В Поминальную неделю нужно отнести на кладбище обед и помолиться не только об умерших родственниках, но и обо всех усопших
Приближается Пасха -- величайший праздник христиан. Наши предки считали, что в этот день нужно христосоваться даже с врагами. К Светлому Воскресению готовились заранее: постились, чтобы очиститься от грехов, наводили порядок в своих домах, готовили праздничные блюда, красили яйца, пекли сдобные пасхи, а также собирали гостинцы для усопших родственников.
С празднованием Пасхи связано огромное количество народных обычаев. О том, как встречают в Украине Великое Воскресение, читателям «ФАКТОВ» рассказывает ведущий этнограф Государственного музея народной архитектуры и быта Украины Романа Кобальчинская:
-- В Украине последние семь дней перед Пасхой были насыщены работой в поле и по дому, а назывались они Белой или Чистой неделей. Так, например, считалось, что это лучшее время для сева гороха и ранних яровых сортов пшеницы. Главный день недели, конечно же, Чистый (Светлый, Великий, Страстной, Живный) четверг. До восхода солнца полагалось навести порядок в сараях, амбарах, кладовых, во дворе и в хате. На главу семьи возлагались две обязанности: во-первых, сгрести и сжечь старые листья в саду и огороде, чтобы очистить землю от зимы, мороза, смерти и всякой нечисти, а во-вторых, пересчитать все деньги, имеющиеся в доме, тогда достаток и богатство не переведутся. А еще до восхода солнца нужно было успеть вымыться, чтобы вода унесла все хвори и дурные мысли. В Чистый четверг стригли детей. Предки верили, что тогда у малышей не будут выпадать волосы и болеть голова. А вот стирать полагалось вечером. Причем вместо мыла и порошка использовали пепел, остатки которого тщательно собирали и хранили вместе с лекарственными травами. Если кто-то из домашних «подхватывал» лишай, его лечили именно этим пеплом.
В Страстной четверг кололи свинью. Ведь, по старинной традиции, вместе с куличами и крашенками в церкви нужно освятить и печеного поросенка. Окончив домашние дела, вся семья отправлялась в церковь, откуда старались принести горящую свечу. Чтобы пламя не задул ветер, из цветной бумаги заранее мастерили фонарики в форме месяца или звезды. Кстати, страстные свечи тоже полагалось отливать самостоятельно: «трудовая свеча Богу больше угодна». Вернувшись домой из церкви, хозяин первым делом выжигал над входной дверью небольшой крестик -- оберег от горя и болезней. От этой свечи зажигали лампады под образами и только потом тушили огонь.
-- А что потом делать с принесенными из церкви свечами? Выбросить как-то рука не поднимается
-- Выбрасывать страстные свечи -- грех. Раньше их хранили и зажигали, когда нужно было уберечься от всяких напастей: во время грозы, чтобы молния не попала в дом; чтобы облегчить страдания рожениц; излечить больного; давали в руки умирающим. Кстати, с этой свечей пасечники ходили к ульям, и пчелы их не кусали.
-- А что нужно делать в пятницу?
-- Главный обряд Страстной пятницы -- вынос плащаницы Господней -- ткани с изображением тела Христа. Есть до этого момента было нельзя. Более того, в пятницу полагалось воздержаться и от домашних работ: не шить, не прясть, не колоть дрова -- только молиться. Однако именно в этот день хозяйки пекли пасхи.
Пасхальные куличи особые, пекутся раз в год. В тесто добавляют настойку шафрана и два вида имбиря: желтый -- для красивого солнечного цвета, а белый -- для нежного аромата. У каждой хозяйки свой рецепт пасхи. Видимо, поэтому до нас дошел обычай, что в праздник нужно попробовать не меньше двенадцати куличей. Украинские пасхи выпекаются двух форм. Одна -- высокий кулич, украшенный сверху крестом и «шишкой» из теста. А другая (распространенная в Галичине) -- буханочка домашнего круглого хлеба с орнаментом по краям (в каждой деревне он свой), а в середине -- из теста пшеничный колос, бараньи рожки и маленький жаворонок с крыльями в виде восьмерки.
Печь куличи нужно с молитвой на губах и в тишине. От грохота и суеты тесто может сесть, а это сулит болезни или, того хуже, смерть кого-нибудь из родных. В некоторых селах Западной Украины хозяйки клали в тесто несколько мелких перышек, целебные травы и, вымешивая тесто, приговаривали: «Ладься, пасочко, красна, як сонечко, пухка, як пiр`ячко, а чистенька, як зiллячко». Готовые пасхи помещали в корзинки, выстланные рушниками. Их оставалось только освятить в церкви.
-- А когда делали писанки и крашенки?
-- Этому посвящалась Страстная суббота. С утра хозяйки надевали чистые вышиванки и, помолившись, принимались за работу. В каждом регионе Украины пасхальные яйца окрашивали по-разному. От техники росписи и зависит название: писанки, крапанки, скробанки и малеванки. Писанки -- яйца, расписанные воском. Крапанки -- по черному или вишневому фону живописно разрисовывались разноцветными мазками. Скробанки и дряпанки -- однотонные яйца, на которых металлическими острием или иголкой выцарапывались разные узоры. Малеванки -- кисточкой на яичные бока наносились картинки библейского содержания. На Пасху красили не меньше тринадцати яиц: в память о двенадцати апостолах и Спасителе. Как не бывает двух одинаковых людей, так и не бывает двух одинаковых писанок. У каждой хозяйки были свои традиционные рецепты приготовления красок, свои рисунки-орнаменты.
-- Чтобы яйцо стало красно-коричневым, его варят в луковой шелухе. А как получали наши предки синий и зеленый цвета?
-- Краски делались из природных материалов: трав, цветов, ягод, березовых листьев, коры разных деревьев. Правда, некоторые ингредиенты хозяйки покупали на ярмарках. Например, больше всего готовили красных крашенок. Чтобы добиться нужного сочного цвета, хозяйки добавляли в сок свеклы фуксин. Желтый цвет «добывали» из коры яблонь, а синий -- из отвара пролесок.
Как только хозяйки заканчивали расписывать яйца, семья начинала собираться на праздничную Всенощную службу. Приближалось Великое Воскресение Господне. На звон колоколов к церкви стекались люди. Шли не только с корзинками, но и подъезжали целыми телегами, доверху заполненными продуктами. Освятить старались все, чем будут питаться целую неделю: куличи и крашенки, фаршированных поросят и колбасы, сиры и масло, горилку и вино. Обязательно освящали соль, которую потом добавляли в пищу скоту, в зерна для посева и даже сыпали в обувь «от дурного глаза».
После литургии -- скорее домой разговляться. Однако перед трапезой полагалось умыться. Мать наливала в большую глиняную миску воду, а на дно опускала три освященные красные крашенки. Первыми умывались девушки, потом -- парубки и мать, а затем -- отец. После каждого меняли воду, но крашенки оставляли те же. Их отдавали девушке -- «щоб гарна була».
-- Как правильно разговляться?
-- В каждой области Украины свой обычай начала пасхальной трапезы. Но наиболее распространенным был такой обряд. Вся семья становилась перед образами и молилась. Хозяин брал в руки тарелку с освященным куличем и яйцами и трижды обходил стол. Затем, повернувшись к иконам, разрезал на тарелке несколько писанок. Кусочек яйца он передавал домочадцам со словами: «Дай, Боже, ще й на той рiк дочекатися свiтлого празника Воскреciння Христового в щастi i здоров`ї!»
Сначала ели яйца, кулич и колбасы, а уж потом -- поросенка и прочие вкусности. Напиться в Пасху считалось большим грехом: «Бог покарає, будеш ходити цiлий рiк, як у пiвснi».
Позавтракав, взрослые и дети спешили на улицу, где всех ожидали пасхальные забавы. На большом сельском пустыре в субботу мужчины устанавливали качели, которые в воскресенье становились центром игрищ. Девчата собирались своим кругом, пели песни, называемые веснянками, гаивками и гагалками. Неподалеку от церкви парубки мерились силами.
В Светлый понедельник было принято ходить в гости. Вот когда можно было напробоваться пасок! Также в этот день дети навещали своих крестных родителей и других родственников, одаривая всех куличами и крашенками. Таким образом малышей учили быть добрыми, щедрыми и отзывчивыми.
-- В следующее после Пасхи воскресенье принято ходить на кладбище. Существуют ли какие-то традиции, связанные с поминанием умерших родственников?
-- Обязательно полагается помянуть всех умерших, причем не только родственников и не только в воскресенье. Следующая после пасхальной неделя называется Поминальная (или Гробки, Могилки, бабский Великдень, Проводы). В назначенный день Проводов люди вместе с батюшкой, церковным хором, с крестами и хоругвями шли на кладбище. Сначала служили общую панихиду, а потом справляли на могилах родственников обед-тризну: раздавали колыво (пшеничная каша с медом), разбивали три крашенки и отдавали их «дiдовi» -- бедному человеку, приговаривая: «Помолись, дiдуню, за померлих!» На могилу выкладывали пасху, крашенки, освященную соль со словами: «Їжте, пийте, споживайте i нас, грiшних, поминайте!»
Перед Проводами на кладбищах наводили порядок. На материнских могилах сеяли душицу (материнку) и чабрец, на девичьих -- любисток и барвинок, цветы свадебного венка. Около мужских могил, согласно казацкому обычаю, сажали красную калину. Обратите внимание, на украинских кладбищах практически нет запущенных могил. Перед Пасхой даже «бесхозные» холмики приводят в порядок. А ведь в основе этого -- старинный украинский обычай. Раньше за могилами, не имеющими опекунов, ухаживала молодежь: парубки поправляли кресты, а девушки сажали кусты и цветы. В поминальное воскресенье на эти могилы также приносили куличи и яйца.
Для теста необходимо взять: 2 кг муки, 1 л молока, 150 г дрожжей, 15 яичных желтков, 200 г сливочного масла, 100 г растительного масла, 250 г сахара, 0,5 чайной ложки соли, ваниль, изюм, цедра одного лимона.
Дрожжи развести в теплом молоке с сахаром и несколькими ложками муки (до консистенции густой сметаны). Посыпать тонким слоем муки и поставить в теплое место подходить. Когда опара подойдет, взбить желтки с сахаром, всыпать муку, соль, долить остатки молока. Все это вымешивать, пока тесто не начнет отставать от рук. Снова поставить в теплое место. Только тесто подойдет, добавить разогретое сливочное и растительное масло, а также изюм и цедру. Перемешать и еще раз дать подойти. Потом снова перемешать. Тесто разложить в высокие формы, смазанные жиром. Чтобы кулич блестел, его дважды смазывают яйцом. Выпекать в горячей духовке в течение часа.
Ингредиенты: шестинедельный поросенок, 200 г сливочного масла, корень хрена, зелень петрушки, соль. Начинка: ливер поросенка, 500 г гречневой крупы, 100 г сала, 2 луковицы, 50 г сливочного масла, 2 яйца, молотый перец, соль.
Поросенка ошпарить, опалить, разрезать тушку вдоль по грудной клетке и брюху, выпотрошить и хорошенько промыть. Гречневую крупу перебрать, слегка обжарить на масле и выложить в кастрюлю с кипящей подсоленной водой. Вода должна едва покрывать кашу. Накрыть кастрюлю крышкой и поставить на час в горячую духовку. Обжарить с салом порезанный лук, добавить нашинкованные печень, легкие, почки и тушить до готовности. Соединить с кашей, вбить яйца, посолить и поперчить по вкусу. Приготовленной начинкой наполнить тушку поросенка и сшить нитками. Положить поросенка брюшком вниз на выложенный березовыми палочкам противень, задние ножки подогнуть под живот. На ушки, нос и хвостик положить яичную скорлупу или залепить их тестом, чтоб не пригорели. Выпекать в горячей духовке 2--3 часа. Чтобы поросенок хорошо зарумянился, часто смазывайте его растопленным маслом. Перед тем, как вынуть из духовки, посолить. Если сделать это раньше, мясо станет красным. Перед подачей на стол удалить нитки, разделить на порционные куски, сохраняя вид целого поросенка. В рот вставить корень хрена и украсить зеленью. Отдельно подать хрен с уксусом.