Події

Человек-»железный кулак» 70-летний михаил злотников из харькова рукой разбивает не только гранит, но и… Вишневые косточки, не повреждая ядрышек

0:00 — 5 серпня 2003 eye 2844

Мастер самбо и рукопашного боя воспитал сотни учеников, написал книгу и готов поделиться опытом с братьями Кличко

--… Я могу тычковым ударом кулака отшибить кусок гранита, -- сказал 70-летний Михаил Злотников, обладатель титула «Железный кулак», в ответ на просьбу продемонстрировать силу. -- Но сложнее разбить вот эти вишневые косточки.

И тут же нанес ювелирный удар: все ядрышки, до единого, остались целехонькие.

-- Это так называемый дозированный удар, -- улыбнулся Михаил Макарович. -- Сила, знаете ли, без способности думать и рассчитывать, -- страшная вещь.

У Михаила Макаровича руки -- кузнеца, а пальцы -- музыканта

Показывая свои возможности, Злотников, засучив рукава пиджака, прямо на городской площади принимает… позу орла. Его ноги сплетаются и отрываются от земли, а тело удерживается лишь на кулаках. После этого Михаил Макарович переходит к еще более сложному приему, который называется «Алмазный кулак». Специалисты утверждают, что такое под силу лишь высококлассным мастерам спорта. А профессор, заведующий кафедрой единоборств Харьковской государственной академии физической культуры Анатолий Алексеев, много лет знающий Злотникова, говорит, что разбивание вишневых и абрикосовых косточек без повреждения зерен голой рукой тычковым и секущим ударом -- результат многолетних тренировок Михаила Макаровича.

Мой собеседник невысокого роста и среднего телосложения, а вот кулаки у него внушительные, по выражению друзей, как пивные кружки. Но, как ни странно, кожа на рабочих ударных частях мягкая -- ни синяка, ни царапины.

-- Мои младшие братья-ученые (один -- физик-теоретик, а другой -- биолог-генетик) мне объяснили с научной точки зрения, почему при огромных нагрузках на мышцы человек не получает травм, -- говорит Злотников. -- В момент удара напряженные мышцы тела сжимаются и передают мощный импульс энергии в точку приложения силы. При этом идет выброс лимфы через поры ударной части тела в контактную поверхность цели. Это своего рода гидравлическая самозащита организма. Главное -- не ожидать боли, не думать об этом. То же самое происходит, когда неожиданно падает пьяный или ребенок. Как правило они обходятся без травм.

От удара Злотникова колются не только фруктовые косточки, но и мраморные, гранитные плиты, сложенные друг на друга кирпичи; тычковыми ударами он сгибает и разгибает пластины из чистой меди. Кстати, титул «Железный кулак» Злотников получил на Европейском семинаре мастеров боевых единоборств, который проходил в Венгрии в 1990 году, в соревнованиях по тамешивари (разбивание твердых предметов).

Несмотря на возраст, Михаил Макарович в прекрасной физической форме. Регулярно, трижды в неделю, он тренируется дома с гирями, а в спортзале занимается штангой. Еще в 1958 году Злотников вместе со знаменитым Жаботинским принимал участие в чемпионате Украины по тяжелой атлетике (штанга) среди студентов и стал чемпионом в полулегком весе.

Кисть спортсмена работает и как молот, и как шпага в руках у рапириста. Сила левой и правой кисти одинакова. При этом пальцы послушные, музыкальные. Михаил играет на баяне, балалайке, домбре, семиструнной гитаре (эту любовь к музыке передал ему отец, сельский учитель).

«Нас учили защищаться от овчарок»

Спортом Михаил увлекся еще в детстве. Чтобы не дать себя в обиду в мальчишеских драках, свой невысокий рост парнишке надо было компенсировать силой. Да и в те годы, вспоминает Злотников, любому молодому человеку стыдно было не подтянуться на перекладине, не поднять гирю.

По направлению военкомата Злотников прошел курсы боевого самбо и после жесткого отбора, в числе десяти самых лучших бойцов, был призван в береговую охрану на Камчатке с последующей подготовкой для службы в Порт-Артуре.

-- В учебке мы полгода занимались физической подготовкой от подъема до отбоя, -- вспоминает Злотников. -- В выходные -- самоподготовка. Нас учили защищаться от овчарок, вести борьбу в снегу, работать против оружия и с гибкими предметами (ремень, шланг, цепь). Мы подтягивались на перекладине на одной руке, упражнялись на брусьях, поднимали штангу и гири. Но потом Советский Союз подарил Порт-Артур Китаю, и необходимость в нашей бригаде отпала. С нас только взяли подписку о том, что мы не будем применять приемы боевого искусства. Ведь человек, владеющий ими, даже такого невысокого роста, как я, запросто может уложить хоть Шварценеггера.

К счастью, до серьезных схваток у Злотникова не доходило, и боевое мастерство пришлось использовать, усмиряя разбушевавшуюся пьяную женщину и подвыпившего соседа, гоняющегося за женой с топором.

-- Я ведь всю жизнь, помимо основной работы (на предприятиях «оборонки») тренировал и возглавлял добровольные отряды самообороны, -- рассказывает Михаил Макарович. -- Однажды наш маршрут пролегал мимо вокзала, где разъяренная пьяная женщина, размахивая грязной тряпкой, никого не подпускала к себе. Приближаюсь к возмутительнице спокойствия -- и через секунду орудие хулиганки обвилось вокруг нее же. Я применил известный мне силовой прием, а милиции оставалось только забрать нарушительницу правопорядка.

А усмиряя пьяного человека с топором, Злотников использовал знания психологии: в его боковом кармане для такого случая имеется небольшая фляжка со спиртным. Михаил Макарович уверяет, что достаточно сделать отвлекающий маневр, намекнуть взбешенному мужику на сто граммов, как он тут же забывает о сведении счетов с женой. Хотя при этом нужна железная выдержка.

-- А если противник высокого роста?

-- Это не проблема: залом кисти, и он на земле. Потом уже отбираешь острое оружие. В лежачем положении все равны. Чтобы преодолеть скованность и страх, следует задержать дыхание и только потом выполнять боевые приемы (человек, борясь за выживание, делает многое на уровне подсознания). Выдох и задержка дыхания, кстати, спасают от сглаза, гипноза. Это же надо проделывать, когда попадаешь на сквозняк или в пространство, насыщенное химическими испарениями, дымом. Об этом я подробно рассказываю в своей книге.

«Я научу братьев Кличко, как следует защищаться, и никакие Льюисы не будут им страшны»

У Михаила Злотникова, который уже более сорока лет профессионально занимается боевыми единоборствами, является мастером самбо и рукопашного боя, обладателем 10-го дана по кэмпо-дзю и 4-го -- по джиу-джицу, -- сотни учеников. Многие из них, в том числе и сотрудники силовых структур, достигли высокого уровня. Злотников учит не только силовым приемам.

-- Увы, восточные единоборства лишены мысли, -- говорит Михаил Макарович. -- В Японии существует даже такой афоризм: «Европейцу не дано понять каратэ, так как он слишком много думает». Я категорически с этим не согласен и постарался привнести в них наши, славянские, традиции.

В конце разговора Михаил Злотников попросил написать, что он готов поработать с братьями Кличко и научить их, как следует грамотно защищаться. «Тогда им никакие Льюисы не будут страшны», -- уверенно заявил «Железный кулак».

P. S. Материал подготовлен при содействии руководителя проекта «Книга рекордов Харькова» Александра Иванова.