Політика

Из украины в качестве гостинца нашим миротворцам в ирак привезли… Полтонны сала с чесноком

0:00 — 12 вересня 2003 eye 297

На днях из командировки в эту страну вернулся министр обороны Евгений Марчук. Сопровождавший его офицер пресс-службы оборонного ведомства рассказал «ФАКТАМ», как обустроились наши ребята в Ираке

Вчера прогремел взрыв в иракском городе Эль-Кут, где расквартирован личный состав украинских миротворцев. По последним данным, взорвался склад боеприпасов, погибли семь граждан Ирака. Никто из наших солдат-контрактников не пострадал. Уже более двух недель несут свою нелегкую службу солдаты 5-й отдельной механизированной бригады Вооруженных сил Украины, которые в составе многонациональной дивизии «Центр-Юг» обеспечивают спокойствие в иракской провинции Васит.

«Один из членов экипажа, американец, не удержался и попросился у нас кусочек колбасы»

-- В Ирак можно добраться только через Кувейт, поэтому делегация во главе с министром обороны Евгением Марчуком прилетела сначала в эту страну, а затем из кувейтского аэропорта на американском самолете Си-130, чем-то похожем на наш Ан-30, вылетела в Багдад, -- рассказывает подполковник, офицер пресс-службы Министерства обороны Андриан Галач. -- В качестве гостинца миротворцам мы везли полтонны сала с чесноком (смеется. -- Авт. ), сырокопченую колбасу, черный хлеб. В Кувейте возникла проблема: в мусульманскую страну сало впускать не хотели. Договориться с кувейтцами помогли американцы, убедившие местных в том, что украинские солдаты долгое время обходиться без этого стратегически важного для них продукта не могут, а если и могут, то совсем непродолжительное время. В конце концов «добро» на ввоз сала было получено.

-- Других курьезов у вас не было?

-- Почему же, были. Когда мы перегрузили продукты в американский самолет, аппетитный запах колбасы распространился по всему салону. А поскольку американцы уже давно сидят на сухом пайке, у них тут же потекли слюнки. Один из членов экипажа, стюард, не удержался и попросился кусочек колбасы. Ему дали пару палок, от радости он даже сфотографировался с ними. Командир экипажа несколько раз вызывал этого стюарда на связь, а тот все не выходил. Мы стали свидетелями такого диалога: «Почему не выходишь на связь?» -- добивался командир. «Так тут так колбасой пахнет!.. » -- отвечал подчиненный. -- «Так что, ты сознание там потерял?» -- съязвил пилот.

«Дворец Саддама Хусейна американцы приспособили для нужд миротворцев»

-- Где вы жили в Багдаде?

-- В одном из 49 дворцов Саддама Хусейна -- облицованное гранитом здание в стиле ампир. Внутри шикарная мебель, дорогая обивка, везде мрамор, витражи в арабском стиле… Дворец американцы приспособили для нужд миротворцев. Там работает штаб коалиционных сил, ночуют офицеры. Здесь же произошла и встреча министра обороны Украины Евгения Марчука с министром обороны Польши Ежи Шмайдзинским и представителями командования коалиционных сил. Потом Евгений Кириллович рассказывал, на что «жаловались американцы». Говорят, прибыли, мол, украинцы, разбили свой лагерь, территорию покрыли слоем гравия, чтобы пыль не поднимались…

-- Ну и что?..

-- Пришлось американцам отдать приказ и своим подразделениям сделать то же.

-- Чем кормят наших миротворцев в Багдаде?

-- Разные макароны, говядина, чипсы, сладости, «Пепси-кола». Например, кукуруза -- поп-корн в меде, конфеты, печенье тоже на меду. Очень много приправ всяких, потому что сама пища -- постная. Однажды на ужин давали «пустые» пельмени(!). То есть без начинки. И кусок хорошей говядины. Неплохой.

-- И как вам спалось во дворце Хусейна?

-- Ночью мы практически не спали. Очень долго разговаривали с нашими офицерами, служащими в штабе многонациональной дивизии. Евгений Марчук вникал во все подробности жизни наших ребят -- вплоть до того, как носятся берцы (высокие ботинки на шнуровке), бронежилеты и другая амуниция. Он внимательно выслушал все замечания и пожелания по улучшению спецодежды. Например, нашему бронежилету завидуют американцы, потому что он практически в три раза легче, а по своим качествам -- защитным свойствам и удобству ничем не уступает американскому. А вот обувь лучше у американцев: она больше приспособлена для этих условий.

-- Там вода пригодна для употребления?

-- Все продукты привозные. Питьевую воду доставляют из Кувейта, продукты -- часть из Америки, часть из других странах. Но ничего не закупается для коалиционных сил внутри страны. Потому что было несколько попыток отравить солдат.

-- По городу ходить опасно?

-- Багдад разделен блокпостами, а в последнее время на участках, где патрули чаще всего подвергались нападениям, устанавливаются Т-образные бетонные трехметровые заборы -- по несколько сот метров длиной! Естественно, у местного населения это вызывает недовольство, так как ограничивает возможность перемещения. Вообще, надо сказать, отношение к миротворцам разное -- как в самом Багдаде, так и на периферии.

«Наша колонна напоролась на мины, управляемые дистанционно»

-- В расположение бригады министр обороны Евгений Марчук добирался на польском вертолете Ми-8. Я же с частью журналистов выехал на автобусе из Вавилона в Эль-Кут, -- рассказывает Андриан Галач. -- Это порядка 180 километров. Поскольку мы шли с охраной (нас сопровождали два «Хаммера» с американскими солдатами), скорость была небольшая, и ехали почти три с половиной часа.

-- В базовый лагерь добрались благополучно?

-- Я бы не сказал. Из Багдада мы выехали в пять утра. Всего человек восемь -- польские и украинские журналисты. Все произошло до банального просто. Неожиданно услышали впереди громкий хлопок. Мы не успели сообразить, что произошло. Следующий хлопок прозвучал практически перед автобусом. На этот раз мы увидели вспышку. Поняли, что что-то взорвалось. Но испуга не было… Нас обогнал «Хаммер», шедший позади автобуса. Американцы кричали, чтобы мы легли на пол. Мы пригнулись, и наша колонна на полной скорости помчалась к ближайшему блокпосту. От него свернули к одному из дворцов, где остановились. Оказалось, что один из американских солдат из шедшего впереди «Хаммера» ранен в ногу. Думаю, что колонна напоролась на мины, управляемые дистанционно. Если бы стреляли из гранатомета, то вряд ли бы промахнулись: ведь автобус -- крупная мишень. Не уверен, что целью были журналисты. Просто это было нападением на колонну. А добрались до Эль-Кута мы уже в другом автобусе. Наш был разрушен.

«Обслуживает прачечную украинских миротворцев специально обученный персонал из Индонезии»

-- Что собой представляет лагерь украинских миротворцев?

-- Он огромный. Находится на территории брошенного аэродрома в Эль-Куте. Вернее, им пользуется только авиация коалиционных сил.

-- Как устроились наши ребята?

-- Личный состав, расквартированный в Эль-Куте, где расположен штаб бригады, живет в палаточном городке. Палатки оборудованы всеми удобствами, от противомоскитных сеток до кондиционеров. На днях здесь было завершено строительство и наладка оборудования стационарной прачечной на десять стиральных и десять сушильных машин-автоматов. Обслуживает прачечную специально обученный персонал из Индонезии. Единственное, что донимает, -- песчаная блоха. Ее укус не чувствителен. Но потом кожу, как после крапивы, жжет. Солдаты спасаются достаточно эффективным средством против комаров и насекомых -- даже после стирки одежда еще несколько дней защищает от насекомых.

-- А как с питанием?

-- Продукты американские, кухня украинская, готовят наши повара. Вкус, конечно, не тот, ведь продукты не наши… Например, на День Независимости ребята решили приготовить украинский борщ. Нигде не могли найти свеклу. Выручили американцы, которые с большим трудом, но достали ее. Так что на праздник ели настоящий украинский борщ. Еще один пример для сравнения. Наши ребята едят в столовой, получают горячую пищу. А вот американские морские пехотинцы питаются исключительно сухим пайком! Такие у них требования -- солдат надо в тонусе держать.

-- Какие оперативные задачи выполняют украинцы?

-- С 28 августа наши уже самостоятельно выполняют оперативные задачи в зоне ответственности -- в провинции Васит. Ежедневно на маршруты выходят патрули и оперативные группы. Они охраняют аэропорт Эль-Кута, патрулируют вдоль ирано-иракской границы, дежурят на блокпостах.

-- Солдаты и офицеры уже привыкли к местному климату?

-- В день нашего приезда жара немного спала. Если раньше она достигала 50 градусов и выше, то сейчас -- порядка 40. Поэтому с 11 утра люди стараются спрятаться в тень, спят. Наши поначалу тяжело переносили такую жару. Во время марша и в первые дни по прибытии было несколько случаев солнечного удара, после чего строго-настрого запретили во время активного солнца находиться на открытой местности, выполнять все работы только в укрытии. Медики порекомендовали не пить сразу много жидкости, можно малыми дозами, но часто. А витамины военные получают с пищей, в том числе и в виде таблеток.

-- Ребята скучают?

-- Все военнослужащие, с кем мне приходилось общаться (а это было и в штабе коалиционных сил в Багдаде, и в штабе дивизии в Вавилоне, в расположении 5-й отдельной механизированной бригады), просят родных не волноваться. В Эль-Куте созданы все условия для нормальной службы и отдыха. А вопросам безопасности командование коалиционных сил и нашей бригады придает первостепенное значение! Министр обороны Украины, подводя итоги своей работы в Ираке, дал указание всем командирам: безопасность, безопасность и еще раз -- безопасность. Ни в коем случае не выполнять боевую или оперативную задачу любой ценой. Рисковать можно только тогда, когда речь идет о жизни товарища, командира, сослуживца. И только.