тельце ребенка, которое еще было в свежей крови, стало идеальным местом для выведения потомства насекомых. Через несколько часов из яиц вылупились бы личинки, которые начали бы питаться живой плотью. Я стала осторожно освобождать тело мальчика от яиц и остатков листьев. Ребеночек все время махал ручками, но молчал -- наверное, ему нравилось в тепле. А у меня сердце разрывалось при мысли, что мать могла бросить своего ребенка, как ненужную вещь, и уйти.

К счастью, вреда причинить ребенку насекомые не успели. Вымытый малыш оказался очень симпатичным, без каких-либо повреждений. Лишь на его плечике и ягодице врачи обнаружили два синячка.

После купания сердцебиение и дыхание малыша оставались замедленными, а температура тела понижена. По всей вероятности, мальчик пробыл на открытом воздухе 5--6 часов (ему очень повезло, что в тот день была теплая солнечная погода). Ребенка положили в кювез, к десяти часам вечера все основные показатели его организма пришли в норму. В первый день его кормили через зонд, а уже на следующий -- из обычной соски.

Коллектив детской больницы решил назвать малыша Любомиром

Тем временем милиция занялась поисками матери новорожденного. Сотрудники криминальной милиции по делам несовершеннолетних (КМДН) направили в больницы запросы с просьбой сообщить, не обращалась ли к ним женщина с послеродовыми симптомами. В тот день подобная медицинская помощь была оказана жительнице одного из сел Ужгородского района, однако проверка установила, что матерью брошенного малыша является не она.

По словам оперуполномоченного КМДН горотдела милиции Юрия Горвата, роды, вероятнее всего, произошли на кладбище. Конкретное место установить не удалось, поскольку закрытое кладбище занимает несколько гектаров, большая часть которых -- густые заросли. Относительно личности матери есть две версии: это женщина, у которой многодетная семья, не имеющая возможности прокормить еще одного ребенка, или несовершеннолетняя (не исключено, что она -- жительница соседнего района). На вопрос, почему мать не захотела рожать в роддоме, где от ребенка можно отказаться, а бросила его на произвол судьбы, ответа пока нет. Не удалось установить и личности нашедших ребенка детей. Не исключено, что они видели мать новорожденного. Милиционеры обошли и опросили жителей нескольких кварталов, расположенных по соседству с кладбищем, но безрезультатно.

Старое кладбище, на котором был найден ребенок, находится практически в центре Ужгорода. Первое, что бросается в глаза при его посещении, -- это огромные кучи мусора, распространяющего вокруг ужасное зловоние. Пресса неоднократно писала о том, что необходимо привести в порядок старые захоронения, но никакой реакции городских властей пока не последовало. У закрытого кладбища дурная слава: днем сюда часто наведываются алкоголики, распивающие спиртное прямо на могилах, а ночью собираются наркоманы. Торговцы из расположенного рядом рынка нередко через забор выбрасывают мусор прямо на могилы. Некоторые используют запущенные заросли в качестве туалета…

Могила, ставшая волею судьбы первой колыбелью для новорожденного, находится метрах в тридцати от ограды, сразу за которой расположена оживленная трасса. Из-за несмолкающего шума автомобилей здесь очень трудно что-нибудь услышать, тем более -- слабый писк только что рожденного ребенка. То, что малыша нашли, иначе как счастливым стечением обстоятельств не назовешь. На могиле установлен трехметровый металлический крест. Сквозь многолетний слой ржавчины виднеется надпись на венгерском языке и дата: 1891. У подножия креста склонился в молитве ангел. Как знать, возможно, именно он уберег новорожденного от крыс и бродячих собак, которые полчищами бегают по кладбищу, и привел к могиле детей…

На днях ребенка перевели из реанимационного отделения в обычную палату. По словам главного врача городской детской больницы Оксаны Передрий, его состояние стабилизировалось, а аппетит оказался просто отменным. За неделю мальчик поправился на 200 граммов, сейчас он весит 2,1 килограмма. В больнице малыш пробудет несколько недель. После этого, если не объявятся его родные (на что надежды практически нет), найденыша переведут в областной дом ребенка, находящийся в Сваляве. За это время его тщательно проверят специалисты, хотя предварительный осмотр показал, что малыш абсолютно здоров. Он очень симпатичный -- голубые глаза, ровненькие бровки, светлые волосики. Коллектив больницы решил назвать спасенного мальчика Любомиром -- в честь дежурившей в тот день врача-реаниматолога Любови Мокан. Относительно фамилии единогласного мнения пока нет. Впрочем, спешить, наверное, не стоит. Вдруг Любомирчику повезет еще раз, и у него появятся новые родители, которые дадут ему свою фамилию и будут относиться лучше, чем родная мать…