35-летней Галине киевские хирурги помогли избавиться от патологической усталости мышц
-- Только в понедельник мне сделали операцию, -- говорит Галина, -- а я уже могу дышать полной грудью. Ем с удовольствием! Ведь за четыре месяца болезни похудела на десять килограммов -- как ни была голодна, не могла проглотить даже ложку жидкой каши.
Четыре дня назад женщина перенесла сложную операцию по удалению вилочковой железы, «виновницы» тяжелого недуга -- миастении. При этой болезни все мышцы постепенно перестают работать, и человек умирает от удушья. Он просто не может вздохнуть
-- Еще в начале мая мои родные обратили внимание, что я перестала выговаривать букву «р», потом из речи стали пропадать другие буквы, затем целые слова. Я заметила, что не могу поднять веки. Чтобы увидеть собеседника, приходилось запрокидывать голову. У меня не было сил даже причесаться. Пыталась поднять руки к голове, а они падали вниз, как плети.
Невропатолог поставил диагноз воспаление коры головного мозга. Меня положили в больницу, назначили капельницы, уколы, горсти таблеток. А я чувствовала себя все хуже и хуже. Пугала неизвестность: если лечение совсем не помогает, что же со мной будет дальше?
-- У меня не было сил смотреть, как жена буквально тает на глазах, а врачи только разводят руками, -- вступает в разговор муж Гали Валерий. -- Она почти не могла разговаривать, ей приходилось поддерживать подбородок ладонью, чтобы получались хоть сколько-нибудь понятные звуки. Ее такое живое, всегда веселое лицо стало неподвижным Я поднял на ноги всех знакомых и нашел невропатолога, который, только взглянув на жену, сразу сказал, что у нее миастения. Без операции Галя была обречена.
-- Уже через несколько часов после операции женщина смогла нормально разговаривать, -- рассказывает директор Киевского городского миастенического центра, заведующий хирургическим отделением городской клинической больницы N 5 Игорь Левкович. -- Три часа ночи, реанимация, Галина вся в трубках и строчит как пулемет: «Подождите, Игорь Иванович, я сама хочу все сказать!» Я пытался спросить ее о самочувствии, но не смог вставить ни слова. Пройдет еще немного времени, и к Гале вернутся все силы, которые отобрала у нее болезнь.
Большинство врачей «забыли» об этом заболевании
-- Когда я начал искать информацию о миастении в Интернете, выяснил, что первые «звоночки» были еще год назад: Галя жаловалась, что спотыкается на ровном месте, не чувствует ног, -- вспоминает Валерий. -- Но тогда нам и в голову не могло прийти, что это дает о себе знать тяжелая болезнь. В Интернете я вычитал и о том, что без операции жена обречена.
-- При этом заболевании происходит «сбой» в работе вилочковой железы (тимуса) -- центрального органа иммунной системы, -- говорит Игорь Левкович. -- Она начинает вырабатывать специфическое вещество, мешающее получать мышцам нервный импульс. Отголоски «поломки» могут проявится совершенно различными симптомами: опущение века и гнусавость голоса, двоение в глазах и слабость в мышцах рук или ног. Привычные движения, которых раньше человек просто не замечал, становятся невыполнимыми. К примеру, одна наша пациентка вдруг обнаружила, что не может войти в автобус.
Довольно часто наблюдается слабость круговой мышцы рта и мышцы, поднимающей верхнюю губу. Человек не может вытянуть губы в трубочку, его улыбка становится неестественной, нарушается речь. Лицо больного напоминает маску.
-- Вы называете такие яркие симптомы. Почему же Галине врач в течение двух месяцев не мог поставить правильный диагноз?
-- Выявить миастению достаточно просто, если врачам известно это заболевание и они о нем не забывают. Но из-за того, что его симптомы очень разнообразны, больные обычно обращаются к «узким» специалистам (невропатологам, окулистам, отоларингологам, инфекционистам), которые, увы, не всегда достаточно осведомлены. Кроме того, некоторые врачи до сих пор не знают, что вилочковая железа работает всю жизнь. Ведь еще несколько лет назад считалось, что к 20--23 годам тимус перерождается в жировую ткань.
-- Миастения развивается быстро?
-- Нередко заболевание начинается постепенно, симптомы временные и быстро проходят. Затем болезнь может надолго затаиться и не давать о себе знать, иногда десять и более лет. Другие пациенты жалуются на быстро усиливающуюся утомляемость все новых и новых мышц. Есть и такие больные, которые знают день и час начала заболевания. У них миастения очень быстро прогрессирует. Если не оказать срочную медицинскую помощь, уже через несколько недель больной умирает.
-- Человека может спасти только операция?
-- Да. Медикаменты вызывают привыкание, со временем требуется все большая доза и в конце концов больной может погибнуть от отравления, вызванного передозировкой лекарств. Очень надеюсь, что когда-нибудь ученые придумают иммунокорректоры, с помощью которых можно победить болезнь. Ведь операция очень сложная: до тимуса, спрятавшегося в средостении (в области груди), трудно добраться. Это зона, где сосредоточены все нервные центры. Удалять вилочковую железу нужно полностью -- ее кусочек может «вернуть» болезнь.
Кроме того, сквозь ткань тимуса проходит тончайший, как паутинка, сосуд. И если рука хирурга дрогнет и сдвинется всего лишь на долю миллиметра -- больной погибнет от кровотечения, которое невозможно остановить.
Но даже ювелирная работа хирургов не поможет больному без интенсивной послеоперационной терапии.
-- За состоянием нашей пациентки сейчас следят несколько сложнейших приборов, -- вступает в беседу заведующий отделением анестезиологии и реанимации Виктор Омельяненко. -- Один из них -- аппарат плазмафереза, очищающий кровь от токсичных веществ. Кроме того, приборы ежесекундно контролируют частоту дыхания, насыщение крови кислородом и углекислым газом, пульс, давление, температуру.
-- Вы говорили о том, насколько важен для организма этот орган, как же можно без него жить? -- спрашиваю Игоря Ивановича.
-- Функции тимуса берут на себя другие иммунные органы -- лимфатические узлы, селезенка. И уже через полгода после операции иммунологические показатели приходят в норму.