Культура та мистецтво

«мой попутчик в такси попросил водителя остановиться и вдруг… Схватил мою сумку, выскочил из машины и скрылся в толпе! Я впала в шоковое состояние… »

0:00 — 16 серпня 2003 eye 274

Народная артистка Украины оперная певица Мария Стефюк отметила свой юбилейный день рождения

Далеко не каждая певица удостаивается самого высокого титула в оперной иерархии -- примадонна сцены. Надо иметь великолепные внешние и артистические данные, стать любимицей публики, завоевать право тот или иной образ трактовать по-своему. Всем этим в полной мере наделена народная артистка Украины, лауреат Государственной премии имени Тараса Шевченко, певица с красивым и выразительным сопрано Мария Стефюк. Милуша в «Ярославе Мудром» Георгия Майбороды, Виолетта, Джильда в операх Верди «Травиата» и «Риголетто», Мюзетта в «Богеме» Пуччини, Розина в «Севильском цирюльнике»… -- сложнейшие колоратурные партии в репертуаре Марии Юрьевны. Ей рукоплескали лучшие оперные залы мира, включая театр Ла-Скала… Президент Украины Леонид Кучма наградил солистку Национального академического театра оперы и балета имени Тараса Шевченко, народную артистку Украины Марию Стефюк орденом Княгини Ольги 1-й степени.

«Страшно терять близких, друзей. Жаль свои годы терять»

Марию Стефюк в самый канун дня ее рождения средь бела дня… ограбили в частном такси.

-- Вором оказался мой попутчик, -- говорит певица. -- Парень попросил водителя остановиться, открыл дверцу, схватил мою сумку, выскочил из машины и скрылся в городской толпе. Я впала в шоковое состояние! В сумке были большая сумма денег, приготовленная к юбилею, паспорта и туристические путевки для моих друзей.

Мы беседуем за столом уютной кухни певицы, в окно которой заглядывает высоченная липа: это же надо, до пятого этажа дотянулась! Мария Юрьевна мило улыбается -- вроде ничего не случилось…

-- После такого стресса человек долго не может прийти в себя…

-- Уже под вечер мне стало лучше, помогла простая мысль: это ограбление надо считать очищением души. Поэтому его вполне можно расценивать как подарок… Но, с другой стороны, очень больно -- ведь парню не нужны мои документы, телефонная книжка. Наверняка догадывается, что без них я бьюсь сегодня, как рыба об лед. Хотя бы нашел способ как-то вернуть все это…

-- Трудно найти знаменитость, которую никогда не грабили…

-- Со мной это случалось несколько раз: уносили деньги, драгоценности. Я не отчаивалась, потому что знала народную мудрость: не горюй, когда теряешь, и не радуйся, когда находишь.

-- А что в жизни действительно страшно терять?

-- Своих друзей, близких людей… Жаль свои годы терять. Вот эту квартиру. А надо, потому что для меня одной она слишком велика… Трудно представить, как приживусь на новом месте -- ведь я по характеру «дерево», которое обожает расти на одном месте.

«Примерно пять лет после развода у меня была жуткая депрессия»

-- Однажды, в далекой юности, вы себя все же «пересадили», поступив в Киевскую консерваторию.

-- Но как же сложно я приживалась! Помню, на первом курсе так соскучилась по своему родному селу недалеко от Черновцов, маме, что решила бросить учебу. Приехала домой и стала рассказывать, как плохо в Киеве: люди черствые, девчонки в общежитии называют меня «селом». В отчаяньи я была неимоверном. Мама все мои жалобы спокойно выслушала, а потом расчесала мне волосы, заплела косу и со словами «У тебя, дочка, должна быть своя судьба» провела на автобусную остановку. Но земли -- той, на которой я выросла, -- мне по-прежнему недостает. Всегда скучаю по отчему дому и при малейшей возможности лечу туда, как на крыльях. Но, к сожалению, мама уже не ждет, в прошлом году ее не стало. Страшная болезнь -- рак.

Первый раз, десять лет назад, когда ей был поставлен этот диагноз, нам с сестрой удалось спасти маму. Помню, как лежала она после операции в моей квартире и не могла дождаться дня отъезда. А когда в Черновцах мы ступили на землю, мама разрыдалась, как ребенок…

Я понимаю, что для меня уже наступила полоса потерь. То светлое восприятие жизни, когда рядом в любую минуту могла оказаться мама, уже не вернешь. И для себя я решила, что противостоять всем потерям можно только высочайшей самоорганизованностью. Ощущение полноты жизни приходит, когда ты чего-то достигаешь, а достичь можно только с помощью большой дисциплины и души, и тела.

Больше всего это касается нас, женщин. Мы иногда уж слишком эмоциональны. Особенно когда теряем своих возлюбленных. Это величайшие потери! Я в своей жизни несколько раз переживала эти расставания, очень страдала. Прошла через развод с человеком, которого любила долгих восемнадцать лет… Примерно пять лет после развода у меня была страшная депрессия: не хотелось ни наряжаться, ни косметику покупать…

Время прошло, но двое мужчин, которых я любила, так и остались жить в памяти. Если бы они пришли в мой дом, я была бы рада, чем-то угостила бы, с удовольствием побеседовала. Даже изменившего мне я давно простила. Почувствовала, что наконец-то в душе развязался узел…

-- Психологи помогли?

-- Нет, сама! Потому что убеждена: когда ты в беде, никто, кроме тебя самой, не сможет помочь… Да, я не верила, что когда-либо выйду на сцену, потеряла интерес к жизни. Но пришел прекрасный миг: ожила, заставила себя похудеть. Сорок пять дней сидела практически на одной воде, в результате сбросила шестнадцать килограммов…

-- Наверное, вам кто-то понравился…

-- Это было бы здорово! Но в том-то и проблема, что не вижу никого, в кого можно было бы влюбиться.

«Не избалованы мы, оперные певцы, почитанием публики»

-- Вы стали осторожнее и строже относиться к мужчинам?

-- Нет. У меня просто изменился идеал мужчины. Если в юности, как всем девушкам, мне нравились высокие и красивые, то теперь прежде всего в мужчине интересует, насколько он умен. А еще немаловажны такие черты, как щедрость, умение быть лидером. Нет, я не хотела бы постоянно получать от друга сердца подарки -- гораздо ценнее самые маленькие, но те, в которые «вложена» внимательность. А порой женщине для полного счастья достаточно услышать два-три нежных и ласковых слова, чтобы чувствовать себя счастливой…

-- У вас в жизни было много таких мгновений?

-- Грех жаловаться. Я не раз в жизни влюблялась. Серьезно, до слез. Например, могла плакать от соприкосновения с рукой любимого. Конечно, это большое счастье, которое можно сравнить разве что с теми переживаниями, которые не раз испытывала на сцене. Казалось, будто я куда-то лечу, не видя ни оркестра, ни публики, сидящей в зале.

После окончания спектакля я шла по улице, вглядываясь в лица прохожих и думала: «Как же я счастлива! Ведь никто не встречающихся мне людей не переживал такого чувства… »

-- Вас узнавали?

-- Не избалованы мы, оперные певцы, почитанием публики: искусство наше, увы, не для масс. Хотя бывает, что меня узнают. Например, на рынке. Но тогда приходится покупать продукты по более высокой цене…

-- Как часто сейчас выступаете?

-- Намного реже, нежели раньше. Когда была помоложе, то за два дня могла войти в форму. Теперь гораздо больше времени требуется, ведь не хочется опуститься с той высоты, которую уже взяла в искусстве. Я должна и выглядеть так, как было 15--20 лет назад.

-- А есть у вас близкая подруга, которой можно смело доверить свои секреты?

-- Увы, за последнее время я отсеяла много людей. Подруги у меня, конечно, есть. Но с годами я поняла, что должна хранить в душе островок тайн. Такой остров наверняка есть в душе каждого человека…