Культура та мистецтво

В фильме «д'артаньян и три мушкетера» отважного госконца мог сыграть александр абдулов, а на роль миледи собирались взять елену соловей

0:00 — 4 грудня 2003 eye 1231

Легендарная картина отмечает 25-летний юбилей

Когда режиссер Георгий Юнгвальд-Хилькевич собрался снимать фильм по роману Александра Дюма о приключениях королевских мушкетеров, в успех картины мало кто верил. Однако лента не просто вышла на экраны -- она сразу же стала и лидером отечественного кинопроката и суперпопулярной на многие годы. Песню «Пора-пора-порадуемся на своем веку… » распевала вся страна от мала до велика, а к актерам, снявшимся в главных ролях, надолго приклеился ярлык доблестных героев. Пожалуй, только Маргарите Тереховой, сыгравшей Миледи, не очень повезло. Детвора на улицах постоянно «доставала» ее вопросом: «Зачем ты Констанцию убила?». «Да ничего с ней не случилось, -- пыталась оправдываться актриса. -- Все в порядке. Она в театре Ленком работает!»

В первый же день съемок гримерша спалила Боярскому его настоящие усы

Уже намного позже в своей книге «За кадром» Юнгвальд-Хилькевич признался, что для большинства актеров период, выпавший на съемки, стал временем «безудержного веселья».

Герои были молодые, рисковые. Чтобы подзаработать, актеры частенько снимались и вместо каскадеров. За выполнение трюка платили немалые по тем временам деньги -- 50 рублей. Вот и сигали мушкетеры с высоты пятиэтажного дома. Конечно же, не обходилось без казусов. Боярский долго и мучительно отращивал для съемок усы. В первый же день гримерша, завивая их, спалила гордость мушкетера. Пришлось клеить искусственные. На съемках сцены для финала второй серии, когда появляются титры, тоже произошла забавная история. По сценарию мушкетеры должны были скакать на лошадях в гору, звучала песня, шли титры. Вдруг оказывается, что в кадре нет Портоса. Кинулись искать. Из кучи соломы вылезает Валентин Смирнитский и кроет матом, на чем свет стоит: «Что бы я, б… еще раз на эту лошадь сел… »

Париж снимали на узких львовских улочках, Одессу выдавали за Лондон. Говорят, местные жители до сих пор вспоминают о съемках, которые со временем уже успели обрасти массой слухов и интимных подробностей. Бойкая четверка могла запросто появиться в гостинице в сценических нарядах или прямо в гриме ввалиться в кабачок. Куда бы ни направлялись «мушкетеры», за ними всегда следовала толпа поклонниц. Девушек для приятного времяпрепровождения чаще всего выбирали именно из числа фанаток. Девиз: «Один за всех и все за одного!» -- стал настоящим руководством к действию и вне съемочной площадки. Говорят, что дело доходило до того, что четверка делила не только деньги, еду и кров, но и… девушек. Роман если и заводили, то один на всех.

Кстати, фильм можно запросто занести в Книгу рекордов Гиннеса по числу актеров, участвовавших в пробах. Вместо известной четверки Боярский--Смехов--Смирнитский--Старыгин можно было увидеть других актеров. Так, первоначально роль Д'Артаньяна отводилась Александру Абдулову, ее вообще чуть ли не под него писали, и артист уже был даже утвержден. Атоса должен был сыграть Василий Ливанов. Когда режиссер попал в Театр на Таганке на спектакль «Мастер и Маргарита» и увидел блистательную игру Вениамина Смехова, решил пригласить именно его сыграть предводителя мушкетеров. Там же, в Театре на Таганке, Юнгвальд-Хилькевич присмотрел и Александра Трофимова на роль кардинала Ришелье. Портоса и Арамиса тоже нашли не сразу. Валентина Смирнитского долго не хотели утверждать на роль добродушного толстяка Портоса: уж слишком худым он был для своего героя. Помогли выйти из положения гримеры и костюмеры. Смирнитскому на съемочной площадке трудно приходилось: для полноты ему подкладывали под одежду подушки, а на улице стояла жара, да и двигаться было неудобно.

Констанцию Буонасье озвучивала Анастасия Вертинская, а кардинала Ришелье -- Михаил Казаков

Констанцию Буонасье должна была сыграть Евгения Симонова. Однако из Госкино пришло указание: на роль Буонасье «рекомендовали» Ирину Алферову, на роль Миледи -- Светлану Пенкину. В то время на экраны только вышла картина «Хождение по мукам», и к Ирине со Светланой пришла неимоверная слава. Вот и «удружили» им чиновники. Алферову взяли, а вот роль Миледи режиссеру удалось отстоять. На нее он позвал молодую Елену Соловей. Несмотря на то, что пробы прошли удачно, от идеи с Соловей пришлось отказаться. Елена ждала ребенка, времени было мало -- ждать некогда. Уже отчаявшись, Юнгвальд-Хилькевич позвонил своей давней приятельнице Маргарите Тереховой со словами: «Рита, спасай!». Специально для нее роль переписали, и так в картине появились некоторые новые эпизоды. Роль влюбленного Бэкингема предлагали Игорю Костолевскому, но он отказался из солидарности с Симоновой.

Режиссер Георгий Юнгвальд-Хилькевич многим был недоволен и постоянно экспериментировал. Именно из-за этого у него возникали разногласия с авторами сценария. Все же многие появившиеся в картине актеры на экране говорят не своими голосами. Констанцию Буонасье озвучивала Анастасия Вертинская, за Арамиса говорит Игорь Ясулович, за кардинала Ришелье -- Михаил Казаков, а в голосе настоятельницы аббатства, где пряталась возлюбленная Д'Артаньяна, легко угадывается всеми обожаемая Лия Ахеджакова.

Гримерам и костюмерам пришлось потрудиться на славу. Благодаря им фильм получился достаточно правдоподобным. Кстати, когда режиссер увидел в шикарном наряде с оголенными плечами Маргариту Терехову, пришел в дикий восторг: «Смотрите, у нее на плече уже есть пятно, похожее на лилию, его только нужно обвести».

Спустя 14 лет Юнгвальд-Хилькевич выпустил продолжения полюбившейся народу истории. Один за другим на экраны вышли два фильма «Мушкетеры 20 лет спустя» и «Тайна королевы Анны, или Мушкетеры 30 лет спустя». Однако продолжение рассказа о доблестных героях оказалось все же слабее первой звездной части. Недавно Михаил Боярский предложил было снять очередной фильм по Дюма и похоронить мушкетеров. Говорят, даже обсудили сюжет со сценаристом первой картины Марком Розовским, договорились с композитором Максимом Дунаевским и нашли спонсора -- Первый канал в лице Константина Эрнста. Но, когда позвонили режиссеру, тот отказался наотрез: «Низачто! Я из-за них (надо полагать мушкетеров -- Авт. ) уже и так чуть инфаркт не получил!»