70 лет назад в США был раскрыт тайный сговор Эндрю Меллона и Москвы, и в результате бесценные полотна, купленные миллиардером у большевиков, стали основой Национальной галереи искусства в Вашингтоне
Молодой советской стране срочно требовались деньги. Для покупки за границей тракторов, станков, машин и зерна большевики решили продать бесценные картины, собранные поколениями русских царей. В этот список попали работы Рафаэля, Боттичелли, Перуджино, Ван Дейка, Рембрандта, Веласкеса, Халса, Веронезе, Тициана и других гениальных художников. Советские лидеры надеялись, что через 10--15 лет, с победой мировой революции, все произведения искусства вернутся в страну. Но просчитались.
В период с 1928 по 1934 год СССР выручил 19 миллионов золотых рублей, отправляя на заграничные аукционы хранившиеся в музеях шедевры. Специально для этого еще в 1925 году по решению наркомата внешней торговли было создано объединение по импорту и экспорту художественных ценностей «Антиквариат». Как свидетельствуют архивные документы, произведения искусства при заключении сделок нередко измерялись на вес. В результате за шесть лет большевикам удалось продать шесть тысяч тонн(!) исторических ценностей.
Однако молодая советская страна нуждалась не только в деньгах. Кремлю хотелось влиять на мировую политику и экономику. Для этого требовались заметные политические фигуры, которых, в свою очередь, следовало чем-то заинтересовать. И Сталин решил играть по-крупному -- выставить на продажу Эрмитаж!
Первый эксперимент провели в 1929 году над «нефтяным королем» Великобритании Галустом Гюльбенкяном. В обмен на содействие продаже советской нефти за рубеж президент англо-иракской компании «Ирак-Петролеум компани» Гюльбенкян получил возможность приобрести поистине бесценные шедевры. Коллекционер купил 24 предмета «французского серебра и золота», скульптуру Гудона «Диана», картину «Благовещение» Дирка Боутса, «Портрет Елены Фурмен» Рубенса, «Афину Палладу», «Портрет Титуса» и «Портрет старика» Рембрандта, «Мецетена» Ватто, «Урок музыки» Терборха и «Купальщицу» Ланкре. Все приобретения обошлись Гюльбенкяну менее чем в миллион долларов!
Этот же прием решили повторить с министром финансов США Эндрю Меллоном. Он отвечал за экспорт и импорт товаров и мог одним росчерком пера позволить Советскому Союзу выйти на американский рынок. Посредником в сделке с Меллоном назначили наркома внешней торговли Анастаса Микояна.
Эндрю Меллон, происходивший из семьи финансистов, был очень богатым человеком. Принадлежащий ему гигантский концерн «Алюминиум компани оф Америка» был основан еще в 1888 году, а с началом нового века Меллона стали называть американским «алюминиевым королем». По семейной традиции магнат вкладывал деньги в художественные ценности. Тем не менее коллекция Меллона не могла еще сравниться с сокровищами Ротшильдов и Рокфеллеров. Стать первым на рынке искусства «алюминиевому королю» помогли большевики. Весной 1930 года агенты «Антиквариата» вышли на Кармена Месмо, который был доверенным лицом Эндрю Меллона. Министру было сделано невероятное предложение: купить по сходной цене картины из Эрмитажа. Когда Меллон листал дореволюционный альбом с репродукциями полотен известных художников, его глаза горели, а голова кружилась от мысли, что у него будет собственный Эрмитаж. Американскому министру гарантировали полную конфиденциальность и тайную поставку картин, а это означало, что ему не придется платить огромные налоги. Интересы Эндрю Меллона взялась представлять недавно созданная нью-йоркская фирма «Ноудлер энд компани», а Советский Союз -- объединение «Антиквариат».
Стоило Меллону подписать бумаги о покупке картин, как он оказался у большевиков на крючке. Американский политик стал принимать решения в пользу СССР. Советские спички, проданные летом 1930 года Америке, были так дешевы, что заокеанские спичечные заводы стали закрываться и тысячи рабочих оказались на улице. Президент США был вынужден подписать указ о новых ограничениях на поставку советских товаров в Штаты, в частности, о запрете импорта товаров, при производстве которых использовался труд заключенных. Однако стараниями Меллона появилось следующее уточнение: «Эмбарго на советский лес накладывается лишь в том случае, если есть фактические доказательства, что при его заготовке использовался труд заключенных ГУЛАГа». Естественно, в США невозможно было найти таких доказательств, и советский лес хлынул на американский рынок. А Меллон тайно перевел на счет «Антиквариата» деньги за полотно Яна ван Эйка «Благовещение». Эта картина была настолько ценна, что Меллону ее доставил лично глава «Антиквариата» Николай Ильин.
В конце лета 1930 года западные страны попытались договориться о создании единого антисоветского экономического фронта, однако представлявший интересы США Эндрю Меллон вел себя настолько вяло, что сделать это тогда не удалось. В результате американский министр купил у СССР два полотна Рембрандта и четыре -- Ван Дейка. Вскоре СССР получил возможность ввозить в США марганец, а Меллон -- приобрести «Молодую женщину с гвоздикой» (мастерская Рембрандта) и «Св. Георгия, поражающего дракона» Рафаэля. А с картиной Рембрандта «Возвращение блудного сына» произошел курьезный случай. Агенты Меллона предложили за картину 600 тысяч долларов, но Микоян решил поторговаться и назвал свою цену -- 650 тысяч долларов. Договориться тогда не удалось -- всего из-за 50 тысяч! Так по счастливому стечению обстоятельств этот шедевр сохранился в Эрмитаже до наших дней.
Картины доставляли Меллону на комфортабельной паровой яхте «Олимпик», принадлежавшей управляющему «Ноудлер энд компани» и никогда не подвергавшейся таможенному досмотру. Последней была продана «Мадонна Альба» Рафаэля -- за 1 миллион 166 тысяч 400 долларов.
В результате сделок Меллона с большевиками с апреля 1930 года по апрель 1931-го в Америку были тайно вывезены «Портрет молодого человека» и «Портрет гвардейца» Франса Халса; «Венера перед зеркалом» Тициана; «Польский дворянин» и «Мужчина в восточном костюме» Рембрандта; «Папа Иннокентий X» Веласкеса; «Поклонение волхвов» Боттичелли; триптих «Распятие» Перуджино; «Портрет Изабеллы Брант», «Сусанна Фурмен с дочерью», «Портрет лорда Филиппа Уортона» и «Портрет фламандки» Ван Дейка; «Нахождение Моисея» Веронезе и другие полотна. За 21 шедевр из коллекции Эрмитажа Меллон перевел на счета «Антиквариата» 6 миллионов 654 тысячи 144 доллара. В 1935 году в США эти полотна были оценены в 50 миллионов долларов, вскоре после Второй мировой войны их цена выросла вдвое. А о нынешней стоимости картин можно только догадываться
Тем временем американского министра стали обвинять в тайном сговоре с Кремлем, и в феврале 1932 года Эндрю Меллон был вынужден уйти в отставку. А осенью 1933-го в американской прессе появилась информация о сделках магната с Москвой. Сначала Меллон все отрицал, но вскоре все-таки признал факт покупки эрмитажных полотен. Общественность была шокирована: бывший министр финансов оказался обладателям поистине музейного собрания! В особняк Меллона зачастили коллекционеры, затем их сменили следователи. В итоге появился иск, состоящий из следующих обвинений: контрабандный ввоз в страну и сокрытие шедевров, а также неуплата 32 миллионов долларов налога. Магнату грозило тюремное заключение, но он нашел достойный выход из положения. Эндрю Меллон решил подарить картины американскому народу.
Идея создания музея в Вашингтоне пришла в голову миллиардеру еще в 1928 году. Спустя семь лет Меллон поручил архитектору Джону Поупу разработать проект здания будущей галереи. В декабре 1936 года магнат направил президенту Франклину Рузвельту письмо, в котором выразил готовность подарить свою коллекцию картин нации и на собственные деньги построить в Вашингтоне музей. В 1937 году Конгресс США одобрил предложение Меллона, и строительство началось. 17 марта 1941 года президент Франклин Рузвельт торжественно открыл в Вашингтоне Национальную галерею искусства, основой которой стали картины, купленные у СССР Эндрю Меллоном.
А самому Меллону так и не удалось увидеть этот музей. Миллиардер умер в возрасте 82 лет через несколько месяцев после оформления бумаг дарения.
Подготовила Любовь ГРАНКИНА, «ФАКТЫ»
В статье использованы сведения из документального фильма «Эрмитажная Америка»
Текстовка
Тициан. «Венера перед зеркалом». 1555. Национальная галерея искусства. Вашингтон