Этому способствовала политика обмана и выкручивания рук, проводимая ФИДЕ
Ялта во второй раз за всю историю своего существования могла бы стать местом, где решаются проблемы мирового уровня. В прошлый раз, в 1945 г. , здесь решалась судьба послевоенного мира. В сентябре 2003-го должна была быть решена судьба мировой шахматной короны. Но, похоже, чемпионат мира по шахматам не состоится. А может, состоится, но это станет лишь пустой формальностью, потому что, Абсолютный Чемпион Мира, похоже, уже назначен, а то, что будет происходить теплой крымской осенью, -- всего лишь светский фон для саммита стран-участниц СНГ. Не более. Так считает Григорий Гинзбург, член оргкомитета чемпионата мира по шахматам и советник по юридическим вопросам самого молодого за всю историю человечества чемпиона мира украинца Руслана Пономарева. О том, что происходит «за кулисами» чемпионата, Григорий Исаакович рассказал «ФАКТАМ»:
-- Руслану Пономареву нет еще и 20 лет, но буквально на моих глазах из открытого и доверчивого молодого человека он превратился в крайне подозрительного. Хуже то, что, если еще в июне Руслан был уверен в том, что победит претендента на шахматную корону Гарри Каспарова, сейчас он засомневался. И, поверьте, основания для сомнений и ожесточения у него есть. Правда, никакого отношения к самому спорту они не имеют. Впервые Руслан обратился ко мне за советом в феврале нынешнего года. После того, как был «изнасилован» ФИДЕ.
-- Каким образом происходило это «изнасилование», и было ли оно первым, назовем его недружественным, шагом ФИДЕ по отношению к чемпиону?
-- В такой грубой форме ФИДЕ впервые навязывала свои условия Пономареву, но и до февраля с ним мало считались в этой федерации. Руслан стал чемпионом мира в январе 2002 года, и, надевая на него лавровый венок, президент ФИДЕ Кирсан Илюмжинов источал улыбки и обещал, что впредь матчи на первенство мира будут проходить с ускоренным контролем времени -- то есть так, как завоевывал свой титул Пономарев. Два года назад ФИДЕ приняла такое решение. Раньше чемпионские схватки продолжались с семичасовым контролем, т. е. вдвое дольше. В Ялте, по утвержденным правилам этого чемпионата, матч будет проходить с 7-часовым контролем, что абсолютно невыгодно предпочитающему высокий темп и быстрые шахматы Руслану и выгодно 40-летнему Каспарову. Это всего одно из множества доказательств того, что будущий матч планируется «под Каспарова».
6 мая 2002 года было заключено объединенное Пражское соглашение, призванное устранить разногласия в мире шахмат. Ведь на тот момент в мире были два чемпиона мира -- Пономарев (по версии ФИДЕ) и обыгравший Каспарова Владимир Крамник (классические шахматы). Пражское соглашение подписали президент ФИДЕ, представитель фирмы «Эйнштейн» и «сильнейшие шахматисты мира», среди которых не оказалось чемпиона мира. Пономарева «забыли» пригласить в Прагу, где фактически без него было решено, что он должен досрочно подтвердить свой титул. Для этого предполагалось провести два полуфинальных матча. В одном Пономарев сразится с самым рейтинговым шахматистом мира Каспаровым, во втором -- Крамник с победителем Дортмундского турнира венгром Петером Леко. Победители в финале будут бороться за звание Абсолютного Чемпиона Мира. Забегая вперед, скажу только, что, несмотря на то, что матч Крамник -- Леко с повестки дня не снят, все идет к тому, что победитель встречи Пономарев -- Каспаров будет объявлен чемпионом мира. Об этом свидетельствуют события 2003 года и документы, имеющиеся у меня.
-- Что же прошедшей зимой так взбудоражило Руслана?
-- В феврале Пономарева срочно вызвали в московскую резиденцию Илюмжинова. С Русланом поехали Виктор Петров, президент Украинской федерации шахмат, и Леонид Тимошенко от Госкомспорта. Четыре часа он ждал в приемной Илюмжинова, и все это время Руслана «обрабатывали» помощники президента шахматной федерации (ФИДЕ). С появлением последнего начались переговоры, продолжавшиеся до шести утра, когда Пономарев сдался и подписал декларацию о том, что он согласен играть с Каспаровым. Илюмжинов обещал огромный призовой фонд и дисквалификацию в случае отказа встретиться за шахматной доской с человеком, покинувшим международную шахматную федерацию еще в 1993 году, отказавшимся играть в Дортмундском турнире, только что вернувшимся под крыло Илюмжинова.
-- Вы имеете в виду Каспарова?
-- Его. Кстати, президент ФИДЕ отблагодарил «блудного сына». Еще до того, как Пономарев выиграл мировое шахматное первенство, Илюмжинов заявил, что чемпион мира будет играть с лучшим в мире шахматным компьютером. Это свое обещание он подтверждал и после его победы. Однако с компьютерным чемпионом играл Каспаров, он же получил за матч 750 тысяч долларов.
-- Что же изменилось после того, как Пономарев, дав согласие на встречу с Каспаровым, обратился к вам за консультацией?
-- Ему оставалось только ждать текст проекта договора. Ведь декларация -- это только свидетельство о намерениях, не более. Матч должен был проходить в Аргентине с 19 июня, но только в апреле Пономарев увидел договор. Замечательный документ, смею вас заверить. Для игроков он предполагал только ответственность и санкции. Например, одна минута опоздания на партию должна была караться тысячедолларовым штрафом, а неявка на светские приемы, организуемые ФИДЕ, обошлась бы им по 500 долларов. (Кстати, этот пункт шахматным чиновникам настолько полюбился, что к ялтинской встрече они его еще усовершенствовали, доведя цену прогула светского раута до 5 тысяч долларов. Логично было бы с такой-то любовью шахматных федералов к светской жизни обязать игроков демонстрировать, к примеру, стриптиз. -- Ред. ). Зато права так называемых «принципалов» ФИДЕ обеспечивались договором до мелочей. Были описаны требования к меню, гостиничным номерам, автомобилям, стюардам и т. д. И -- со вкусом описаны.
Однако в Аргентине поменялся президент, и матч отменили. Буэнос-Айрес внес ФИДЕ аванс за будущий матч, а когда он сорвался ФИДЕ обещала отдать игрокам 200 тысяч за перенос матча. Илюмжинов сначала обещал их отдать до 15 августа, а теперь отказывается выплачивать. А ведь и Пономарев, и Каспаров усиленно готовились к матчу, отказывались от других предложений -- и рекламных, и коммерческих.
-- Реально ли добиться выплаты этой суммы через суд?
-- Может, и реально, но выгодно ли? Претензии к ФИДЕ рассматривает Суд спортивных состязаний в Лозанне. Еще ни разу федерация не проиграла в этом суде. Экс-чемпион мира по шахматам Анатолий Карпов, делавший такую попытку, после нескольких лет судебной тяжбы и уплаты огромных сумм судебных издержек вынужден был пойти на компромисс. Сумма судебных издержек превысила ту, которую он получил в результате.
-- Каким образом чемпионат перенесли в Ялту?
-- Наша страна гостеприимно приняла его, и изначально матч планировался на октябрь. Однако позже решено было привязать матч к саммиту глав государств-участниц СНГ.
-- За чьи деньги проводятся такие чемпионаты?
-- За деньги организаторов, в данном случае -- Украины.
-- Может ли в таком случае наша страна выдвигать какие-то условия?
-- Это было бы логично. Пока же на одном из заседаний оргкомитета чемпионата удалось лишь немного усмирить аппетиты ФИДЕ, которая претендовала на 20 процентов из призового фонда. Украина выделяет призовой фонд в размере миллиона долларов и 200 тысяч долларов сверх того для ФИДЕ, руководствуясь правилами той же ФИДЕ. Полагаю, этого вполне достаточно, и другие члены оргкомитета под руководством премьер-министра Виктора Януковича придерживаются того же мнения.
-- В прессе, и в «ФАКТАХ» тоже, появилась тревожная информация о том, что нашему чемпиону продолжают навязывать неприемлемые условия. Пытаясь выбить его из колеи. Так ли это?
-- Да. Согласно международному праву, Пономарев должен был получить подписанный Илюмжиновым текст контракта (так называемую офферту), подписать его со своей стороны и, приложив свои требования или оговорки, отправить назад. Пойдя навстречу чиновникам ФИДЕ, которые не имели физической возможности получить подпись своего президента, Пономарев 12 августа подписал контракт первым, приложил свои оговорки и отправил. 18 августа Илюмжинов сообщил об отклонении всех требований Руслана и выдвинул ему ультиматум. Если до 14. 00 по швейцарскому времени 25 августа шахматист не подпишет навязываемый ему английский текст договора, то будет дисквалифицирован и заменен другим игроком.
-- Это нормально -- заменить на матче, подтверждающем титул, обладателя этого титула?
-- Не более нормально, чем оговаривать сразу несколькими пунктами договора возможность его замены на любом этапе чемпионата фактически по желанию Илюмжинова -- даже если контракт будет подписан в предложенном виде. Руслан не капризничает, все его требования обоснованы и правомерны. Например, помимо договора, есть требование об обязательном допинг-контроле. Каспаров ни разу проб на такой контроль не сдавал, заявляя, что «шахматы -- не тяжелая атлетика». Пономарев против этого пункта не возражает, но требует для себя и претендента равных условий -- чтобы использовали лабораторию любой страны, кроме России, откуда претендент, и Украины, откуда родом чемпион. То же самое и с судьями. Каспаров в совершенстве владеет английским, Пономарев в нем очень слаб. Как же можно в такой ситуации предоставлять ему выбор двух судей из трех англоязычных? Ей-Богу, «демократичней» был только создатель, когда, подведя к Адаму Еву, предложил ему выбрать себе жену. Пономарев требует, чтобы один из двух судей был русскоязычным -- Илюмжинов отказывает. Еще одно (последнее) требование Руслана сводится к тому, чтобы не нарушались правила проведения чемпионата, принятые в феврале в Бухаресте, -- чтобы не добавлялся день отдыха при ничейном счете перед тай-брейками. Такой отдых на руку Каспарову, но не Пономареву, для которого очень важно не потерять темп. Руслан написал письмо Виктору Януковичу. В нем он просит защиты от ФИДЕ, которая постоянно и на ходу меняет правила игры и заставляет его путем диктата вторично подписать договор, вопреки его желанию.
Несмотря на то, что 14. 00 по швейцарскому времени 25 августа уже минули, сообщений о дисквалификации Пономарева не было. Зато оргкомитет по проведению матча направил ФИДЕ свое открытое заявление, в котором протестует против такого отношения к нашему чемпиону, его вполне обоснованным требованиям и, по сути, к самой Украине как организатору матча. А Пономарев готов обратиться с просьбой к Леониду Кучме -- чтобы в том случае, если Илюмжинов снимет его с матча, чемпионат в Украине не проводился.
Вся эта история по накалу страстей и интриг напоминает и набоковскую «Защиту Лужина», и другую, невыдуманную. В нынешнем году исполнилось 25 лет матчу Карпов -- Корчной в Багио (Филиппины), во время которого эмигрировавший из СССР претендент на своей шкуре ощутил, что ему противостоит не один человек, а вся страна советов. Михаил Таль, ученик Корчного, бывший во время этого матча в группе поддержки Карпова, много лет спустя рассказал, что если бы матч выиграл Корчной, его бы просто убили. Исполнители были известны, и якобы в эти планы был посвящен тогдашний президент ФИДЕ Кампоманес. Против нашего Пономарева играет уже не страна, но организация, методами ведения дел которой по очереди возмущались ведущие шахматисты мира, в том числе и сам Каспаров, и Крамник, и многие другие. Но больнее всех диктат ФИДЕ ощутил, конечно, Пономарев, на которого в довершение всего обрушилась еще и пропагандистская мощь шахматной федерации. Российская пресса с подачи эмиссаров ФИДЕ извращает требования Руслана, утверждая, что они сводятся к денежным и к тому, чтобы он считался чемпионом даже в случае проигрыша в Ялте.