А в следующем году владельцам обесцененных вкладов придется довольствоваться компенсацией в размере 50 гривен
При нынешних темпах решения проблемы обесценившихся вкладов граждан Украины в Сбербанке СССР (каждый год на эти цели выделяется 500 миллионов гривен) полностью рассчитаться с вкладчиками удастся приблизительно через 260 лет. Ясно, что мало кто из ныне живущих украинцев сможет дождаться этого светлого часа. Поэтому государственные деятели ломают голову над тем, как ускорить процесс выплат.
О том, какие перспективы ждут вкладчиков в ближайшем будущем, рассказывает председатель временной специальной комиссии Верховной Рады по вопросам финансово-экономического обоснования источников и механизмов восстановления сбережений граждан Екатерина Фоменко.
-- В первую очередь хочу поинтересоваться, не предусмотрено ли в будущем году увеличение финансирования компенсаций вкладов из государственного бюджета?
-- В проект бюджета 2004 года внесена та же сумма -- 500 миллионов гривен. Депутаты выдвигали предложение увеличить ее до 600 миллионов, но оно не было учтено. Однако на самом деле, даже если бы 100 миллионов добавили, эти деньги все равно не смогли бы сколько-нибудь существенно повлиять на ситуацию. Ведь общая сумма компенсации по вкладам составляет около 132 миллиардов гривен.
-- Каким же образом предлагается решать проблему?
-- Чтобы вернуть сбережения вкладчикам, надо в первую очередь найти деньги. А это непросто. Сегодня работа идет по двум направлениям -- поиск средств внутри Украины и за ее пределами, то есть в России.
-- Но ведь Россия уже заявляла, что никаких украинских денег не брала и все страны должны погашать свои долги самостоятельно.
-- Да. И при этом чиновники ссылаются на соглашение, подписанное 13 марта 1992 года в Москве премьер-министрами бывших республик. В документе говорится, что каждая страна выплачивает свой внутренний долг самостоятельно.
Действительно, такое соглашение было. Однако при его заключении Белоруссия выступила с особой позицией, а Украина, Молдавия и Туркмения ее поддержали. В результате эти четыре страны подписали документ с оговоркой, что он вступит в силу только после заключения соглашения о разделе активов и пассивов Госбанка СССР. К сожалению, это условие выполнено не было. Россия так и не предоставила другим странам требуемую информацию. Следовательно, и договор о разделе долга для Украины в силу не вступил. Поэтому мы имеем полное право ставить вопрос о возвращении Россией денег наших вкладчиков.
-- Как получилось, что средства украинских вкладчиков оказались в Москве?
-- Дело в том, что, в соответствии с установленным порядком, по окончании каждого календарного года общая сумма остатков средств на корреспондентских счетах учреждений Сбербанка СССР на территории Украины списывалась на корреспондентские счета Сбербанка СССР. А оттуда эти деньги переводились в Госбанк СССР и Министерство финансов. Так происходило ежегодно, с самого начала работы Сбербанка 1922 году, и к началу 1991 года в Москве накопилось более 84 миллиардов рублей украинских денег.
Правда, документы, подтверждающие эту задолженность, найти было очень сложно. В Сбербанках России и Украины на все запросы отвечали, что их нет.
Но мне все же удалось достать соглашение, подписанное незадолго до распада Советского Союза главами всех Сбербанков союзных республик. В этом документе стороны договорились о том, что Сбербанк СССР оставляет у себя средства республиканских банков «до урегулирования вопроса о распределении внутреннего государственного долга СССР и соответствующего урегулирования расчетов между Сбербанком СССР и Госбанком СССР». От имени Украины этот документ подписал тогдашний руководитель республиканского Сбербанка В. Д. Буряк.
Из соглашения явствует, что в Москве по состоянию на 30 октября 1991 года (за месяц до референдума о независимости Украины) находилось в общей сложности 84 миллиарда 231 миллион 170 тысяч рублей, принадлежащих украинским вкладчикам. А поскольку упомянутого в соглашении «урегулирования расчетов» с Госбанком СССР так и не произошло, то деньги остались в Москве. И Украина имеет полное право требовать рассмотрения на государственном уровне вопроса о дальнейшей судьбе этих денег.
-- Есть ли надежда на то, что хотя бы часть суммы удастся вернуть?
-- Сегодня трудно ставить вопрос о возвращении денег, тем более в полном объеме. Однако мы имеем все законные основания говорить об урегулировании отношений с Россией по обязательствам Сбербанка СССР. Можно попробовать условиться о погашении части украинских долгов, например, за отпущенные энергоносители. В ближайшее время, до конца года, в Верховной Раде должно быть проголосовано поданное специальной комиссией постановление о создании межпарламентской украинско-российской комиссии по рассмотрению этого вопроса. И тогда можно будет начать переговоры.
-- Но для этого, как минимум, нужно, чтобы за создание такой комиссии проголосовала и российская Дума.
-- Мы прекрасно понимаем, что российская сторона может отказаться от переговоров. В таком случае, как пояснили мне в Министерстве иностранных дел, Украина имеет все законные основания для обращения в Международный суд, который поможет нам добиться решения проблемы. Однако мы считаем, что это крайняя мера, без которой наши государства могли бы обойтись.
-- Примерно год назад в обществе бурно обсуждался вопрос реальной стоимости сбережений, сделанных в советский период. Многие специалисты придерживаются мнения, что 1,05 гривни -- слишком дорогая плата за советский рубль. Поводом для этих споров стал законопроект, подготовленный в Кабинете министров, предлагавший снизить компенсацию по вкладам с 1,05 гривни до 22,9 копейки. Какова судьба этого проекта?
-- Он был представлен в парламентской комиссии, но не нашел поддержки и впоследствии был отозван правительством. О его дальнейшей судьбе мне неизвестно.
-- Значит, государству придется выплачивать все 132 миллиарда гривен в соответствии с нынешним законом. Возникает закономерный вопрос: где взять деньги?
-- Сегодня тема возвращения вкладов в Сбербанке СССР -- одна из наиболее популярных среди депутатов. В парламент подано очень много законопроектов, касающихся решения этой проблемы. Однако большинство из них предлагают в основном оптимальные, по мнению авторов, способы раздела денег между вкладчиками. Законопроектов же, которые описывали бы реальные способы получения средств, не так много, но они все же есть.
-- Какие же это способы?
-- Добыть всю необходимую сумму из одного источника сложно. Поэтому приходится рассматривать множество путей изыскания средств. Мною в соавторстве с рядом депутатов разработан проект о налогообложении объектов недвижимости стоимостью свыше 70 тысяч долларов. Предполагается, что владельцы таких объектов будут выплачивать 0,05 процента их стоимости в год в специальный внебюджетный фонд, все средства из которого пойдут на компенсацию вкладов.
Этот закон очень непростой, так как многие депутаты владеют довольно дорогой недвижимостью, поэтому могут возникнуть сложности с его принятием. Возможно, придется поднять планку, начиная с которой взимается налог, хотя бы до 100 тысяч долларов.
-- А из каких соображений выбрана сумма именно 70 тысяч долларов?
-- Мы ориентировались на приблизительную стоимость трехкомнатной квартиры в столице (так поступили, вводя аналогичный налог, многие страны на постсоветском пространстве). А поскольку в Киеве цены на жилье самые высокие в стране, то обычные граждане на всей территории Украины от введения налога не пострадают. Его придется платить только богатым людям, владеющим предприятиями или очень дорогим жильем.
-- Есть ли еще какие-либо способы компенсации?
-- Появилась идея -- и сегодня мы ведем активные переговоры с Национальным банком относительно ее воплощения -- выпустить на сумму компенсации вкладов государственные ценные бумаги, которые будут погашаться с 2004 по 2020 год. Однако владельцам этих бумаг предоставят право продать их раньше Национальному банку или на вторичном рынке, но с дисконтом (дешевле номинальной стоимости. -- Авт. ) Таким образом, владелец бумаги сможет самостоятельно сделать выбор: получить ему меньше денег, но сразу, или больше, но спустя длительное время. Соответствующий законопроект уже разработан и подан в Верховную Раду.
Такая схема была реализована в Казахстане. И опыт показал, что большинство граждан приходит за деньгами уже на следующий день. Таким образом, стоимость погашения долгов для государства существенно снижается, а люди получают возможность возвратить хоть и меньшие суммы, но сразу.
Разработан также законопроект, который позволит гражданам рассчитываться из вкладов за обучение в вузах, медицинские услуги и погашать долги по коммунальным платежам.