Політика

Украинские моряки все чаще становятся заложниками нечистоплотных владельцев судов

0:00 — 13 серпня 2003 eye 235

Зачастую корабли могут принадлежать компании одной страны, быть зарегистрированы в другой, а плавать под флагом третьей

9 августа британский военный корабль перехватил в Персидском заливе перевозившее контрабандный груз судно, экипаж которого, по предварительным данным, состоит из украинцев. Как сообщила Украинская служба Би-Би-Си, задержанное судно «Навстар 1» пыталось нелегально вывезти из Ирака более тысячи тонн дизельного горючего. Шедший под панамским флагом танкер обслуживался украинским экипажем и принадлежал одной из компаний Объединенных Арабских Эмиратов. Глава американской администрации в Ираке Пол Бремер уже заявил, что танкер возвратился в порт Умм-Каср, и экипаж будет передан иракским властям для привлечения к суду. А не так давно спецслужбы Греции задержали судно, которое направлялось в Судан и перевозило 680 тонн взрывчатки. Из девяти членов экипажа семеро -- украинцы, в том числе и капитан. Сейчас они ждут судебного решения в одной из тюрем Греции.

Судовладельцы практически без ограничений вольны выбирать страну приписки, законы которой их больше устраивают

И в первом и во втором случаях в поле зрения зарубежной Фемиды попали именно украинские моряки, вина которых заключается лишь в том, что они попросту выполняют свою работу, зачастую не зная, какой груз транспортируют. Настоящие же владельцы корабля и товара остаются за кадром. Правоохранительным органам той или иной страны в таких случаях очень трудно найти их.

Все дело в том, что судовладельцы практически без ограничений вольны выбирать страну приписки, законы которой их больше устраивают -- в этом плане у тружеников моря значительно шире возможности, чем у обычных людей. Экипажи большинства торговых судов интернациональны, иногда в состав команды входят люди без гражданства. В подобных случаях крайне сложно, а иногда просто невозможно определить, какое государство несет ответственность за действия экипажа.

Сейчас в мире зарегистрировано около 30 тыс. крупных торговых и пассажирских судов, число мелких вообще не подсчитано. Зачастую корабли могут принадлежать компании, зарегистрированной в одном государстве, но фактически являющейся собственностью владельца из другого, а ходить под флагом третьей страны. Как сообщает интернет-издание «Washington ProFile», по состоянию на 1 марта 2003 года больше всего судов ходило под флагом Панамы -- 4 860, Китая -- 1 480, Либерии -- 1 454, Мальты -- 1 258, Кипра -- 1 157, Багамских островов -- 1036. Службы государств, на льготных условиях регистрирующие суда и дающие им свои флаги, также часто управляются извне. К примеру, сборы за плавание под либерийским флагом собирает фирма, зарегистрированная на Виргинских островах, камбоджийский флаг «продает» японская компания, а багамский -- британская. В общем, большинство правил, регулирующих действия на море, издается подразделением ООН -- Международной Организацией Мореходства. Однако силовых структур, способных обеспечить контроль за выполнением этих правил, организация не имеет. И как результат -- сейчас в мире, по различным оценкам, перехватывается не более 5--15 процентов контрабандных грузов, доставляемых морем.

«Аль Каида» успешно использовала море для терактов против США

Однако законодательный беспорядок в этой сфере -- полбеды. Гораздо хуже, что им зачастую пользуются международные террористические и пиратские организации в преступных целях. В последние годы они стали создавать собственные военные флоты и совершать теракты и на море. Показательный случай произошел в 1983 году. Тогда боевики из террористической организации «Фронт Освобождения Палестины» захватили итальянский круизный лайнер «Achille Lauro». Несколько раз палестинские террористические группировки атаковали Израиль, высаживаясь с катеров, а филиппинская террористическая организация «Абу Сайаф» сделала пиратство одним из главных источников своих доходов.

Другая террористическая организация «Тигры освобождения Тамил Илама», действующая в Шри Ланке, даже имеет собственный флот «Морские Тигры», который периодически вступает в настоящие морские сражения с ВМС Шри Ланки. В одном из них, произошедшем в 2001 году, с обеих сторон принимали участие 18 судов, причем шри-ланкийские военно-морские силы потеряли три современных сторожевых катера.

Печально известная организация Бен Ладена «Аль Каида» успешно использовала море для терактов против США. В 2000 году члены «Аль Каиды» приобрели в йеменском порту Аден катер, намереваясь использовать его для атаки на американский эсминец «The Sullivans». Однако попытка не удалась: взрывчатки оказалось так много, что катер чуть не затонул. Террористы показали, что умеют учиться на своих ошибках. В том же году груженый взрывчаткой катер протаранил борт эсминца «The Cole», а двумя годами позже похожее судно также у побережья Йемена взорвало французский танкер «Limburg». Сам Бен Ладен распространил заявление, в котором сообщалось, что военно-морской флот «Аль Каиды» состоит из 20 боевых кораблей.

К сожалению, практика показывает, что военные моряки не всегда в состоянии успешно бороться с террористами. К примеру, в июле 2002 года ВМС США начали крупномасштабную акцию по перехвату подозрительных судов в Персидском заливе с целью борьбы с террористической организацией «Аль Каида». В операции задействовали более 16 тысяч судов Соединенных Штатов и их союзников, которые досмотрели примерно 200 сомнительных кораблей. Успехи оказались весьма скромными: арестовали всего 20 человек, подозреваемых в связях с террористами.