Політика

Народный депутат нвер мхитарян: «по подсчетам, сейчас в украине проблемами миграции занимаются не менее десяти министерств и ведомств»

0:00 — 3 квітня 2003 eye 341

Они дублируют функции друг друга и усложняют решения любых вопросов. Чтобы исправить ситуацию, парламентарии предлагают создать единую миграционную службу

Сегодня депутатам Верховной Рады предстоит голосование по поводу принятия в первом чтении проекта закона Украины о государственной миграционной службе. Вопрос создания новой структуры в системе исполнительной власти обещает вызвать жаркие споры в зале. Накануне обсуждения проекта в парламенте мы предложили народному депутату, члену фракции партий промышленников и предпринимателей и «Трудовая Украина», заместителю председателя Комитета по вопросам прав человека, национальных меньшинств и межнациональных отношений Нверу Мхитаряну прокомментировать некоторые аспекты нового закона.

Статистикой о внутренней миграции в стране никто не занимается

-- Военный конфликт на Ближнем Востоке заставляет сотни, если не тысячи людей искать место на земном шаре, где можно спокойно работать и растить детей. Но все не так просто, -- утверждает Нвер Мхитарян. -- Среди вынужденных нелегально мигрировать достаточно представителей наркобизнеса, криминалитета, международного терроризма. Страны благополучной Европы воздвигли жесткие фильтры и барьеры в первую очередь для них. В результате многие нелегалы, пройдя через Россию и Беларусь, остаются в Украине. Последние данные удручающи: только за прошлый год в нашей стране зарегистрировано более 60 тысяч нарушений законодательства о правовом статусе иностранцев, выявлено 23 тысячи нелегальных мигрантов, задержано 2,5 тысячи человек. Да, некоторые предлагают на месяц ослабить контроль за нелегалами на наших западных рубежах, чтобы Европа быстро нашла деньги на помощь Украине в обустройстве границы и создании миграционной службы. Но это -- нецивилизованный метод. Поэтому нам необходимо создавать подобную службу за счет собственного бюджета. Естественно, денег в госказне не так много, как хотелось бы. А значит, следует быть крайне внимательными к каждой букве закона, чтобы не создать вместо действенной службы многоступенчатый бюрократический аппарат, льготную кормушку для чиновников.

- Нвер Мнацаканович, учитывая ограниченные возможности украинского бюджета, может и не стоит «городить огород»?

- Нет, как раз стоит. Поскольку речь идет о государственной безопасности! Другой вопрос, что надо взвесить все аспекты деятельности новой службы, в том числе и финансовые. Пока же депутаты не получили необходимые документы по предполагаемым затратам. А ведь от создания единой миграционной службы нам никуда не деться. Сейчас проблемами миграции в Украине занимаются, по разным подсчетам, то ли восемь, то ли десять министерств и ведомств. Они дублируют функции друг друга и усложняют решения любых вопросов, будь то выдворение нелегалов или получение гражданства теми, кто имеет на это законные права. Тем не менее статистику о внутренней, трудовой миграции, эмиграции никто не ведет. Нет компьютерной базы по мигрантам -- этот факт особо подчеркивает в своей аргументации необходимости создания новой службы председатель госкомитета по делам национальностей и миграции Геннадий Москаль.

Чтобы исправить ситуацию, необходим единый центр координации усилий. Аналогичные успешно действуют не только в европейских странах, но и практически во всех государствах бывшего Союза.

Какому органу власти будет подчинена новая миграционная структура, пока неизвестно

-- И каковы, на ваш взгляд, перспективы принятия в парламенте закона о государственной миграционной службе?

- Состоится только первое чтение. Но в предложенном проекте, на мой взгляд, некоторые положения противоречат друг другу. Например, в статье, где перечисляются функции службы, речь идет о гражданско-правовом контроле и межотраслевой координации в сфере соблюдения миграционного законодательства, регистрации, паспортизации и не более. При этом в перечень прав сотрудников новой службы, согласно следующей статье (отмечу, прав, а не обязанностей), входит целый ряд прямых функций госкомитета по охране государственной границы, включая личный осмотр, изъятие запрещенных предметов, дактилоскопию мигрантов, беспрепятственный обыск жилых и нежилых помещений и так далее. Для осуществления таких прав другая статья разрешает сотрудникам миграционной службы хранить, носить и применять оружие и спецсредства защиты для отражения возможных нападений мигрантов. Униформа и знаки различия тоже предусмотрены.

- Выходит, речь идет о создании нового силового ведомства?

- Объективно -- да. Возможно, исходя из нынешних реалий это и правильно. Правда, авторы законопроекта настаивают на образовании органа, «не принадлежащего к системе правоохранительных». При этом, по сути, передают миграционной службе часть нынешних полномочий МВД, СБУ, Госкомграницы и Госкомитета по делам национальностей и миграции, вплоть до задачи «конфиденциально сотрудничать с иностранцами и мигрантами на договорной основе». Но четкого определения, гражданская это организация или военизированная, в самом законе нет. А ведь только при его наличии можно решить вопрос координации работы новой службы с другими ведомствами, а также порядок «раздела имущества», включая материально-техническую базу, оперативные наработки, содержание пунктов размещения нелегальных мигрантов и так далее. Да и главный вопрос, который, на мой взгляд, может стать камнем преткновения при обсуждении в зале парламента: какому органу государственной власти будет подчинена новая структура. «Мина замедленного действия» заложена в 5-й статье законопроекта. Речь идет о «специальном статусе» новой службы: подобные функции в Украине не выполняло ни одно ведомство.

- Все ли аспекты проблемы мигрантов и миграции в Украине будут охвачены деятельностью новой службы?

- На мой взгляд, остались «бесхозными» как минимум две достаточно важные проблемы этой сферы. Речь идет о трудовой миграции украинцев в Россию, Польшу, Чехию, Венгрию, Португалию, Испанию, Италию и Германию. Вопрос, кто будет отстаивать их права за рубежом, помогать в разрешении конкретных конфликтов, остается открытым. А внутренняя миграция? Кто подсчитал, сколько строителей из Западной Украины приехало в столицу, сколько бывших шахтеров из восточных областей отправляются на сезонную работу в Крым? Но ведь им тоже нужна и правовая поддержка, и медицинское обслуживание. Возможно, новой службе следовало бы заняться и этими вопросами. А значит, предусмотреть в законе соответствующие положения.

Как бы там ни было, но Украине, которая держит курс на членство в ЕС, крайне важно адаптировать свое миграционное законодательство к нормам европейской демократии, сохранив при этом функции барьера для нелегальной миграции. В нестабильном мире Украина просто обязана продемонстрировать свою законодательную стабильность. И если создание новой службы потребует значительных бюджетных трат, то они должны быть оправданными до последней копейки.