Культура та мистецтво

Заслуженная артистка россии лариса гузеева: «я поддалась обаянию никиты михалкова и… Влюбилась в него»

0:00 — 10 грудня 2003 eye 10453

Двадцать лет назад Эльдар Рязанов снял свою самую романтическую картину -- «Жестокий романс»

На счету у Ларисы Гузеевой много интересных работ, но зрителям она запомнилась в роли Ларисы Огудаловой в фильме Эльдара Рязанова «Жестокий романс». Когда в 1984 году картина вышла на экраны, вся страна рыдала над судьбой несчастной бесприданницы. Однако и судьба самой актрисы сложилась не менее драматично. Неудачный брак, смерть любимого человека, расставание с другом… Сегодня Лариса вновь счастлива. Говорят, повторный брак -- победа оптимизма над жизненным опытом. Оптимистка Гузеева уверена: на это раз она встретила мужчину своей мечты…

«Моя дочь бабушку называет мамой, а меня -- Алиской»

-- Игорь дал мне столько, -- рассказывает Лариса, -- что ни один мужчина не сможет с ним сравниться: свою любовь, семью, прекрасную дочь, а самое главное -- покой и уверенность в себе. Что еще женщине надо? Страшно даже представить, что совсем недавно его в моей жизни не было. Я, смирившись было с судьбой, строила жизнь «на троих» -- для моей мамы, сына Георгия и себя. И вдруг появился Игорь…

-- Говорят, во всякой случайности есть доля закономерности.

-- Совершенно верно! Дело в том, что Игорь присутствовал в моей жизни всегда. Когда-то мы с ним познакомились, затем расстались, но, так уж получилось, всегда были в курсе дел друг друга. А потом… как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. Случилась беда с моим сыном Георгием: в самолете его ошпарили кипятком, был очень сильный ожог. Я страшно растерялась и… позвонила Игорю. Он тут же бросился на помощь. Вот тогда я впервые поняла, что значит «быть за каменной стеной».

-- Теперь у вас с Игорем подрастает дочь…

-- На самом деле детей -- дочь и сына -- послал мне Бог. Мой Георгий вообще вымолен у Бога. Я и мама буквально на коленях простояли всю мою беременность. Я так хотела ребенка, что просто сходила с ума, плакала и говорила: «Господи, дай мне мальчика!». И все исполнилось: в 32 года я родила Георгия, а в 40 -- Лелю. В свои три года она такая смышленая девочка, всю нашу семью «построила». На кого похожа? Цвет лица и овал глаз -- мои, а так она, скорее, папина дочка. А вот Георгий -- копия я, ему сейчас десять.

-- Он уже знает, кем хочет стать?

-- Пока ему хочется только развлечений. Учиться не желает -- такая беда. Но я не расстраиваюсь, мне кажется, если бы он был отличником, это было бы патологией. Я в свое время точно так же испытывала отвращение к учебе, поэтому говорю: «Георгий, я тоже школу терпеть не могла. Но это данность, которую обязательно нужно пройти. Ты же не хочешь быть дворником, значит, надо получить образование. К тому же ты -- мальчик, поэтому придется работать и содержать семью. Это Лельке все равно, она и так выйдет замуж».

-- Времени на воспитание вам хватает?

-- Не хватает категорически! Леля настолько редко меня видит, что бабушку называет мамой, а меня -- Алиской (она Лариску пока не выговаривает). Бывает, кричит: «Мама!» Спрашиваю: «Чего тебе, доченька?» А она мне: «Не тебя зовут, а мамочку!»

-- Сын гордится знаменитой мамой?

-- Сначала он этого даже стеснялся, говорил: «Хочу, чтобы ты была просто мамой! Чтобы всегда была дома! А то все подходят, на тебя смотрят!» Я ему сказала: «Хорошо, я откажусь от работы! Буду сидеть дома и печь пирожки с картошкой, потому что ни на что другое денег просто не останется». Сейчас он к моей известности привык, но все время сравнивает меня с моей подругой -- актрисой Верой Глаголевой: «Мама, а кто известнее -- ты или Верка?» или «А почему ты не такая худая и спортивная, как Верка?»

«Я давно забыла, что такое хлеб и жареное мясо… »

-- Вы, как красивая женщина и актриса, застрахованы от житейских проблем?

-- Все мы стареем, у всех с возрастом появляются проблемы и комплексы -- это естественно. Мне, возможно, было легче, чем другим, какую-то дверь открыть или построить глазки и что-то получить. Но… Мне кажется, красивых женщин так много, что должно быть еще что-то внутри. Наверное, ум. Даже если тебе всего двадцать лет, и ты красива, но глупа, после получаса общения с тобой становится тошно. Когда же тебе сорок и ты по-прежнему красивая, но не умудренная жизненным опытом, агрессивная, злобная, нервная -- это просто катастрофа. К тому же и красота, и возраст не самое главное, есть что-то еще… Года два назад я была членом жюри на конкурсе красоты. Там у меня брали интервью и спросили: «У вас нет комплекса по отношению к девушкам-участницам?» И я совершенно искренне ответила: «Нет! Молодость -- это один миг. Я ведь была когда-то такой, как они. А вот будут ли они через двадцать лет такими же, как я? Думаю, вряд ли! Так какая же у меня может быть зависть?» К тому же в любом возрасте есть свои преимущества…

-- Например?

-- В двадцать лет ты такая, какая есть. В сорок -- такая, какой сама себя сделала. По-моему, только глупые женщины не стремятся сделать себя как можно лучше и не учатся этому. Настоящая женщина начинается с ухода за собой. Я, например, расположена к полноте, поэтому героическими усилиями держу вес. Если бы вы знали, как я от этой борьбы устала! Я все способы перепробовала и стала просто экспертом по похудению. Секрет один: ничего не есть. Максимум -- два йогурта и полрыбки в день. Я давно забыла, что такое хлеб или жареное мясо. А как хочется пирожков, которые мама печет для моих детей!

-- Говорят, вы по примеру мужа, известного московского ресторатора, тоже занялись «вкусным» бизнесом?

-- Игорь действительно бизнесмен, совладелец ресторанов с изысканной французской кухней. Мне его дело показалось настолько интересным, что я вместе с тремя партнерами тоже открыла в Москве ресторан «Абсент». Конечно, муж мне помогает, без его участия я не только работать, но и открыть свое дело не смогла бы. И все-таки не думала, что это так тяжело. А заказывать для своего заведения спиртные напитки, когда я совершенно не пью!..

-- Поэтому покупаете для ресторана коньяк по 10 тысяч долларов за бутылку?

-- Это было всего один раз. Я купила очень старый коллекционный коньяк, который подарила мужу на день рождения дочери. Он действительно стоил таких бешеных денег. Мы собираемся его распить, когда Лелька выйдет замуж.

-- Дорогой подарок!

-- Так ведь тот, что сделал мне муж, еще дороже -- моя дочь. Я готова ему угождать и делать подарки хоть каждый день! Вообще хочу сказать, что сейчас рядом со мной столь достойный мужчина, что обо всем, что было до него, я даже не вспоминаю…

«Мне очень хотелось познакомиться с Владимиром Высоцким, и я напросилась на третьеразрядную роль в фильме «Место встречи изменить нельзя»

-- Поклонники вас часто одолевают?

-- Случается. Но ведь это часть моей профессии. Терпеть не могу актеров, которые говорят, как они устали от славы и внимания зрителей. Это такое кокетство! Мы все становимся актерами еще и для того, чтобы нас узнавали, любили, подходили за автографами. Вот сейчас модно прятаться за черными очками. Но как только актера перестают узнавать, он очки тут же снимает и просительно заглядывает всем в глаза: «Пожалуйста, узнайте меня!».

-- У вас репутация актрисы с непростым характером. По-прежнему ссоритесь с режиссерами?

-- Честно скажу: только с очень немногими режиссерами я после съемок сохранила дружеские отношения. Например, с Эльдаром Рязановым. В основном же они были либо никакими, либо, мягко говоря, не очень хорошими. Но это по молодости, когда действительно снимали кино. Съемочная группа тогда подолгу находилась в экспедиции, мы по полгода жили в гостинице -- все могло произойти. Сейчас же съемочный период настолько короткий, что просто не успеваешь завести никаких отношений -- ни плохих, ни хороших. Да и режим работы очень напряженный: приходишь на площадку в восемь утра, а уходишь в два часа ночи, больше ни на что не остается времени.

-- А из-за чего раньше конфликтовали?

-- Режиссеры -- такие же люди, как и мы с вами, поэтому среди них встречаются неталантливые, амбициозные, странные, а порой и просто больные. В советские времена режиссер сам себе казался царем и Богом, считал, что его слова -- истина, и всячески старался внушить это окружающим. С актерами вообще никто тогда не считался, они были совершенно бесправным сословием. А я по натуре -- человек свободный, меня так воспитали. Поэтому я никому не позволяла сесть себе на голову и снисходительно щелкать меня по носу.

-- Первым режиссером, у которого вы снимались, был Эльдар Рязанов. Вы понимали тогда, как вам неслыханно повезло?

-- То, что меня выбрали из множества претенденток, казалось мне таким естественным! В то время весь мир воспринимался в розовых красках. Я была уверена, что у меня будет долгая кинематографическая жизнь: сегодня я играю Ларису из «Бесприданницы», завтра будет Настасья Филипповна, потом -- Маргарита. Рязанов? Ну и что! Да меня наперебой будут звать в свои картины Никита Михалков и Андрон Кончаловский! Все молодые так думают. К тому же мне твердили, что я самая красивая и талантливая, что не любить меня просто невозможно. Так что гонор был еще тот! Никто ведь не знал, что буквально через несколько лет в искусстве начнется застой, кино сойдет на нет, а мы -- по большому счету последние актеры, которые успели сделать себе имя в кино. Но время все возвращает на круги своя. Михалкова и Кончаловского в моей творческой судьбе пока не случилось, зато недавно я снялась у самого Питера Гринуэя в проекте «Чемоданы Тульса Люпера». Это было что-то потрясающее!

-- Когда «Жестокий романс» вышел на экраны, ходили слухи о вашем романе с Никитой Михалковым…

-- Действительно, не влюбиться в Никиту было просто невозможно. Он очаровывал всю съемочную группу. Его пронзительный, проникающий в тебя взгляд просто выворачивал внутренности. Я поддалась его обаянию тоже. Это не был роман. Просто… Влюбленность, которая прошла довольно безболезненно.

-- Правда, что «Жестокий романс» был не первой вашей картиной?

-- Об этом факте мало кто знает. Действительно, первым был фильм Славы Говорухина «Место встречи изменить нельзя», там у меня эпизод. В сцене в ресторане, если повнимательнее присмотреться, можно заметить и меня: я на заднем плане танцую с одним из «оперативников». Дело в том, что мне очень хотелось познакомиться с Высоцким. Вот я и напросилась в массовку.

-- Познакомились?

-- Да! Только вряд ли он меня запомнил…