Події

«видеть таких детей не хочется -- сердце каждый раз будет болеть»

0:00 — 3 грудня 2003 eye 254

Так говорят об инвалидах жители киевского дома, рядом с которым планируют открыть общежитие и мастерские для обучения умственно отсталых ребятишек

Сегодня Международный день инвалидов. В Украине более 150 тысяч таких детей. Почти 60 тысяч из тех, кто нуждается в коррекции физического или умственного развития, пребывают в заведениях Министерства образования и науки. Но тысячи и тысячи -- вне казенных стен, и родители детей-инвалидов сами несут свой крест. Мать 17-летнего дауна Вера Макарчук вместе с другими родителями посещает занятия в благотворительном обществе помощи инвалидам «Джерела», которое и добилось, чтобы городские власти выделили под центр помещение. Позиция людей, которые не хотят жить по соседству с «такими» детьми», ее оскорбляет. «Да есть ли на земле место, где могут понять нашу беду!» -- восклицает женщина.

«Пока сын был маленьким, я гуляла с ним только после наступления темноты»

Когда Вера забеременела, муж был счастлив. Но едва их первенец появился на свет, врачи сказали: даун. Вера решила: никуда не отдадим, будем сами растить.

-- Пока сын был маленьким, мы гуляли с ним только после наступления темноты, чтобы избегать косых взглядов, -- вспоминает Вера. -- А в транспорте, бывало, хоть не езди: «Пить надо меньше! А то дебилов нарожали… » -- часто слышалось за спиной.

Когда Олегу исполнилось семь лет, меня убедили отдать его в интернат: «Ему нужно быть в коллективе, учиться!» Я пришла посмотреть группу, где будет мой сын, и увидела двух лежащих детей. Они не спали, но и не поднимались. Сопровождавший меня врач поинтересовался, в чем дело. «У них головы болят», -- ответила няня. А ребятки эти и говорить-то не умели, как и мой Олег. Потом мне объяснили знающие люди: детей, мол, успокаивали какими-то снадобьями. В группе 17 человек. С таким количеством и в нормальных садиках трудно, а тут инвалиды!

И все-таки я привела сына. Первый день, не зная, как сын поведет себя в новой обстановке, просидела в коридоре рядом с кабинетом старшей медсестры. Няня привела туда девочку, у которой все лицо было покрыто язвами: «Помажь ей чем-нибудь». «Приди после обеда», -- ответила ей медсестра, отказав ребенку в элементарной медицинской помощи!

После трех дней, проведенных в интернате, у сына впервые случился приступ удушья. Приехала «скорая», забрала нас в больницу. Врач, расспросив меня о возможных причинах неожиданного приступа, сделал вывод, что это -- реакция на интернат. «Если вы хотите, чтобы ваш ребенок остался хотя бы таким, какой он есть, то не отдавайте его в интернат», -- услышала я тогда.

-- Сейчас Олегу 17, -- продолжает Вера Макарчук. -- Разговаривает он с трудом, зато научился многому другому: вязать, вышивать, кое-что готовить, помогать по дому. И не только мой сын -- многие дети, чьи родители объединились в благотворительную организацию «Джерела» и работают по специальным программам. Но инвалида-подростка, к примеру, трудно возить через весь город на занятия. Поэтому решено было создать маленькое общежитие, где ребята могли бы остаться на несколько дней, и мастерские при нем. С трудом добились, чтобы выделили помещение -- помогали нам в этом и «ФАКТЫ». Наконец здание нашлось, начался ремонт. А тут -- жалоба жильцов соседнего дома.

Во дворе многоэтажки -- мамы с детьми. Спрашиваем: как относятся они к идее общежития для инвалидов?

-- Видеть их не хочется, -- говорит молодая мама, -- сердце будет каждый раз болеть. А если все-таки нужно, чтобы они здесь были, пусть забор трехметровый ставят.

«Эти дети такие же, как мы, только судьбы их сложились иначе»

-- Речь идет не о психбольных, а о людях беззащитных, безынициативных, неконфликтных, -- утверждает администратор благотворительной организации «Джерела» Лариса Сидельник. -- Их болезнь была обнаружена либо сразу в роддоме -- синдром Дауна, либо развивается как следствие родовой травмы, менингита или других инфекций. Родители этих детей -- несчастные люди, а окружающие, не понимая их беды, наносят им дополнительную травму. Неужели люди у нас никогда не научатся сочувствовать инвалидам?

Чтобы научить своих воспитанников сочувствовать инвалидам, директор столичной Британской школы Ольга Заставная решилась на эксперимент. Британская школа дважды в год устраивает благотворительные ярмарки в пользу детей-инвалидов, но на этот раз речь шла о том, чтобы «британцы» и инвалиды вместе провели какое-то время в Артеке. И два детства стали соседями: в Голубой даче поселили воспитанников Британской школы, а в Зеленой и Желтой -- глухонемых, слабовидящих, без рук или ног…

Первая встреча прошла на предобеденном построении. Раскованные «британцы» громко обсуждали свои крымские впечатления, когда из соседних дач начали выходить больные дети. Кого-то везли на инвалидной коляске, кто-то ковылял сам. «Британцы» изумленно смотрели на своих обездоленных сверстников, потом молча побрели в столовую и молча же пообедали.

Пока ребята осмысливали ситуацию, некоторые родители школьников-»британцев» подняли шум. Одна пара забрала свое чадо из лагеря, возмутившись тем, что его психику их ребенка травмируют. Педагоги несколько растерялись… Но им на помощь пришли симферопольские психологи. Они занимались с детьми, и постепенно «британцы» стали разговаривать со сверстниками с соседних дач, а дней через десять наступил психологический перелом.

На пляже, в столовой, на дискотеках дети общались практически на равных -- их объединяли игра и творчество. «Британцы» дарили соседям все, что могли: сувениры, игрушки, конфеты… А когда местные телевизионщики, встретив на территории лагеря нескольких «британцев» из очень известных семей, принялись задавать вопросы о том, не возмущает ли их такое соседство, ребята отказались беседовать с журналистами, посчитав их вопросы… бестактными!

На днях Британская школа провела очередную акцию милосердия в «Джерелах». По словам завуча Людмилы Двинских, дети уже совсем по-другому отнеслись к сбору игрушек для подарков. А ребята из «Джерел» ждали «британцев» с нетерпением -- ведь предстояла встреча со старыми знакомыми.