Події

Больше десяти лет дух незахороненного первопечатника ивана федорова, останки которого хранятся… В обычном ящике, будоражит работников музея

0:00 — 14 серпня 2003 eye 489

По одной из версий, Иван Федоров появился во Львове по приглашению брата гетмана Хотькевича, когда в 1567 году тот вместе с посольством побывал в Московии. Но первопечатник в послесловии к одной из своих книг признался, что бежал из белокаменной: «многие начальники светские и духовные возвели напраслину и обвинили меня во многих ересях». Возможно, мастер-»друкарь» был вынужден принять предложение гетмана, ведь страдавший психическим расстройством и манией преследования царь Иван Грозный казнил или подверг опале многих сподвижников Федорова, мечтавших перевести со старославянского на разговорный язык церковные книги, сделав их более доступными простым людям.

Чтобы найти средства на типографию, первопечатник пытался продать пушку-мортиру

-- О московском периоде работы Ивана Федорова мало что известно, а вот о деятельности и жизни первопечатника в Украине сохранилось много документов, причем, обнаруженных в последние 25 лет, -- рассказывает «ФАКТАМ» заведующая львовским Музеем древней украинской книги Лариса Спасская. -- В город вольных мастеров Львов, обладавший Магдербургским правом, он приехал в 1571 году, чтобы основать типографию. Но его постигло горькое разочарование, так как оказалось, что город не располагает такими значительными свободными средствами. Позднее, закончив в 1574 году своего знаменитого «Апостола», Иван Федоров в послесловии написал, с каким большим трудом все создавалось. За финансовой поддержкой пришлось обращаться ко многим знатным и богатым людям, но ему отказывали: печатание книг в то время не приносило скорых доходов. «И только люди малые и не знатные отдали мне свой последний грош».

Типография находилась в доме, названном Кулгановка (угол нынешних Армянской и Краковской улиц, сейчас здесь детская площадка), где первопечатник снимал два огромных помещения. В чудом сохранившихся налоговых книгах записано, что русский друкарь Иван Федоров, проживавший по данному адресу, уплатил в казну королевского и городского налога сумму в один злотый и грош.

Через три года после издания «Апостола» Федоров по приглашению князя Константина Острожского отправился в Острог (теперь Волынская область) работать в знаменитой тогда академии над изданием Библии и церковных книг (сейчас Острожская Библия известна всему миру!). Вернувшись во Львов в 1581 году, мастер задумал открыть тут вторую типографию. Но все попытки изыскать необходимую сумму закончились неудачей. Сохранилось даже уникальное письмо московского «друкаря» к саксонскому курфюсту Августу, в котором он предлагал тому купить… разборную пушку-мортиру собственного производства. Каков был ответ Августа, неизвестно. Но, судя по тому, что 70-летний Федоров на поиски денег отправился в Европу, пушку у него так и не купили. Во Львов первопечатник приехал совершенно больной и 5 декабря 1583 года умер. Похоронили мастера на кладбище при Онуфриевском монастыре. Игумен Марк Гринивецкий сделал соответствующую запись в «Апостоле» и зарисовал надгробную плиту, находившуюся в правом притворе церкви, с надписью-орнаментом на ней: «Иван Федоров, друкарь москвитен, который чаянием своим друкование занедбалое обновил. Представился во Львове 5 декабря 1583 года. Друкарь книг пред тем не виданный».

«Мы слышали, как в закрытом пустом зале кто-то передвигается, топает ногами и кашляет»

В конце XVIII века австрийский цесарь Иосиф II, обеспокоенный ростом эпидемий, издает специальный указ, которым ликвидирует все кладбища, расположенные в черте города. Начались массовые перезахоронения. Исключения делались лишь для оригинальных надгробий и могил людей заслуженных. Вот и плита с могилы Федорова в 1777 году была снята с «родного» места захоронения и от непогоды перенесена под алтарь Богородицы, а потом установлена чуть правее. По всей вероятности, в церкви были перезахоронены и останки выдающегося человека, о чем свидетельствуют записи Марка Гринивецкого. Старинные планы, на которых стоял крестик и надпись «Иван Федоров», видели и современные археологи. В 1975 году они, работая в Онуфриевском монастыре, в пустоте стены обнаружили останки двух людей. Как показала проведенная экспертиза, речь шла о мужчинах -- 70 и 25 лет, -- живших в конце XVI века. Сейчас многие исследователи убеждены, что речь идет именно об Иване Федорове и его сыне. Сын пережил отца лишь на год: за долги первопечатника кредиторы бросили наследника Федорова в долговую яму, где он заболел туберкулезом и умер.

После вскрытия захоронения останки поместили в деревянные ящики. Они долго хранились в музее на территории Онуфриевского монастыря, где действовала экспозиция, посвященная Ивану Федорову, и старопечатная выставка. В 1990 году монастырь передали монахам ордена Святого Василия, а экспонаты музея перевезли сначала в помещения Львовской картиной галереи, потом в Музей древней украинской книги. И, хотите верьте, хотите нет, с момента, как останки Федорова покинули монастырь, рядом с ними начали твориться невероятные события.

-- Когда работали в самом монастыре, ничего странного мы с сотрудниками не замечали, -- вспоминает Лариса Спасская. -- А уже в галерее, куда мы сперва переехали, начали происходить чудеса. Экспонаты хранились в залах, которые, как полагается, опечатываются со всех сторон перед закрытием. И вот однажды наша сотрудница случайно нажала на столе селектор связи. Мы ясно услышали, как в закрытом зале… передвигаются стулья, что-то падает. Казалось, будто в помещении кто-то есть, причем этот «некто» что-то активно ищет, ходит, кашляет, топает ногами. Но из-за печатей на дверях мы туда не могли войти и проверить. Шумовые эффекты были настолько сильными, что никто не сомневался, что застанем в залах полный разгром. Но утром обнаружили лишь несколько отрытых дверок в шкафах да пару книжек, валявшихся на полу. Когда же мы переехали в новые помещения Музея древней украинской книги, эти явления еще более усилились -- перевернутые картины, разбросанные книги и вещи. Причем, все происходит в определенный отрезок времени: с 1 ноября (канун поминовения всех умерших) и до 25 декабря (старое Рождество). А со мной в конце ноября под вечер вообще произошел почти мистический случай. Я стояла на переносной лестнице и изучала старинные книги. Вдруг с соседней верхней полки внезапно «выпрыгнула» небольшая книга и, несмотря на то, что она была завернута в картон, открылась на странице… чин погребения. Книги не стоят на полке тесно, то есть там ничто не могло выдавить наружу. Наверное, в природе все же существует нечто непознанное, а дух Федорова требует христианского погребения. Однако до сих пор никто с этой инициативой не выступал. Мне кажется, что по рекомендации известного археолога, ныне уже покойного, Игоря Свешникова, останки Федорова необходимо поместить в металлический или керамический саркофаг и запаять (для сохранности от разрушения и возможного дальнейшего исследования), а затем опять захоронить в стене Онуфриевского монастыря, где друкарю было так спокойно. Установить скромную табличку, совпадающую с общим стилем церкви: «Тут похоронен первопечатник Иван Федоров». Это было бы нормально. И не делать на этом политику! Просто пусть совершат обряд отпевания представители различных религиозных конфессий…

О необходимости захоронить останки первопечатника, не знающие покоя почти 30 лет, говорили и представители правительства Москвы, которые приехали по приглашению руководства Львовской области и горсовета.

-- Дальнейшую судьбу останков русского первопечатника Ивана Федорова должны решать украинские власти и Министерство культуры России, -- заверил «ФАКТЫ» заместитель руководителя Департамента международных связей правительства Москвы Станислав Долгошлюбов.