Культура та мистецтво

Главная героиня мюзикла «норд-ост» и жена «бригадира» саши белого актриса екатерина гусева: «у нас были очень строгие продюсеры, нам запрещалось даже… Иметь лишний вес»

0:00 — 24 квітня 2003 eye 940

Вчера исполнилось полгода с момента захвата заложников в Центре на Дубровке

10 мая на сцене театрального Центра на Дубровке в Москве в последний раз покажут мюзикл «Норд-Ост». Причина -- психологический шок. После восстановления Центра продажа билетов на мюзикл сократилась наполовину!

По общему весу декораций -- 6 (!) тонн -- и количеству костюмов -- больше трех сотен, это была, пожалуй, самая масштабная театральная постановка. Во время спектакля огромный самолет садился прямо на сцену, из-под сцены появлялась обледеневшая шхуна… За 15 месяцев существования мюзикл был показан 410 (!) раз, его увидели более полумиллиона человек! На постановке побывали все аккредитованные в Российской Федерации Чрезвычайные и Полномочные Послы. «Лужков все официальные делегации обязательно вел на спектакль! А посол США с женой вообще был трижды!» -- шутит продюсер Георгий Васильев.

23 октября 2002 года трагедия в Центре на Дубровке потрясла мир. И хотя за три с половиной месяца после трагедии постановку удалось восстановить, преодолеть психологический барьер не смогли ни артисты, ни зрители. Для многих Центр на Дубровке стал синонимом страха, несчастья и смерти.

Сейчас полным ходом идет подготовка передвижной версии «Норд-Оста», которая через полгода стартует в Санкт-Петербурге. С новой программой артисты выступят в Прибалтике, Белоруссии, Греции, Израиле, Болгарии, Китае. В июне концертная версия «Норд-Оста» появится и в Украине. «ФАКТЫ» побеседовали с исполнительницей главной роли Кати Татариновой, молодой актрисой Екатериной Гусевой.

«На роль Кати Татариновой пробовалось около 1000 девушек»

-- Катя, в мюзикл, да еще на главную роль, трудно было попасть?

-- На роль, помимо меня, пробовалось около 1000 девушек. Я увидела объявление о наборе актеров для мюзикла в газете. Когда узнала, что это музыкальное переложение романа Вениамина Каверина «Два капитана», ужасно захотелось участвовать в проекте! Я с детства мечтала сыграть роль Кати Татариновой. В объявлении говорилось, что требуются актеры с навыками актерского пения, с элементами классического вокала. Что такое актерское пение, я знала: пела и во время учебы в Щукинском училище, в двух музыкальных спектаклях театра «У Никитских ворот». Пришла на кастинг, меня сняли камерой. Затем видеокассету с записью претенденток просматривали продюсеры. Позже они признались, что, увидев меня, просто ахнули, поняв, что нашли главную героиню. Сказали, что этой девочке можно было даже рот не открывать, хотя я до этого полтора года занималась вокалом. У меня достаточно редкий ми-бекар 3-й октавы.

-- Небось, в артистки пойти, как и любая девчонка, мечтали с детства?

-- Действительно, актерские задатки я чувствовала в себе с детства, хотя в нашем роду актеров не было. После капустника на выпускном вечере ко мне подошла ассистент режиссера Евгения Симонова и предложила попробовать свои силы в актерском мастерстве. Я загорелась, попробовала, и у меня получилось. Хотя на экзамене репертуаром-то не особо блистала. Прочитала басню «Ворона и лисица», монолог Наташи Ростовой и стихи Марины Цветаевой. Ничего оригинального. Тем не менее после прослушивания меня допустили к конкурсу без всяких там туров. Родителям, естественно, ничего не сказала, поскольку они были уверены, что учиться я буду в технологическом институте -- там был знакомый проректор. и я даже было пошла на экзамен по математике. Вытаскиваю билет, сажусь на место, стала готовится и… понимаю, что сию секунду нужно делать выбор. Потом будет поздно. Смотрю на часы, и до меня доходит, что сейчас в Щукинском начинается экзамен. Поднимаю руку со словами: «Можно выйти?» Вышла их аудитории и… бегом в Щуку. Туда поступила легко -- одну только четверку получила. Родители, узнав об этом, были в шоке. Мама плакала. Она долго еще не верила, что я учусь в театральном. Говорила, что мы там «дурью маемся». Как актрису она меня оценила только после того, когда я пригласила их с папой в театр, а потом на премьеру в Дом кино, затем на свой гонорар купила маме машину.

«О случившемся на «Норд-Осте» я узнала из теленовостей»

-- Это правда, что вас чудом не оказалось на работе в тот страшный день?

-- Накануне, во вторник, я играла, а на следующий день решила взять выходной. По идее я, конечно же, могла оказаться в это страшной ситуации. Случай…

Я была дома, с сыном. Занималась хозяйством, когда мне позвонил режиссер Сергей Ткачев, у которого я снялась в двух картинах. Я даже не узнала его голос. Он спросил, где я. «Дома, -- ответила. -- А в чем дело?» «БЕДА! -- сказал он. -- Ты что, телевизор не смотрела? Срочно включи!» Так что все подробности я узнала из новостей.

-- Первое чувство в тот момент…

-- (После небольшой паузы). Не было никаких чувств. Мы сразу поехали туда и провели под Центром около двух суток. Не хотелось ни спать, не есть…

До сих пор мальчишки, играющие летчиков, в тот момент, на котором был прерван спектакль, смотрят, нет ли кого-то подозрительного в зрительном зале. Страшно! Это уже, наверное, условный рефлекс. Но самое поразительное, что, несмотря на тот кошмар, который до сих пор преследует некоторых, ни один человек из труппы не ушел. И, знаете, как ни странно, быстрее всех удалось восстановиться детям. Они вообще все происходящее воспринимали как какую-то игру в зарницу, войнушку… Хотя эта «игра» унесла жизни 17 наших коллег, двое из них -- дети. Погибли Кристина Курбатова, которая играла мою героиню Катю в детстве, и Арсений, игравший юного Саню Григорьева. Их освободили, но врачам не удалось спасти их: отравление.

-- Вы на похоронах были?

-- Конечно… Мы все были…

-- После трагедии в труппе обсуждалась ЭТА тема, или на нее было наложено табу?

-- Естественно, случившееся еще очень долго обсуждалось. Собственно, какое-то время мы все жили этим. Лучший способ освободится от чего-то -- не замыкаться в себе. Это горе нас сплотило. Мы -- одна большая семья, и именно поэтому для нас решение Васильева -- удар. Очевидно, он готовился к закрытию проекта, но мы даже не подозревали об этом. Это на нас свалилось, как снег на голову. Слухи ходили, но никто в них не верил. Были постоянные аншлаги. Как потом выяснилось, продавалось только 500 билетов, остальные раздавали бесплатно. Автобусами привозили детей из школ, детских домов, билеты отдавали в благотворительные фонды, малоимущим семьям и так далее. Выходишь -- в зале яблоку негде упасть, заняты были даже приставные стулья, поэтому мы даже не догадывались, что спектакль не окупал себя.

В последнее время Екатерина Гусева не сходит с обложек модных журналов, ее часто приглашают сняться в кино. Суперпопулярность принесла Кате роли Ольги Суриковой -- жены главы бандитской группировки Саши Белого в «Бригаде». После этой роли девушка проснулась, что называется, знаменитой.

«Бригада» стала самым масштабным и дорогим российским фильмом. 110 персонажей и 900 костюмов! Каждая серия обошлась продюсерам в 200 тысяч (!) долларов. Съемки велись на 350 (!) съемочных объектах, в том числе в Доме Правительства и в Бутырской тюрьме. Уникальны по сложности подготовки и съемки сцены взрыва первого в российском кино 600-го «Мерседеса» на набережной, практически под окнами Белого Дома. Поражает автопарк из более чем 100 автомобилей, задействованный в картине. Два десятка «Мерседесов» -- шесть из которых 600-й модели, пять «БМВ», четыре «Шевроле», несколько «навороченных» «джипов», по три лимузина «Линкольн» и катафалка «Шевроле», парочка «Альфа Ромео» и эксклюзивный «Мерседес Брабус». В этом фильме сыграл свою последнюю роль Николай Еременко.

-- 15 серий мы снимали полтора года, -- рассказывает Екатерина. -- На кинопленку. Удовольствие дорогое и долгое, но качество говорит само за себя. Поэтому слово «сериал» к «Бригаде» не совсем подходит. Хотя ничего не имею против сериалов. Когда я узнала, что нынешний сериал «Небо и земля» снимает Виктор Сергеев, главный режиссер «Ленфильма», с удовольствием согласилась на роль. Очень хороший материал -- не стрелялки, а лирическая история любви. Моего мужа играет Саша Балуев, я играю стюардессу Марину Шведову. Приходится много летать (смеется. -- Авт. ), правда, во время съемок мы в основном стояли в шикарном Минском аэропорту. Красивом и совершенно пустом -- к счастью, снимать можно было бесконечно. Это не «Шереметьево», где суета, куча людей. В иллюминаторах -- компьютерная графика. Смена -- 12 часов, из которых 10 я проводила в самолете. Приходится работать, как говорится, на износ. После «Норд-Оста» ночным поездом Москва--Минск я на съемки и -- на самолет. Вечером спектакль в Москве. Мой личный рекорд -- семь ночей в поезде!

Вообще для меня было сделано исключение. Всем актерам, задействованным в «Норд-Осте», контрактом запрещено работать на стороне! У нас были очень строгие продюсеры, нам запрещалось даже… иметь лишний вес. За лишние килограммы нас штрафовали! В свое время нас очень избаловали, подарив каждому актеру по карте модного московского спорт-клуба. Мы могли себе позволить пойти в сауну, бассейн, тренажерный зал, заняться йогой. Каждый из участников труппы сидит на какой-нибудь диете.

«На съемках «Бригады» я натирала смычок скрипки мылом… »

-- Ваш партнер и «муж» Сергей Безруков после «Бригады» совсем зазвездился… Вы звезду не «поймали»?

-- На съемочной площадке Сергей не капризничал. В работе он как зверь! Когда съемки закончились, появился «Норд-Ост». На пресс-конференции, тусовки и общение с Безруковым времени просто не оставалось. Поэтому в обычной жизни я с ним не сталкивалась. У себя признаков звездной болезни пока не замечала…

-- Знаю, что для съемок в «Бригаде» вам пришлось осваивать игру на скрипке…

-- Ой, это целая история. Я очень переживала. Наши музыканты поначалу подтрунивали надо мной: «Посмотрим, как ты справишься с этой задачей». Они не могли простить даже такому актеру, как Ливанов, его «игру» на скрипке в «Шерлоке Холмсе». В фильме явно видна «подстава». Режиссер и сценарист «Бригады» Алексей Сидоров сказал, что даже если бы у меня перед съемками было два года, я бы все равно не научилась бы играть на скрипке так, как должна была играть моя героиня Ольга Сурикова. «Поэтому будем обманывать!» -- заключил он.

На репетициях я запихивала вату в уши, поскольку у меня очень тонкий музыкальный слух, и я не могла слушать звуки, которые издавала моя скрипка. Меня просто измучили бесконечные занятия с ассистенткой. Ведь одно дело -- крупный план, когда меня заменяли на площадке профессионалы, другое дело, когда я стою в концертном зале на сцене в полный рост и снимается общий план. Казалось бы, мелочь, на которую никто не обратит внимания. Но на самом деле это очень кропотливая и сложная работа.

Еще до начала съемок я решила: зритель должен поверить, что моя героиня -- супермузыкант. Мы снимали в Большом зале Консерватории. В массовке в качестве зрителей задействованы музыканты. Когда я вышла на сцену и исполнила «Каприс» Паганини, я ТАКИ ввела их в заблуждение. Некоторое время они сидели, оторопев: как можно с такой техникой издавать такие звуки? А все было очень просто: я играла под фонограмму великого Когана. Струны я натерла мылом, чтобы смычок не издавал звуки, но при этом у меня совпадали все движения руки.

-- Наши читатели не простят, если не спрошу: продолжение «Бригады» все же будет?

-- Продолжения НЕ БУ-ДЕТ!!! Если честно, и не хочется. Никого не хочу критиковать, но «Каменская-6» и «Бандитский Петербург-8» вызывают оскомину. Я рада, что у продюсера нашлись силы вовремя остановиться. Он сказал все, что хотел сказать, не погнался за деньгами, ставя под удар профессионализм. Про себя же я уверена, что Саша Белый вернется. Будет жить с женой и сыном где-нибудь в странах Бенилюкса. Стричь газоны, играть в гольф. Именно таким я вижу финал…