Спорт

Известный российский телекомментатор профессионального бокса владимир гендлин: «связываться с ленноксом льюисом братьям кличко я не советовал бы»

0:00 — 4 квітня 2003 eye 1028

О причинах поражения Кличко-младшего и о перспективах наших боксеров за океаном, а также о положении дел в мировом боксе рассказал наш гость на традиционной прямой линии

Автор и ведущий российской телепередачи «Большой ринг» Владимир Гендлин пользуется немалой популярностью и среди украинских поклонников профессионального бокса. Вот уже несколько лет он рассказывает украинским болельщикам о самых интересных событиях мирового ринга. Причем делает это мастерски. Поэтому телефон во время нашей традиционной прямой линии не умолкал. И, надо сказать, все дозвонившиеся показали в беседе с Владимиром Гендлиным немалую осведомленность в вопросах бокса, чем приятно удивили его.

«Сейчас Володе надо драться и с противниками, и с инерцией Коля, превратившего братьев в денежную машину»

-- Добрый день, Владимир Ильич. Это Хоменко Анатолий Николаевич из Киева. У меня два вопроса и оба касаются Владимира Кличко. К сожалению, мы видели, что у него, как говорят, стеклянная челюсть. И это серьезный недостаток. Врожденный или приобретенный, не знаю. Да, падали и Льюис, и Тайсон, но падали после страшных ударов и, как правило, на фоне колоссальной усталости. А Владимир садился после откровенных «гнилушек». И даже если с ним будут работать такие яркие тренеры, как Эммануэль Стюарт, не кажется ли вам, что спортивное будущее Владимира все-таки проблематично?

-- Если вы видели, как это все произошло, то Сандерс попал в Володю просто на противоходе. Кличко на него шел, и тот ударил слева. Было это случайностью или нет? Любой бой -- это цепь случайностей. Кто первый попал, тот и выиграл. Но когда ваш подбородок сталкивается с 200 и более килограммами массы, никакая челюсть на выдержит, уверяю вас! Ведь бокс -- это искусство самозащиты. Надо уметь ударить противника и при этом не дать ударить себя. Я не согласен с тем, что у Владимира, как вы говорите, стеклянная челюсть. Вспомните, сколько раз Володя вставал с пола. Вопрос прежде всего в его характере и в способности держать удар. С характером у Кличко все в порядке, потому что он вставал и ни разу не высказал желания остановить бой. Проблема, на мой взгляд, оказалась чисто психологического плана. Команда Кличко была в шоке! Потому что еще никто и никогда не выходил боксировать против Владимира Кличко, в упор его не замечая и собираясь его просто бить. Сандерс не был поражен титулами Кличко, его послужным списком, количеством нокаутов…

-- Мы видели бой Сандерса с Рахманом. Сандерс, в общем-то, крепкий парень. Рахмана он дубасил хорошо. Семь раундов. Просто Сандерс в свое время был плохо раскручен.

-- Правильно вы говорите. Он решительный, храбрый тяж, который, кстати, оказался, ко всему прочему, не намного ниже Владимира. А у Кличко-младшего, если помните, большинство противников были маленькими, гораздо ниже и легче его. К тому же Корри Сандерс -- левша!

-- Крис тоже левша, но Владимир спокойно с ним боксировал.

-- Крис Берд был ростом до резинки трусов Владимира. А этот -- здоровенный парняга, с сильным, мощным ударом. Берд же -- боец безударный, защитного плана. Сандерс -- агрессор! Владимир просто не ожидал такого начала боя и не думал, что с ним будут так себя вести. Потому и произошло самое неприятное…

- Вы же помните, как закончилось единственное поражение чемпиона мира Кости Цзю от Винсента Филиппса. После потери титула IBF в 1995 году у Цзю была тяжелая дорога наверх. Сейчас он -- абсолютный чемпион мира. Как известно, Филиппс отказал ему в матче-реванше. Костя не только замечательный боксер, но и умный человек и бизнесмен. Цзю просто доказал, что Филиппс для него -- перевернутая страница. И поражение сделало его сильнее. К чему я это говорю? Намечается матч-реванш Кличко с Сандерсом. Считаю, что это будет большая глупость со стороны команды Клауса Питера-Коля, потому что этот бой статус Владимира нисколько не повысит. Реванш желателен тогда, когда за ним стоят большие деньги и серьезные пояса. В предполагаемом поединке нет ни того, ни другого. Думаю, это просто неуместная для «профи» реваншистская дворовая романтика: ты -- мне, я -- тебе…

-- Более того, у меня был разговор с братьями Кличко в Гамбурге после всей этой истории. Они тоже задали этот вопрос, и я на него ответил точно так же: этот бой никому не нужен. Во-первых, потому, что это рискованное дело. Во-вторых, он, как вы правильно отметили, ничего не добавит. Сейчас нужно восстановиться, все спокойно проанализировать и забыть эту историю. Забыть и вернуться. Многие возвращались…

А вообще, профессиональный бокс -- это настолько сложный бизнес!.. Замешаны колоссальные деньги, колоссальные силы, колоссальные интриги! Во всем этом варятся телеканалы, промоутеры, сами боксеры… Кстати, должен вам сказать, что у меня есть подозрение, что бой с Сандерсом -- инициатива Коля. Слишком уж быстро после поединка с Макклайном Владимир вышел на ринг. А тут уже могла сказаться и изнурительная подготовка к бою с Макклайном. Володе ничего не остается, как отделываться дипломатичными заявлениями по поводу очередного своего соперника. Не может боец, у которого заключен контракт с крупным европейским клубом, заявить, что теперь будет поступать так, как хочет -- он просто-напросто нарвется на неприятности. А братьям этого не нужно. С одной стороны, Коль помог Кличко подняться довольно высоко, заработать много денег, приобрести сумасшедшую популярность в нескольких странах. А с другой стороны, он уже сейчас -- препятствие для них. Но контракт есть контракт… Сейчас Володе надо бороться на два фронта: драться с противниками и преодолеть инерцию Коля, превратившего братьев Кличко в денежную машину.

«Главной причиной поражения Кличко-младшего считаю его тренера Фрица Здунека»

-- Идеальным соперником для Владимира был бы Майкл Грант, -- продолжает собеседник Владимира Гендлина. -- Хотя обычно после нокаута боксеру подбирают «мешок». Но Владимиру эта ситуация не подходит. Ему нужен авторитетный соперник, мощный и в то же время с так называемой венецианской челюстью. Володя мог бы утвердиться на Гранте очень хорошо.

-- Не уверен в реальности этого варианта. Вряд ли Коль пойдет на организацию матча между Кличко и Грантом. Да и, вообще, вся эта история с Сандерсом, мне кажется, должна закончиться для Кличко… хорошим отдыхом. И знаете еще что? При всем моем уважении к замечательному тренеру Фрицу Здунеку, ему не место в углу ринга у братьев Кличко. Фриц Здунек -- великий немецкий тренер. Но великим он стал потому, что Коль собрал в своем клубе все сливки из Восточной Европы — Кличко, Иштван Ковач, Михалчевский, Гомес, Григорян… Легко быть великим тренером, когда у тебя вот такая обойма. Этих ребят сделали другие люди. А Фриц просто с ними работал. Фриц — замечательный тренер. Но у него напрочь отсутствует тактическое мышление, он ни черта не смыслит ни в стратегии, ни в психологическом состоянии бойца. Я спросил Володю: «Что сказал тебе Здунек после нокдауна, когда ты пришел в угол?» — «Сказал, что все в порядке». А вы же видели бой! У Здунека тряслись руки, у него все валилось из рук — ведра падали, губки… Он находился в еще большем шоке, чем сам боксер. Спрашивается, может ли такой тренер помочь в критической ситуации?..

-- Алло, «ФАКТЫ»? Меня зовут Андрей, я из Новой Каховки. Владимир Ильич, я рад, что могу пообщаться с вами. Постоянно смотрю передачи с вашим комментарием, мне нравится, как вы представляете бокс всей Украине. Скажите, что вы считаете главной причиной поражения Кличко?

-- Спасибо за добрые слова. А главной причиной поражения Владимира Кличко я считаю его тренера Фрица Здунека -- при подготовке к этому бою было допущено много ошибок. Второе -- совершенно неграмотный подход к элементарной статистике. Все знали о том, что Сандерс может «долбануть» в первом раунде. Все знали о том, что 80 процентов его побед -- это нокауты в первых трех раундах. Значит, нужно было соображать, быть осторожным хотя бы в начале боя.

-- Да, ему не следовало рубиться с первых же секунд боя…

-- Что ж, бывает. Ну, застал врасплох противник… Хороший профессионал в этих случаях обычно пытается выжить. Например, клинчевать. Темнокожие боксеры, например, только этим и занимаются. Чем ближе к противнику стоишь, тем меньше опасность получения удара. Либо нужно «отбегаться». Ну, с ногами у Володи после такого удара по голове наверняка было не все в порядке. Значит, надо было просто держать его крепко, пока рефери не растащит. Растащит -- опять его держать! Прийти в себя, пойти в свой угол, получить инструкцию. А инструкции-то и не последовало! Вот вам и пожалуйста…

-- Не мог заснуть до трех часов ночи после просмотра этого боя. Я был просто в шоке! Как вы думаете, шансы у Владимира есть в ответном бою?

-- В ответном бою -- если он состоится через годик-полтора! -- у него есть шанс.

-- (Разочарованно. ) Через годик-полтора?..

-- Да-а. Сейчас рваться в матч-реванш совершенно не нужно. Надо иметь выдержку. Следует разобраться в том, что произошло, устранить причины, которые к этому привели. Вы же видели, как упал Леннокс Льюис… Вы видели, как падал Тайсон… На моей памяти, честно говоря, только два человека в нокдауне не были -- это Рокки Марчиано и Рой Джонс. Вопрос в том, сможет ли человек вернуться к прежнему статусу и повысить его. Вот и все.

-- Думаю, что он вернется… Как вы считаете?

-- Да он никуда и не уходил! А чемпионом мира, думаю, вновь стать нетрудно.

-- Значит, о встрече с Льюисом ему стоит забыть? На эти полтора года…

-- Что касается Леннокса Льюиса, то я бы вообще не советовал Кличко с ним связываться. Не забывайте о психологическом моменте: был чемпион, которого все боялись, а потом его, как у нас говорят, «перевернули». Сейчас на Кличко будут набрасываться с удвоенной силой -- все, кто только не выйдет на ринг. И второе: если Сандерс мог так легко разобраться с Владимиром, то что будет, когда Леннокс Льюис выйдет на ринг? Мозги нужно включать не только в бою, но и перед боем, и после него.

«Владимир нужен мировому боксу. Лет пять-восемь у него есть»

-- Добрый день! Из Мироновки Киевской области звонит Буранов Николай Владимирович. Меня интересует вопрос: через сколько лет Кличко сможет вновь оправдать доверие?

-- Никто не будет препятствовать Владимиру прорываться наверх. Кроме противников, разумеется. Потому что Владимир нужен мировому боксу. Серьезных звезд мало, а у Володи все данные, чтобы стать звездой. Все будет зависеть от Кличко и его промоутера Коля.

-- Олег Бояновский, город Киев. Владимир Ильич, приятно слышать ваш голос и я очень рад, что вы выбрались на прямую линию в «ФАКТЫ». Скажите, как вы оцениваете ситуацию, которая царит в тяжелом весе?

-- В целом ситуация в мировом боксе очень интересная. До недавних двух событий ее можно было назвать скучной. Ведь не только Кличко проиграл. Этот нахал Рой Джонс, перескочивший через две категории, отлупил-таки чемпиона мира Руиза, который с самим Холифилдом управился. То есть Джонс все перевернул с ног на голову. Но прежние герои постарели, а новых что-то не видно. Многие думали, что Макклайн проявит себя, Фрес Окуэндо…. Очень обидно, что Дэвид Туа слишком маленького роста. Думаю, житья не было бы ни одному тяжу, если бы Туа был сантиметров на десять выше. Тем не менее, там остаются еще интригующие схватки, одна из которых должна произойти сегодня ночью (Бой Рахман--Туа завершился вничью.  — Авт. ). В тяжелом весе сейчас нет боксера яркого, многообещающего. Такие вещи случались и раньше. Если вы знаете историю бокса, то помните, что стало на ринге, когда Мохаммед Али ушел. Было довольно кисло…

Есть такая американская поговорка (говорит по-английски): «Чем они больше, тем они громче падают». Вот тяжи именно этим и привлекают. Если на ринге накал, то все трясется от грохота. Но качество бокса, которое показывают маленькие бойцы, намного выше, чем у тяжей. Там достаточно быть здоровым парнем с крепкими кулаками. И все -- ты уже боксер и почти чемпион. А бокс, который показывают какой-нибудь там Цзю, Джуда или Оскар де ла Хойя, -- это ж ни в какое сравнение не идет!..

-- Добрый день! Это вас беспокоит подполковник СБУ Пинчук Владимир Иванович. Не считаете ли вы, что наши братья Кличко уже достигли уровня Льюиса и Тайсона?

-- Думаю, что нет. Но у них еще все впереди. Для тяжеловеса 26--27 лет -- это еще юный возраст. Возьмите Тайсона -- 36 уже! Льюис на год старше. А Джордж Формэн стал чемпионом на пятом (!) десятке лет. И ничего, нормально. Сейчас мода такая. Так что лет пять-восемь у Володи еще есть.

-- Скажите, а возможна встреча братьев с Тайсоном, с Льюисом?

-- Да, вполне. Давайте рассуждать так: все деньги, вся слава -- в Америке. Правильно? Все, что показывают по телевидению в Соединенных Штатах, -- платное. Вы платите за просмотр от 19 долларов 99 центов до 50 долларов. Теперь вопрос: откуда деньги-то берутся? Если вас миллионы смотрят, то вам 50 миллионов долларов сразу поступает. Но вот кто купит этот матч? Нужно прежде всего, чтобы противники были хорошо известны тем же американцам, любимы народом, чтобы ими интересовались. Володя, например, уже ступил на эту дорогу, к нему уже в Америке интерес определенный есть. Да и к Виталию тоже. Понятное дело, что он еще не устроил себе такой промоушен, как Владимир… Там, в Америке, Володе придется сейчас, учитывая временное тактическое отступление в лице левого кулака Сандерса, снова преодолевать все это дело. За океаном никого не ждут с распростертыми объятиями. Эту страну нужно завоевывать. Кличко прекрасно понимают, что жить надо именно в Америке. Насколько я помню из разговора с Володей, он сказал: «Я живу там, где работаю. Но гражданство менять не собираюсь!» А что касается дороги наверх, то помогать братьям никто не будет. Но и мешать тоже. Потому что такие ребята там нужны. Знаете, мои дружки-приятели из HBO (американская телекомпания, с которой Кличко подписал многомиллионный контракт.  — Авт. ) «носились» с Володей… После боя с Макклайном собирались сделать из Кличко идола.

-- Прямая линия? Владимир Ильич? Игорь, Киев. Во-первых, спасибо. Ваши комментарии украшают хорошие бои и компенсируют впечатление от неудачных. Если можно, вкратце расскажите, чего вы добились в прошлом -- как боксер, как тренер. Мы ведь вас знаем только в ипостаси комментатора.

-- Единственное, чем могу похвастаться, так это тем, что бокс пришел на телевидение на наши просторы -- в Россию и Украину. Звание мастера спорта по боксу -- это ж не звание чемпиона мира по боксу в супертяжелом весе, правильно? В одно время я был в сборной СССР, но это дело прошлое. Был и боксером, и тренером, и боксерским менеджером, и генеральным менеджером Союза боксеров России -- когда начался профессиональный бокс. Все ступеньки прошел. Так что я был везде: и в углу, и в ринге, и за рингом, и за кулисами. Вот и набрал, что называется, такой пакет информации, который потом стал использовать в своих репортажах. Был такой, может, слышали, клуб -- «Ред Старз» в Москве. Самый крупный профессиональный боксерский клуб. Я возглавлял этот клуб еще на заре профессионального бокса у нас. В Штатах был уже менеджером. И должен вам сказать, что это не сахар -- быть менеджером…

-- Счастья вам, здоровья! Спасибо вам за то, что поднимаете мужиков украинских -- в семь часов утра! -- и привязываете их к телевизору. Удачи вам!

-- Соображает-то народ! Когда я только начинал эту программу, то понимал, что мне надо собрать публику, людей, которым будут интересны мои передачи, чему-то научить их хотелось. А теперь они меня сами учат. Присылают такие письма!..

-- Это Елена из Киева. Скажите, у кого вы учились комментаторскому искусству? Есть ли у вас кумиры среди комментаторов?

-- Не сотвори себе кумира. Что могу сказать… В старые добрые времена, когда я еще не думал о том, что буду комментатором и телевизионщиком, сидел и плевался, слушая комментарии Саркисянца там или Губина и очень жалел о том, что в боксе нет таких людей, как Маслаченко и Майоров. Думал: вот бы нам таких! Женя Майоров был блестящим комментатором: четким, уверенным, понимающим. Я очень уважаю и Махарадзе, и Озерова, но это не тот комментарий, который мне полностью импонирует.

-- Случалось, что вас подводила память?

-- Нет, меня память не подводила. Проблема с памятью -- это, скорее всего, возрастная вещь. но не исключаю, что такое и со мной может быть. У меня четыре канала в России. И немудрено, что после месяца такой гонки я забуду что-нибудь. Имена и ситуации не перепутаю, но, скажем, в каком году Туа побил Олега Маскаева, не скажу. Память -- избирательная вещь. Дат не помню, зато помню ситуации, имена, атмосферу и все прочее. К репортажам специально не готовлюсь. В голове уже отложилось столько всего! Но если есть вещи, которые мне нужно выяснить, то я ищу, копаюсь… А делаю это просто -- или Интернет, или звонок в Нью-Йорк своим друзьям-экспертам.

-- Владимир Ильич, это Саша из Киева. Вы настоящий профессионал своего дела! Честно говоря, мне интереснее слушать, чем смотреть.

-- Я до сих пор, без всякого кокетства, убежден, что в профессиональном боксе комментатор -- это персона номер пять. Главное -- не мешать людям смотреть. Терпеть не могу трескотни в эфире. Хотя некоторые спортивные комментаторы считают, что они -- главная персона. Боксерское зрелище -- вот что главное! И его участники -- главные участники! И информация вокруг -- тоже. А комментатор -- это человек, который должен просто подсказывать и не вмешиваться, не мешать смотреть.

-- Вы очень грамотно комментируете -- без особой экзальтации, умно, точно, конкретно. В общем, лучшего трудно пожелать.

-- Владимир Ильич? Это Вероника Семеновна из Киевской области. Я очень большая ваша поклонница. Умно, грамотно ведете свою передачу, много интересного можно узнать. А поражение Владимира Кличко -- это наша трагедия, и даже личная трагедия…

-- Вероника Семеновна, дай вам Бог, чтобы поражение Кличко от Сандерса было самой большой вашей трагедией. Какая же это трагедия? Это же спорт! Ребята сами выбрали себе такую профессию. Неприятность? Да. Обидно, что так вышло? Это я понимаю. Но трагедия… Нет!

Полосу подготовили Елена ДРАГА, Ольга ГУРИНА, Светлана ОЛЕФИР, «ФАКТЫ»