Події

Немецкие школьники отказываются от обедов, чтобы собрать деньги на помощь своим больным туберкулезом ровесникам из крымского санатория

0:00 — 2 квітня 2003 eye 283

А в это время уникальный санаторий, который задолжал за электроэнергию 50 тысяч гривен, грозятся закрыть -- отключить свет и отправить 80 маленьких пациентов по домам

В крымский корпункт «ФАКТОВ» позвонила бабушка шестилетнего Димы, который из-за страшного недуга -- костного туберкулеза -- осенью прошлого года вообще перестал ходить. «Помогите! -- сквозь надрывные рыдания говорит Елена Шинкарева. -- Вчера мне сообщили, что санаторий «Бобровка», в котором лечатся дети с таким же диагнозом, как у моего внука, может закрыться, и предложили забрать Диму домой. У них за неуплату 50-ти тысяч гривен долга отключают свет, и более 80-ти еще не вылеченных малышей врачи вынуждены будут отправить к родителям. » Что еще добавить к этому крику человеческой души? Одно: «Бобровка» -- это уникальная детская здравница на Южном берегу Крыма, в Алупке, на сегодня, пожалуй, единственная в Европе, а называется она -- Детский костнотуберкулезный санаторий имени профессора А. А. Боброва.

Главврач санатория стал прототипом Доктора Айболита

«Бобровку» основал в 1902-м году выдающийся хирург Александр Алексеевич Бобров. Он занимался пластической хирургией, урологией, травматологией, ортопедией, анестезиологией, делал внутриполостные операции. Через два года после открытия санатория для лечения детей, больных спинальным туберкулезом, профессор умирает, а главным врачом назначают не менее талантливого медика Петра Васильевича Изергина. Именно он стал прототипом знаменитого Доктора Айболита, придуманного детским писателем Корнееем Чуковским, который когда-то привозил в санаторий на лечение свою дочь.

О целебных свойствах местного морского воздуха, настоянного на эвкалипте, ходят легенды. Детей в буквальном смысле слова поднимает на ноги эвкалиптовая роща, которая находится возле санатория. Говорят, эпидемия гриппа вот уже 100 лет обходит детскую здравницу стороной; маленькие пациенты даже не знают, что такое простуда. Все, кто бывает в санатории, недоумевают: на улице -- 5-8 градусов тепла, а в палатах настежь открыты окна и балконные двери. Оказывается, это составная часть лечения юных пациентов -- климатотерапия.

В первые годы после революции и развала СССР здравница пережила два голодных кризиса. Как вспоминают ветераны «Бобровки», лет десять назад начались перебои с продуктами. Дети просили добавки, а в кастрюлях -- пусто. О голодающих малышах тогда прослышала вся Алупка. И понесли люди в санаторий кто блинчики, кто крупу, постное масло, домашние заготовки и соленья.

Сейчас Алупка, как и весь Крым, бурлит слухами по поводу закрытия «Бобровки». В местных газетах даже появилось такое предположение -- санаторий с лакомым и уникальным куском черноморского побережья, дескать, прикупили богатые дяденьки, чтобы устраивать в нем отдых избранным и состоятельным людям. Главный врач санатория Виктор Михайловский отметает эти домыслы, но и не выказывает особого оптимизма.

-- Допустим, сейчас общими усилиями добрых людей погасим этот долг. А дальше что? Опять те же долги, те же проблемы, -- сокрушается Виктор Федорович. -- Ведь с начала этого года мы получили из бюджета аж(!) 4 тысячи гривен. Это сущий мизер. Для нормальной работы санатория нужны 500 тысяч гривен в год, ведь только на регулярную дезинфекцию помещений за год тратится 70 тысяч гривен. А еще питание детей, закупки необходимых медикаментов, расходы на бытовые нужды… Долги душат со всех сторон. Плюс к этому с нынешнего года нам ввели налог на землю -- 3600 гривен.

Недавно на имя главврача «Бобровки» Виктора Михайловского пришел факс из Германии:

«Две крупные немецкие организации, занимающиеся сбором благотворительных средств (»Благотворительный марафон» и «Сердце -- детям»), телеканалы RTL и ZDF, журнал «Бильд» включили Детский костнотуберкулезный санаторий имени профессора А. А. Боброва в свои проекты на 2003 год. Кроме того, организаторы уже нашли частного спонсора, готового вложить средства в реставрацию санатория. Вопрос о финансировании будет решен немедленно, если немецкая сторона получит официальные заверения, что детская здравница сохранит свой профиль и будет функционировать как лечебное заведение».

Понятно: немцы не будут вкладывать деньги в санаторий, который потом за бесценок могут продать богатому дельцу. Германская пресса в эти дни бьет тревогу по поводу возможного закрытия «Бобровки». Украинская, за исключением «Крымской газеты», ни слова.

-- «ФАКТЫ» -- первое центральное издание, протянувшее нам руку помощи, -- говорит Виктор Михайловский. -- Но я почему-то опасаюсь откровений с журналистами, потому что даже маленькая публикация о бедах «Бобровки», как правило, оборачивается для меня большими неприятностями.

Жители немецкого города Фризена послали письмо Леониду Кучме с просьбой помочь «Бобровке»

Главного врача понять можно: зачем выносить сор из избы? Но ультимативный прессинг по поводу злополучного долга в 50 тысяч гривен со стороны «Крымэнерго» продолжается, и угроза закрытия санатория существует каждый день. Да в сущности что такое эти 50 тысяч? Это -- дверца от престижного министерского мерседеса. И крымские энергетики явно не по адресу «выбивают» безнадежные долги у больных детей. Есть на полуострове «привилегированная» многочисленная (более ста тысяч) категория людей, которые десятилетиями не платят за электричество, хотя вполне платежеспособны -- и ничего. Выходит, неслучайно свет клином сошелся на беззащитных и беспомощных детях. Уж больно напоминает эта ситуация «типичный сценарий» приватизации лакомых кусочков Южного берега Крыма, начинающийся с отключения света и воды, признания финансовой несостоятельности и заканчивающийся продажей объекта состоятельному юридическому лицу. И дай Бог, чтобы это были только худшие предположения или плод журналистской фантазии.

А тем временем всенародная и международная акция по защите «Бобровки» набирает обороты. Вот что рассказал нам Виктор Михайловский:

-- Недавно журналистка «Крымской газеты» Лариса Меркушева получила письмо из немецкого города Фризена от Ольги и Ульриха Леннартц. Кстати, Ольга -- правнучка того самого Петра Васильевича Изергина, главврача «Бобровки», который в годы гражданской войны менял собственную одежду на продукты, чтобы накормить больных детей. Девушка вышла замуж и уехала в Германию. Там она работала сиделкой в приюте для престарелых с тяжелыми формами возрастных заболеваний. Совместно с мужем она организовала в Германии акцию «Спасем «Бобровку»!» Ее поддержали учителя местных школ и училищ, городская мэрия, активисты христианско-демократической партии… Затем к этой акции подключились известные рок-группы, композиторы, журналисты, спортсмены. На поступившие в прошлом году 6 тысяч евро пожертвований из Германии руководство детской здравницы закупило необходимое ортопедическое, зубопротезное, лабораторное оборудование, компьютеры. Тогда же из Германии пришел автофургон с детскими игрушками, одеждой и постельными принадлежностями.

-- В письме супруги Леннартц сообщают, что сбор средств в Германии для помощи детской здравнице продолжается, -- рассказывает Лариса Меркушева. -- К акции подключились телевидение и газеты Фризена. Жители города направили письма в поддержку уникального детского санатория бундесканцлеру Германии Герхарду Шредеру и Президенту Украины Леониду Кучме. О проблемах «Бобровки» уже знают такие известные международные организации, как UNICEF, UNESCO, «Дети в беде».

И еще хочется процитировать один маленький отрывочек из письма Ольги: «В профессиональном училище Фризена рождественский праздник прошел под девизом «Спасем «Бобровку»!» Школьники совершенно неожиданно для нас провели дополнительный сбор средств и набрали только за один день почти 200 евро! Все деньги, которые родители давали им на питание, ребята пожертвовали для маленьких пациентов санатория».

-- Сотрудники «Бобровки», родители больных детей обратились к нам в редакцию за помощью, -- продолжает Лариса Меркушева. -- Они принесли обращение к крымской общественности, предпринимателям, ко всем добрым людям. В нем говорится: «Поддержите вековую традицию помогать ближнему! Помогите сохранить жизнь детей!»

Позаботиться о больных детях из «Бобровки» и передать часть своих гонораров считали своим гражданским долгом многие известные люди: Чехов, Бунин, Мережковский, Гиппиус, Горький, Лохвицкая, Бальмонт, Брюсов, Станиславский, знаменитые в то время ялтинские доктора Дмитриев, Альштуллер, Средин, Епатьевский, Алексин.

Владельцы Воронцовского дворца в Алупке считали долгом чести выделить часть своего имения под детский санаторий за чисто символическую плату сроком на 99 лет. Благодарные потомки назвали каждый корпус здравницы по имени их персональных попечителей -- Кузнецовский, Медведниковский, Исаковский, Вицевский, Юсуповский. Великая княгиня Ксения Александровна -- сестра императора Николая Второго и основательница Императорского человеколюбивого общества -- добилась того, чтобы каждый член царской семьи содержал целый год две бедные семьи, в которых есть ребенок, больной костным туберкулезом.

Неужели никто не в силах протянуть руку помощи тем, кому это необходимо? Ведь эта страшная болезнь -- костный туберкулез -- обрекает детей на неподвижность, их мучают страшные боли. Для тех, кому не безразлична судьба маленьких пациентов «Бобровки», мы печатаем номер расчетного счета:

ОКПО 01995731; банк получателя УГК в АР Крым, г. Симферо- поль, код банка 824026, р/с 35221001000084.