Події

Из коллекции эрмитажа американский министр финансов выбрал 21 шедевр старых мастеров, заплатив советскому правительству шесть с половиной миллионов долларов

0:00 — 11 вересня 2003 eye 721

70 лет назад в США был раскрыт тайный сговор Эндрю Меллона и Москвы, и в результате бесценные полотна, купленные миллиардером у большевиков, стали основой Национальной галереи искусства в Вашингтоне

Молодой советской стране срочно требовались деньги. Для покупки за границей тракторов, станков, машин и зерна большевики решили продать бесценные картины, собранные поколениями русских царей. В этот список попали работы Рафаэля, Боттичелли, Перуджино, Ван Дейка, Рембрандта, Веласкеса, Халса, Веронезе, Тициана и других гениальных художников. Советские лидеры надеялись, что через 10--15 лет, с победой мировой революции, все произведения искусства вернутся в страну. Но просчитались.

Исторические ценности большевики продавали… на вес

В период с 1928 по 1934 год СССР выручил 19 миллионов золотых рублей, отправляя на заграничные аукционы хранившиеся в музеях шедевры. Специально для этого еще в 1925 году по решению наркомата внешней торговли было создано объединение по импорту и экспорту художественных ценностей «Антиквариат». Как свидетельствуют архивные документы, произведения искусства при заключении сделок нередко измерялись… на вес. В результате за шесть лет большевикам удалось продать шесть тысяч тонн(!) исторических ценностей.

Однако молодая советская страна нуждалась не только в деньгах. Кремлю хотелось влиять на мировую политику и экономику. Для этого требовались заметные политические фигуры, которых, в свою очередь, следовало чем-то заинтересовать. И Сталин решил играть по-крупному -- выставить на продажу Эрмитаж!

Первый эксперимент провели в 1929 году над «нефтяным королем» Великобритании Галустом Гюльбенкяном. В обмен на содействие продаже советской нефти за рубеж президент англо-иракской компании «Ирак-Петролеум компани» Гюльбенкян получил возможность приобрести поистине бесценные шедевры. Коллекционер купил 24 предмета «французского серебра и золота», скульптуру Гудона «Диана», картину «Благовещение» Дирка Боутса, «Портрет Елены Фурмен» Рубенса, «Афину Палладу», «Портрет Титуса» и «Портрет старика» Рембрандта, «Мецетена» Ватто, «Урок музыки» Терборха и «Купальщицу» Ланкре. Все приобретения обошлись Гюльбенкяну менее чем в миллион долларов!

Этот же прием решили повторить с министром финансов США Эндрю Меллоном. Он отвечал за экспорт и импорт товаров и мог одним росчерком пера позволить Советскому Союзу выйти на американский рынок. Посредником в сделке с Меллоном назначили наркома внешней торговли Анастаса Микояна.

Эндрю Меллон, происходивший из семьи финансистов, был очень богатым человеком. Принадлежащий ему гигантский концерн «Алюминиум компани оф Америка» был основан еще в 1888 году, а с началом нового века Меллона стали называть американским «алюминиевым королем». По семейной традиции магнат вкладывал деньги в художественные ценности. Тем не менее коллекция Меллона не могла еще сравниться с сокровищами Ротшильдов и Рокфеллеров. Стать первым на рынке искусства «алюминиевому королю» помогли… большевики. Весной 1930 года агенты «Антиквариата» вышли на Кармена Месмо, который был доверенным лицом Эндрю Меллона. Министру было сделано невероятное предложение: купить по сходной цене картины из Эрмитажа. Когда Меллон листал дореволюционный альбом с репродукциями полотен известных художников, его глаза горели, а голова кружилась от мысли, что у него будет собственный Эрмитаж. Американскому министру гарантировали полную конфиденциальность и тайную поставку картин, а это означало, что ему не придется платить огромные налоги. Интересы Эндрю Меллона взялась представлять недавно созданная нью-йоркская фирма «Ноудлер энд компани», а Советский Союз -- объединение «Антиквариат».

Стоило Меллону подписать бумаги о покупке картин, как он оказался у большевиков на крючке. Американский политик стал принимать решения в пользу СССР. Советские спички, проданные летом 1930 года Америке, были так дешевы, что заокеанские спичечные заводы стали закрываться и тысячи рабочих оказались на улице. Президент США был вынужден подписать указ о новых ограничениях на поставку советских товаров в Штаты, в частности, о запрете импорта товаров, при производстве которых использовался труд заключенных. Однако стараниями Меллона появилось следующее уточнение: «Эмбарго на советский лес накладывается лишь в том случае, если есть фактические доказательства, что при его заготовке использовался труд заключенных ГУЛАГа». Естественно, в США невозможно было найти таких доказательств, и советский лес хлынул на американский рынок. А Меллон тайно перевел на счет «Антиквариата» деньги за полотно Яна ван Эйка «Благовещение». Эта картина была настолько ценна, что Меллону ее доставил лично глава «Антиквариата» Николай Ильин.

Благодаря тому, что Микоян решил поторговаться, картина Рембрандта «Возвращение блудного сына» осталась в Эрмитаже

В конце лета 1930 года западные страны попытались договориться о создании единого антисоветского экономического фронта, однако представлявший интересы США Эндрю Меллон вел себя настолько вяло, что сделать это тогда не удалось. В результате американский министр купил у СССР два полотна Рембрандта и четыре -- Ван Дейка. Вскоре СССР получил возможность ввозить в США марганец, а Меллон -- приобрести «Молодую женщину с гвоздикой» (мастерская Рембрандта) и «Св. Георгия, поражающего дракона» Рафаэля. А с картиной Рембрандта «Возвращение блудного сына» произошел курьезный случай. Агенты Меллона предложили за картину 600 тысяч долларов, но Микоян решил поторговаться и назвал свою цену -- 650 тысяч долларов. Договориться тогда не удалось -- всего из-за 50 тысяч! Так по счастливому стечению обстоятельств этот шедевр сохранился в Эрмитаже до наших дней.

Картины доставляли Меллону на комфортабельной паровой яхте «Олимпик», принадлежавшей управляющему «Ноудлер энд компани» и никогда не подвергавшейся таможенному досмотру. Последней была продана «Мадонна Альба» Рафаэля -- за 1 миллион 166 тысяч 400 долларов.

В результате сделок Меллона с большевиками с апреля 1930 года по апрель 1931-го в Америку были тайно вывезены «Портрет молодого человека» и «Портрет гвардейца» Франса Халса; «Венера перед зеркалом» Тициана; «Польский дворянин» и «Мужчина в восточном костюме» Рембрандта; «Папа Иннокентий X» Веласкеса; «Поклонение волхвов» Боттичелли; триптих «Распятие» Перуджино; «Портрет Изабеллы Брант», «Сусанна Фурмен с дочерью», «Портрет лорда Филиппа Уортона» и «Портрет фламандки» Ван Дейка; «Нахождение Моисея» Веронезе и другие полотна. За 21 шедевр из коллекции Эрмитажа Меллон перевел на счета «Антиквариата» 6 миллионов 654 тысячи 144 доллара. В 1935 году в США эти полотна были оценены в 50 миллионов долларов, вскоре после Второй мировой войны их цена выросла вдвое. А о нынешней стоимости картин можно только догадываться…

Тем временем американского министра стали обвинять в тайном сговоре с Кремлем, и в феврале 1932 года Эндрю Меллон был вынужден уйти в отставку. А осенью 1933-го в американской прессе появилась информация о сделках магната с Москвой. Сначала Меллон все отрицал, но вскоре все-таки признал факт покупки эрмитажных полотен. Общественность была шокирована: бывший министр финансов оказался обладателям поистине музейного собрания! В особняк Меллона зачастили коллекционеры, затем их сменили следователи. В итоге появился иск, состоящий из следующих обвинений: контрабандный ввоз в страну и сокрытие шедевров, а также неуплата 32 миллионов долларов налога. Магнату грозило тюремное заключение, но он нашел достойный выход из положения. Эндрю Меллон… решил подарить картины американскому народу.

Идея создания музея в Вашингтоне пришла в голову миллиардеру еще в 1928 году. Спустя семь лет Меллон поручил архитектору Джону Поупу разработать проект здания будущей галереи. В декабре 1936 года магнат направил президенту Франклину Рузвельту письмо, в котором выразил готовность подарить свою коллекцию картин нации и на собственные деньги построить в Вашингтоне музей. В 1937 году Конгресс США одобрил предложение Меллона, и строительство началось. 17 марта 1941 года президент Франклин Рузвельт торжественно открыл в Вашингтоне Национальную галерею искусства, основой которой стали картины, купленные у СССР Эндрю Меллоном.

А самому Меллону так и не удалось увидеть этот музей. Миллиардер умер в возрасте 82 лет через несколько месяцев после оформления бумаг дарения.

Подготовила Любовь ГРАНКИНА, «ФАКТЫ»

В статье использованы сведения из документального фильма «Эрмитажная Америка»

Текстовка

Тициан. «Венера перед зеркалом». 1555. Национальная галерея искусства. Вашингтон