В роддоме N 3, куда доставили 24-летнюю киевлянку Анну и двух ее малышей, не помнят ни одного случая, когда двойня родилась дома
-- Роды начались в минувшее воскресенье, часов в шесть вечера, -- рассказала Анна. -- Моя сестра вызвала «скорую». Бригада приехала быстро. Осмотрев меня, врач сказал, что роды уже начались и до роддома доехать мы не успеем. Я лежала на кровати, под меня подстелили одеяла, пеленки. Родился мальчик. Я думала, что на этом все и закончилось
-- Приехав на вызов, первым делом мы осмотрели женщину, -- рассказывает врач подстанции N 12 столичной станции скорой помощи Владислав Билошапка. -- Везти в роддом ее было уже поздно -- показалась головка ребенка. Мальчик родился с небольшим обвитием пуповины. Но он сразу закричал, как и положено новорожденному. Мы обратили внимание, что живот после родов у женщины не уменьшился в размерах, как это обычно бывает. Удивились. Но нужно было обработать и запеленать малыша. И вдруг его мама сказала: «Мне кажется, у меня в животе кто-то шевелится!» Фельдшер бригады Саша Подколзин посмотрел -- точно, второй ребенок. Вот тогда мы занервничали. Ведь второй ребенок мог идти ножками или тазом. Но девочка развернулась головкой к родовым путям, поэтому появилась на свет так же легко и быстро, как ее братик. Правда, она чуть слабее и меньше. Мы запеленали новорожденных. Отнесли родильницу в машину и поехали в роддом N 3.
Владислав Билошапка согласен, что ситуация была необычной, но если слышит от коллег слова: «Ты у нас теперь герой!», отвечает:
-- Мы принимали детей втроем -- я, фельдшер Саша Подколзин и санитарка Таня Колесникова. Один бы я не справился точно. Да и опыт работы на «скорой» у меня небольшой -- с августа 2001 года. И роды принимать до сих пор не приходилось, хотя в родзале бывал не раз, видел, как это происходит, теоретически знал, что нужно делать.
Врачи «скорой помощи» привыкают к необычным, подчас экстремальным ситуациям, в которых им приходится работать. Но люди, не связанные с медициной, считают это подвигом. В последнее время все чаще обсуждается оплата этого героического труда. Оказывается, минимальная зарплата людей, спасающих человеческие жизни, равняется 185 гривням! На днях этой проблеме была посвящена телевизионная программа «Я так думаю», и один из ее участников сказал: «Я готов совершать подвиг каждый день. Но за хорошие деньги». Врачи же, выезжая по вызову, в первую очередь думают о тех, кто нуждается в помощи. Может быть, это люди все же заслужили достойной оплаты своего нелегкого труда?
-- Чаще всего на дому рожают женщины, не наблюдавшиеся в женской консультации, -- говорит Владислав Билошапка. -- И от них можно заразиться любой болезнью. Чтобы хоть как-то обезопасить себя, мы работаем в одноразовых перчатках. Но, честно говоря, когда нужно принять ребенка или срочно остановить кровотечение, о том, что можешь подхватить какую-то инфекцию, даже не думаешь. Просто делаешь свое дело.
-- У меня уже есть двое детей: сыну пять лет, дочке год и семь месяцев, -- продолжает Аня. -- Это была третья беременность. Чувствовала я себя нормально, да и некогда было по врачам ходить. Мы с сестрой работаем на лотках -- продаем воду и сигареты на Крещатике.
-- Кто же присматривает за детьми, когда вас целый день нет дома?
-- Четырнадцатилетняя дочка моей старшей сестры. Она каждый день вместе с малышами ездит в церковную школу. Им там хорошо. Четыре месяца назад я разошлась с мужем. Ни ему, ни его родственникам даже говорить не хочу о новорожденных. (Именно поэтому Анна отказалась фотографироваться для газеты. -- Авт. ) Их помощь нам не нужна. Сами справимся, да и соседи помогают. Наши с сестрой родители умерли семь лет назад.
Мы разговаривали с Анной в роддоме N 3 на второй день после родов. Ее уже выписывали домой. А новорожденных детей перевели в неонатологическое отделение всеукраинской детской больницы «Охматдет».
-- Двойня родилась раньше срока, -- объяснила заведующая обсервационным отделением роддома N 3 Тамара Ильченко. -- Мальчик более крупный -- при рождении он весил 2 килограмма 200 граммов, сосет из бутылочки сам. А вот у девочки, весившей при рождении 2 килограмма, сосательный рефлекс еще не развился. Ее приходится кормить через зонд. Поэтому малыши должны побыть под наблюдением врачей.
-- Я не помню ни одного случая, когда двойня родилась не в роддоме, а дома, -- говорит главный врач роддома N 3 Людмила Бойченко. -- Ведь женщины, которые вынашивают двоих или больше детей, заранее должны лечь в стационар, чтобы избежать неожиданных ситуаций. Роды на дому опасны как для ребенка, так и для мамы. Может открыться массивное кровотечение, которое остановить возможно только в больничных условиях. Часто плод неправильно располагается в утробе матери. Обычно, если женщина ждет двойню, у одного ребенка -- головное предлежание, у второго -- тазовое. К счастью, в этой ситуации возле роженицы находился квалифицированный врач «скорой помощи».
Мы проведали новорожденных в «Охматдете». Оба малыша лежат в одной палате, в соседних кувезах. Голеньких деток хотелось укутать в пеленки, ведь за окном валил апрельский снег. Но в их необычных колыбельках поддерживается специальный температурный режим, так что малыши чувствуют себя здесь комфортно. Они мирно спят между кормлениями: каждые три часа съедают аж по 15(!) граммов молочной смеси.
-- Мы еще не видели маму этих малышей, -- сказали нам медсестры, ухаживающие за новорожденной двойней. -- Вы не знаете, она заберет детей, когда они окрепнут, или оставит в больнице, как делают многие?
Во время нашего разговора с Аней она уверила, что ни за что не бросит своих малышей.
-- Когда поняла, что беременна в третий раз, сказала об этом мужу. Он посоветовал мне сделать аборт, -- рассказала Аня. -- Но я не могу представить, как можно убить живое существо, которое растет внутри тебя? Я бы после этого не смогла жить. Так что как только врачи разрешат, заберу детей домой.