Культура та мистецтво

Кинорежиссер андрей бенкендорф: «в «европейском конвое» столько сцен «на колесах», что я боюсь, как бы зрителя не укачало»

0:00 — 18 вересня 2003 eye 459

В Украине снят сериал по мотивам прошлогоднего криминального «автопробега» из Германии в Украину Ярослав ШАПОЧКА «ФАКТЫ»

В апреле прошлого года вся Европа следила за телерепортажами о трех советских эмигрантах, совершивших в германском городке Врештедт вооруженное ограбление банка. Захватив двух заложниц, с багажом в 200 тысяч евро они пытались скрыться в Украине. За двое суток, спасаясь от полиции и спецподразделений Германии, Польши и Украины, грабители проехали на «Сеате» пол-Европы. Их остановили под Ровно убедительные слова украинского генерала, начальника волынской милиции Анатолия Француза (ныне -- волынского губернатора). «ФАКТЫ» тогда много писали об этой истории. А совсем недавно по ее мотивам на телеканале «Интер» был снят четырехсерийный художественный сериал «Европейский конвой». С режиссером «Конвоя» Андреем Бенкендорфом, известным и по другим своим работам, в частности, телесериалу «Бандитский Петербург», мы встретились в последний съемочный день.

Кстати, как узнали «ФАКТЫ», Андрей Бенкендорф -- дальний родственник того самого «душителя свободы» и «гнобителя Пушкина» генерала Александра Христофоровича Бенкендорфа. Правда, о своем именитом предке режиссер говорить не захотел: «Мне достаточно глупых упреков в школе, когда мы учили поэзию Пушкина. И даже моему сыну учитель физкультуры говорил: «Пушкина я тебе не прощу!», -- отрезал он.

«Я против романтизации бандитского образа в кино»

-- Андрей Александрович, несколько лет назад вы сняли первую отечественную эротическую комедию «Несколько любовных историй», потом была «Хиппиниада». Теперь же вы взяли резкий крен в сторону детективных сериалов, основанных на реальных событиях, -- «Бандитского Петербурга» и последней вашей ленты «Европейский конвой». Что это? Возраст? Или с волками жить -- по-волчьи выть?

-- Не совсем так. Просто сегодня и российское, и украинское кино становится продюсерским, а не режиссерским, и, чтобы оно выжило, нужны прежде всего фильмы, которые будет смотреть массовый зритель. Это не означает, что на экранах должны быть только бандиты, но и они, к сожалению, часть нашей жизни. Только не подумайте, что я пытаюсь защитить или романтизировать образ бандита, как это было сделано в прекрасно снятом сериале «Бригада». Мне важно показать человека, путь, причины, толкнувшие его в криминальный мир. Правда, от этой темы очень устаешь. Когда мне предложили снять «Европейский конвой», я, честно говоря, еще не отошел от «Бандитского Петербурга». Хотелось отдохнуть с кошкой на диване, но сдуру я согласился. Думал, будет легко. Однако по сценарию «Конвой» оказался сложно-постановочным фильмом.

-- Насколько ваш «Европейский конвой» соответствует реальным событиям, связанным с прошлогодним ограблением банка в Германии, захватом заложников и «автопробегом» через пол-Европы?

-- Мы снимали фильм «по мотивам» и постарались максимально отойти от реальных событий. Я надеюсь, милицейские генералы, руководившие год назад операцией по задержанию преступников и освобождению заложников, нас поймут. К примеру, генерал-майор Анатолий Француз, успешно проведший переговоры с грабителями в придорожном кафе под Ровно, в нашей интерпретации предстанет бравым агентом украинских спецслужб по прозвищу «Француз». Его сыграл известный питерский актер Борис Бирман. Агент Француз в фильме делает все, что положено секретным агентам, -- дерется, стреляет, спасает. По сценарию у него любовная интрига с польским комиссаром Вандой (актриса Юлия Деллос), и на операцию захвата грабителей банка их отзывают из отпуска с некоего польского курорта.

-- А кто же сыграл роль госсекретаря МВД Украины генерала Александра Гапона, руководившего всей операцией?

-- На эту роль я пригласил Леонида Куравлева. Мне уже давно хотелось с ним поработать, и я не ошибся в своем выборе. Кстати, перед съемками в Киеве Куравлев познакомился с генералом Гапоном. У них было очень теплое общение, оба остались удовлетворены встречей.

-- Его в фильме тоже ждет романтическое приключение?

-- Нет-нет, с Александром Гапоном у нас все гораздо прозаичнее -- Куравлев играет строгого, мудрого и справедливого генерала милиции Остапчука. Хочу еще раз поблагодарить Анатолия Француза и Александра Гапона за консультации и помощь при съемках фильма. Благодаря им мы имели в своем распоряжении и спецназ для массовок, и оцепление на дорогах, и транспортные средства.

В роли отрицательных героев, двух братьев-грабителей и их вдохновителя с уголовным прошлым, эмигрантов из СССР, снялись московские актеры Игорь Петрусенко, Сергей Иванов и киевский -- Виктор Сарайкин. Ребятам пришлось повторить маршрут «пробега» своих прототипов через Германию, Польшу и Украину. По задумке, Сергей Иванов -- бывший автогонщик, который после травмы потерял работу и влез в долги, потому и решился на ограбление. На съемках он все время за рулем, хоть в жизни этот актер совершенно не умеет водить машину. Вообще-то, в фильме столько сцен «на колесах», что я боюсь, как бы зрителя не укачало.

«Во время съемок «Европейского конвоя» мы взорвали бензовоз, сбили вертолет и разбили четыре автомобиля»

-- Наверное, в сериале, кроме непрофессиональных водителей, есть и каскадеры, и спецэффекты…

-- Разумеется. Несмотря на то, что я не очень люблю каскадерские съемки (когда-то у меня на съемках пострадал каскадер), в «Европейском конвое» полно адреналиновых моментов. Это и сумасшедшие гонки, и автомобили, перелетающие друг через друга, и падающий с моста бензовоз со зрелищным взрывом на фоне закатного неба. За съемочные дни мы угробили четыре машины -- «Фольксваген», «Опель», «Волгу» и «Запорожец». Кстати, «Запорожец» мне больше всего жаль. Этот трюк едва не стоил жизни нашему звукооператору -- ему в тот день захотелось прямо в «Запорожце» записать звук пролетающей над ним «Волги». Хорошо, что удалось отговорить его от этой затеи, ведь при постановке трюка у «Запорожца» был снесен весь салон… При съемках у нас даже упал маленький вертолет, к счастью, разбились только его посадочные лыжи. Перед этим Юлия Деллос просила пилота прокатить ее на вертолете. Слава Богу, что он не согласился. Во время работы над фильмом пострадали только Юлины красивые длинные ногти. Ей пришлось срезать их, чтобы карабкаться по скалам.

-- Во время съемок в Германии или Польше не возникало трудностей с местными властями?

-- Трудностей не было, но несколько курьезных и смешных случаев в Германии и на границе с Польшей было. В германском Врештедте, где произошло ограбление банка, нам нужно было снять погоню, в которой участвовали полицейские машины. Через переводчика мы объяснили немецким полисменам, что нужно на большой скорости проехать по городу, игнорируя красный свет светофоров. «Я-я!», -- послушно кивали они и при этом… дружно тормозили на красный свет. Это повторялось несколько раз -- они так чтят свои законы, что даже в кино не смеют нарушить их. Мне едва ли не матом пришлось заставить полицейских все-таки нарушить правила дорожного движения.

А на украинско-польской границе мы создали новую географическую реальность, установив декорации, имитирующие германскую границу. Люди, ехавшие из Украины в Польшу, были просто ошарашены, видя немецкий пограничный столб. Кроме того, вся съемочная группа (а она всегда напоминает цыганский табор) раз десять нарушала польскую границу. По нужде вообще ходили прямо на вспаханную контрольную полосу, а нашего оператора с двумя киношными пистолетами в карманах пограничники при этом задержали. Хорошо, что хоть попались понимающие. Польским пограничникам съемки «Европейского конвоя» тоже изрядно потрепали нервы -- что мы только ни делали на границе, которую несколько раз пришлось даже перекрывать.

«Чтобы снять для «Бандитского Петербурга» зэков в зоне, я просил о помощи местного «пахана»

-- А на съемках других фильмов у вас были подобные «веселые» случаи?

-- Более чем достаточно. Особенно во время работы над фильмом «Несколько любовных историй». Представьте себе реакцию посетителей Ливадийского дворца в Крыму, когда мимо них пробежал голый Витя Сарайкин, за которым гнались две монахини. А когда в Никитском ботаническом саду мы снимали обнаженного актера, обливающегося водой, проходила экскурсия, и экскурсовод со словами: «Перед вами -- кедр ливанский», -- рукой показала в его направлении. И все, разинув рты, глазели на наш «кедр».

Опасное приключение пришлось нам пережить при экранизации детектива Чейза «Снайпер», в котором снялся Николай Еременко. Для съемок понадобилась кобра с распущенным «капюшоном». И вот на бывшую дачу Никиты Хрущева из Москвы нам выслали ядовитую «актрису» (змеелов пугал всю группу, что эта кобра очень агрессивна). Но когда ее вытрясли из ящика, на песке оказалось бедное, измученное авиаперелетом существо, просто какой-то трусливый червяк. Коля Еременко, до этого жутко боявшийся змей, даже хватал ее за хвост и елозил головой по песку, чтобы она разозлилась и приняла свою королевскую позу. Бедняга не выдержала издевательств и сбежала. Вот тогда действительно стало страшно, и кобру искали по всей округе…

-- А при съемках «Бандитского Петербурга» не было опасных моментов?

-- Опасных -- нет, зато были «эксклюзивные»… В снятой мною части этого сериала в некоторых эпизодах были задействованы самые настоящие криминальные авторитеты Питера. Но вот кто именно… я прессе не скажу. Очень сложно было снимать в следственном изоляторе Кресты и в зоне строгого режима близ Форносово -- трудно было получить разрешение на съемки. Нам объясняли, что, прежде чем снимать, нужно получить разрешение у каждого зэка. На это мы потратили бы уйму времени, поэтому пришлось обратиться к одному из зоновских «паханов», и он все легко уладил. «Какой отряд хочешь снимать?» -- спросил он, и все было решено за несколько минут. Оказывается, в зоне тоже смотрят «Бандитский Петербург», и зэкам сериал нравится.

-- Как вы считаете, достойна ли экранизации бандитская жизнь Киева?

-- Конечно, да. В Киеве было очень много интересных криминальных историй. К сожалению, снимать именно на эту тему мне здесь еще не предлагали, но я бы с удовольствием взялся за нее. В киевской уголовной среде у меня хватает знакомств, так что, думаю, «консультантов» будет достаточно.