Події

Ветеран отстоял в суде свои права на льготный проезд в общественном транспорте и доказал, что маршрутка -- это не такси

0:00 — 10 грудня 2003 eye 514

Беспрецедентный случай: житель Житомира, ветеран органов внутренних дел, решивший отстоять свои законные права на бесплатный проезд в маршрутном автобусе, подал в суд на перевозчика и… выиграл дело.

Не секрет, что водители маршруток очень неохотно возят льготников. Причем с ветеранов войны и инвалидов денег не берут, а у ветеранов военной службы требуют плату за проезд. Оскорбленные ветераны чаще всего покидают маршрутки: у кого-то нет сил и здоровья доказывать свою правоту, другие не очень хорошо ориентируются в законодательстве. Но герой этой публикации, к несчастью для перевозчика, оказался хорошо подкованным в смысле юриспруденции.

-- Минувшей зимой мы вместе с женой решили воспользоваться маршрутным автобусом ДП «Ференс и Ко Житомир», -- рассказал «ФАКТАМ» житомирянин Леонид Баранюк. -- Водитель потребовал у меня плату за проезд, несмотря на предъявленное удостоверение ветерана органов внутренних дел. В результате я вынужден был купить билет. В этот момент в маршрутке было всего семь пассажиров и примерно столько же посадочных мест оставались свободными. Я же был единственным пассажиром, который по закону имеет право на бесплатный проезд. Во-первых, потому, что, являясь ветераном органов внутренних дел, согласно ст. 6 п. 11 Закона Украины «О статусе ветеранов воинской службы и ветеранов органов внутренних дел и их социальной защите», имею право на бесплатный проезд на всех видах городского пассажирского транспорта (за исключением такси), автобусах пригородных маршрутов. Во-вторых, мое право как потребителя данных услуг гарантируется Законом Украины «О защите прав потребителя» и подтверждается Законом Украины «Об автомобильном транспорте», в статье 36 которого сказано, что льготные перевозки людей осуществляются пассажирскими перевозчиками всех форм собственности.

Кроме того, в ходе судебного разбирательства Леонид Владимирович и его адвокат Ольга Есина доказали, что так называемое «маршрутное такси» -- никакое не такси, а рейсовый автобус: никто не отменял постановления Кабинета министров Украины от 19 февраля 1997 года N 176, в котором четко разграничены понятия «автобус» и «такси»: «Такси -- это транспортное средство, которое используется по индивидуальному заказу, индивидуальному графику и маршруту». Если городская маршрутка не подпадает под это определение, значит она, -- автобус. Что и требовалось доказать.

Суд признал действия перевозчика незаконными и постановил взыскать с предприятия в пользу истца 1000 гривен в качестве морального ущерба.

Еще один важный пункт из решения суда: в Госбюджете-2003 предусмотрены средства для компенсации местным бюджетам льгот, предоставленных на проезд ветеранам органов внутренних дел в сумме более 500 миллионов гривен. Конечно, выделенные из Госбюджета средства полностью не покрывают расходов, связанных с перевозками льготников. Тем не менее, это не дает права водителям автобусов игнорировать законные права ветеранов.

Выходит, местные органы власти в должной мере не контролируют выполнение законов? Такая пассивность и вынуждает ветеранов самостоятельно защищать свои права через суд. Как видите, довольно успешно.