Події

Украинскому астроному ярославу яцкиву и его коллегам, удостоенным самой престижной в европе научной премии имени декарта, причитается 300 тысяч евро. Но ученые не получат ни цента

0:00 — 2 грудня 2003 eye 270

Большому жюри научной премии имени Рене Декарта пришлось выбирать лауреатов из 230 исследовательских групп, номинировавшихся в нынешнем году на эту награду. Победителями были признаны две международные группы: изобретатели гибких телевизионных экранов (их наградили 700 тысячами евро) и разработчики сверхточной системы вычисления параметров вращения Земли. Премия ее пятнадцати авторам, среди которых -- украинец Ярослав Яцкив и россиянин Владимир Жаров, составила 300 тысяч евро. Яцкив и Жаров стали первыми в Украине и России учеными -- лауреатами премии имени Декарта, учрежденной в 2000 году Евросоюзом, самой престижной на континенте.

Когда из Рима пришло сообщение о том, что директор Главной астрономической обсерватории Национальной АН Украины Ярослав Яцкив стал лауреатом премии имени Декарта, коллеги академика шутили: мол, не нужно ли приставлять к нему охрану, ведь сумма премии -- миллион евро.

-- О миллионе можно только помечтать, -- сказал академик Яцкив журналистам «ФАКТОВ». -- Нашу исследовательскую группу наградили частью премии -- 300 тысячами евро. Получается по 20 тысяч на каждого, это без вычета налогов, которые в Европе в подобных случаях доходят до 50%. Впрочем, по инициативе руководителя нашей группы бельгийки Вероники Деган все деньги пойдут на поддержку молодых ученых. С этим согласились все, но я предложил часть средств потратить на создание при нашей обсерватории международного центра астрономии и геодинамики.

-- В чем заключается научная ценность работы вашей группы?

-- Для развития космонавтики важно как можно более точно знать угол наклона оси, вокруг которой вращается Земля. Проблема в том, что он постоянно меняется. В 1960-е годы погрешности в расчете этого показателя были очень велики, а это могло привести к тому, что, скажем, спутник оказывался метров на сто выше или ниже запланированной орбиты, а межпланетный аппарат, летящий, предположим, на Венеру, -- отклонялся от курса на тысячи километров. Чтобы этого избежать, нужно точнее рассчитывать 19-летние циклы изменения угла земной оси -- так называемую нутацию.

В 1976 году на конференции Международного астрономического союза, проходившей в Ганновере, я предложил усовершенствованную теорию нутации. Тогда в нашей обсерватории ею занималось уже третье поколение киевских астрономов.

Международный астрономический союз принял мое предложение провести в 1977-м году в Киеве международный симпозиум, посвященный проблемам вращения Земли. Международная научная группа занялась созданием новой теории нутации. Нужно было учесть влияние на ось вращения планеты океанских течений, движения раскаленного ядра планеты, упругости земной коры… Уже в 1980-м теория была готова и официально признана. Она позволила увеличить точность расчетов в 100 раз.

Научные результаты, за которые мы получили премию имени Рене Декарта, являются продолжением той работы: наша международная группа, сформированная в начале 1990-х, за десять лет разработала еще более совершенную теорию, которая позволяет рассчитывать угол земной оси в тысячу раз точнее, чем 40 лет назад, на заре развития космонавтики. Эта теория была признана как официальная в 2000 году.

Присужденная нам премия будет потрачена на работы по созданию столь же точной теории угла вращения Марса, ведь пилотируемые полеты туда планируются уже на ближайшие десятилетия.