Начатая еще в бытность СССР программа создания этой машины вышла на финишную прямую
В минувшую субботу просторная площадка перед сборочным цехом Киевского государственного авиационного завода «Авиант» напоминала выставочный салон престижных иномарок. Их хозяева -- высокопоставленные лица Украины и России -- приехали на церемонию, посвященную полному завершению строительства нового реактивного пассажирского самолета Ту-334, разработанного российским конструкторским бюро имени А. Н. Туполева. Этот самолет рассчитан на перевозку 102 пассажиров на расстояние до 3150 километров (средние по протяженности авиалинии) со скоростью 820 километров в час.
Собранный в Киеве самолет, кроме технического номера, получил и собственное название -- «Александр Харлов» -- в честь умершего четыре года назад генерального директора «Авианта». Практически остановленная из-за нехватки денег программа создания Ту-334 была возобновлена именно благодаря его усилиям. В 1999-м, в год смерти Харлова, поднялся в небо первый опытный экземпляр Ту-334, построенный в Москве, в КБ имени А. Н. Туполева. Следующую такую машину решили собирать на «Авианте», ведь еще в бытность СССР серийное производство Ту-334 планировалось на киевском авиазаводе. А в 1993 году было подписано межправительственное соглашение между Украиной и Россией о продолжении совместной работы над созданием этого самолета.
И вот второй опытный экземпляр (для «Авианта» он первый) готов. Этот авиалайнер вскоре отправится своим ходом на подмосковный аэродром в городе Жуковский для участия в летных испытаниях.
-- Самолет, построенный в 1999-м, успешно выполнил почти половину программы государственных летных испытаний. Теперь, когда есть два Ту-334, оставшуюся часть этой программы можно будет завершить уже через год-полтора, -- говорит директор департамента «Авианта» Валерий Кузенков. -- Однако уже сейчас ясно, что машина состоялась, поэтому по договоренности с туполевским КБ мы начали строительство первых пяти Ту-334. Эти авиалайнеры также будет серийно выпускать российский самолетостроительный концерн «МиГ». Базовый вариант Ту-334 комплектуется украинскими двигателями запорожского завода «Мотор-Сiч».
В отделенном от «Авианта» невысоким забором из сетки-рабицы цехе Авиационного научно-технического комплекса имени О. К. Антонова нынче полным ходом идет строительство сразу двух опытных экземпляров нового пассажирского реактивного самолета Ан-148. Он несколько меньше Ту-334 -- рассчитан на 80 пассажиров, дальность полета 2500 километров. Создатели Ан-148 и Ту-334 заявляют, что их новинки должны прийти на смену одному и тому же самолету -- популярному, но устаревшему Ту-134. Еще одним претендентом на замену Ту-134 ныне является модернизированный Як-42.