Події

Возвращение к полноценной жизни четырехлетнего миши коханюка, утонувшего в колодце, врачи считают чудом

0:00 — 9 грудня 2003 eye 295

Врач Сергей Бурец, вытащивший «с того света» мальчика, стал одним из номинантов совместной акции телекомпании «Новый канал» и редакции газеты «ФАКТЫ» «Гордiсть України»

ЧП, прогремевшее на всю Украину, случилось в районном центре Демидовка Ровенской области в начале мая (»ФАКТЫ» подробно рассказывали об этом). Тогда четырехлетний Миша Коханюк упал в колодец пожарного водохранилища, наполовину заполненный водой. Ситуацию осложняло отсутствие каких-либо приспособлений или подручных средств, с помощью которых можно было бы вытащить ребенка. В результате мальчик пробыл в воде более пятнадцати минут. На поверхность его извлекли в состоянии клинической смерти…

«Я был в отчаянии: всего в паре метров умирает мальчик, а ты не в состоянии ему помочь»

-- До сих пор кажется, что это был страшный сон, -- со слезами на глазах вспоминает мать Миши Зоя Коханюк. -- Сначала сын гулял во дворе. Потом пошел к школе…

Миша бегал возле открытого четырехметрового колодца пожарного водохранилища, расположенного на территории местного лицея, споткнулся и вниз головой «нырнул» в зияющий чернотой проем. Гулявшие рядом дети, прежде чем бежать за взрослыми, сначала хотели сами его вытащить, но, к счастью, отказались от опасной затеи.

-- Мы живем неподалеку, -- говорит Зоя Коханюк. -- Прибежал соседский мальчик и выпалил: «Мишка утонул!» В первый момент я не поверила собственным ушам. Как, где?..

Бедная женщина не помнит, как добежала до колодца. Посмотрев вниз и увидев в воде неподвижного сыночка, она потеряла сознание. Когда пришла в себя, его уже вытащили. Миша был мертвый: «синий и не дышал!» Врач Сергей Бурец делал ему искусственное дыхание.

… Врач-гинеколог Демидовской районной больницы Сергей Бурец примерно в полшестого вечера возвращался домой из аптеки. Возле лицея его догнала компания детей. Впереди бежала Зоя Коханюк. Услышав крик: «Беда! Ребенок в колодец упал!», он бросился к пожарному водохранилищу.

-- Заглянув в колодец, я ужаснулся, -- вспоминает Сергей Антонович. -- Это был каменный мешок шесть на шесть метров и глубиной четыре метра. Стены гладкие, как стекло, и никаких скоб или лестницы. На поверхности воды лицом вниз с раскинутыми в стороны руками неподвижно лежал ребенок…

Врач разделся, оставшись в носках и шортах, осмотрелся в надежде найти подручное средство, чтобы спуститься в колодец. От поверхности воды до люка -- около двух метров. Глубина -- примерно столько же. Прыгнув вниз, Сергей Антонович при всем желании не смог бы подать кому-нибудь ребенка наружу. Попробовал зацепить его за ногу ремнем -- не получилось.

-- В какой-то момент я пришел в отчаяние: всего в паре метров от тебя умирает маленький мальчик, а ты не в состоянии ему помочь! -- говорит Сергей Антонович. -- Я лихорадочно искал подручные средства…

Подходящая металлическая лесенка нашлась дома у завуча лицея, проживающего неподалеку. Прибежав назад к люку, Сергей Бурец бросил лестницу вниз и спустился в колодец. Несмотря на теплую погоду, вода была холодная -- не более 15 градусов. Упершись ногами в лестницу, он одной рукой ухватился за металлическую трубу возле люка, через которую наполняется водохранилище, а другой взял ребенка за ногу и подал его наверх директору лицея Николаю Рудковскому, к счастью, оказавшемуся рядом. Николай Ананьевич осторожно, чтобы не ударить ребенка головой о бетон, извлек его на поверхность и уложил на траву.

-- По всем признакам мальчик находился в состоянии клинической смерти, -- рассказывает врач. -- Не прощупывался пульс, отсутствовало сердцебиение и дыхание, кожные поверхности были бледные, зрачки расширены и не реагировали на свет, возле рта и носа собралась пена.

Сергей Антонович действовал профессионально. В считанные секунды освободил дыхательные пути от посторонних предметов, перегнув мальчика через колено, а потом приступил к массажу сердца и искусственному дыханию. Стаскивая с Миши тенниску, он вместе с тканью захватил нитку с крестиком. Хотел было рвануть ее, но в последний момент что-то заставило его передумать. Тенниску стянул, а крестик оставил.

Минуты через три у мальчика порозовела кожа и сузились зрачки. Вслед за этим заработало сердце и появилось дыхание. Прибывшая на вызов «скорая помощь» отвезла Мишу в реанимационное отделение.

«Просто я оказался в нужном месте в нужный момент»

По словам реаниматолога Демидовской больницы Виктора Ищука, мальчик поступил в отделение в критическом состоянии -- сердцебиение едва прослушивалось, дыхание было неритмичное. Медики провели необходимые противошоковые мероприятия, а когда состояние стабилизировалось, отправили в реанимационное отделение областной больницы. Вскоре мальчик почувствовал себя лучше…

-- Миша пробыл в воде как минимум пятнадцать минут, -- говорит Сергей Бурец, -- а этого времени вполне достаточно, чтобы вследствие кислородного голодания начался процесс отмирания коры головного мозга. К счастью, мои опасения не оправдались. И сейчас мальчик практически здоров. Это настоящее чудо!

-- Слава Богу, Мишенька чувствует себя хорошо, -- говорит Зоя Коханюк. -- Я уверена, что его уберег крестик на шее, который он носит с дня крещения. О том, как падал в колодец, сынок не помнит. Когда я все ему рассказала, он попросил показать ямку, из которой его доставали… Развивается Миша нормально, психическое состояние -- без отклонений. Правда, стал более требовательным. Еще когда лежал в больнице, услышал, как врач говорил, что ему нельзя нервничать. И сейчас чуть что: «Мне нельзя нервничать -- так врач сказал». Например, звонит из Москвы папа, Миша берет трубку и выдает: «Папа, обязательно купи мне игрушку -- мне нельзя нервничать!» 26 сентября мы отмечали пятилетие сына…

Сама Зоя до сих пор ощущает на себе последствия майского ЧП. В результате сильнейшего стресса пострадала нервная система и почки. Ей приходиться лечиться, регулярно посещать процедуры.

Живут Коханюки втроем -- мама, Миша и девятилетний Сережа -- в однокомнатной квартире на первом этаже бывшего общежития в центре Демидовки. Старший мальчик болен детским церебральным параличем. Он с трудом передвигается, но, несмотря на это, хорошо учится в школе. Глава семьи сейчас на заработках в Москве. Он так и не видел Мишу после его «воскрешения» -- из-за плотного рабочего графика не может вырваться к семье даже на пару деньков.

Своего спасителя, Сергея Буреца, Миша называет крестным. В свою очередь, Сергей Антонович обещает испечь крестнику на свадьбу каравай.

-- Главное, что Миша остался жив и здоров, и за это нужно благодарить Бога, а потом уже меня, -- говорит Сергей Бурец. -- Что касается последствий, не так все просто, как кажется. Однажды, месяцев через пять после ЧП, Миша произнес: «Хорошо, что меня Бурец спас, а то бы гнил уже в земле». А ведь мы с ним на эту тему вообще не разговариваем. Еще один характерный эпизод. На торжествах в Национальной опере в Киеве, посвященных Дню спасателя (Сергей Антонович -- лауреат всеукраинской акции «Герой-спасатель года». -- Авт. ), во время демонстрации документального фильма о нашем случае крестник, глядя на экран, вдруг разрыдался. В том фильме его роль играл друг Дима. Мише запомнилось, как я делал искусственное дыхание. Рассказывая об этом, он говорит: «Крестный делает воздушное дыхание!»

Интересно, что в день ЧП я дважды собирался уезжать из Демидовки. Но оба раза помешали непредвиденные обстоятельства. При этом около пяти вечера мне вдруг срочно понадобилось в аптеку, хотя еще несколько минут назад я об этом даже не помышлял. В результате я оказался в нужный момент в нужном месте…

По словам Сергея Антоновича, после публикации в «ФАКТАХ» с ним стали здороваться на улице незнакомые люди. Иногда они останавливаются и благодарят за то, что спас ребенку жизнь.

-- После второго Мишиного рождения мы с ним стараемся как можно чаще общаться, -- говорит Сергей Антонович. -- Тем более что мы -- старые знакомые. Когда Мишка появлялся на свет, я принимал роды у его мамы…