Події

Валерию прыщику принадлежали магазины в праге и париже, на елисейских полях

0:00 — 12 грудня 2003 eye 3444

Правоохранители считают, что виновников смерти киевского бизнесмена следует искать среди его окружения

«ФАКТЫ» (3 декабря 2003 года) писали об убийстве киевского бизнесмена Валерия Прыщика. Его расстреляли на ступеньках Главного клинического госпиталя Минобороны, куда он приехал проведать лечившегося там брата. Бросив самодельный пистолет-пулемет, киллер скрылся. Получивший несколько пулевых ранений (четыре из них в голову) бизнесмен скончался в хирургическом отделении госпиталя не приходя в сознание. Правоохранители, приехавшие на место преступления, задержали водителя «Мерседеса», на котором приехал Прыщик, но затем отпустили его.

Прыщика похоронили в склепе в начале центральной аллеи Лесного кладбища

Тело Валерия Прыщика было доставлено в Свято-Троицкий собор на массиве Вигуровщина-Троещина (храм был построен благодаря значительной финансовой помощи погибшего). После отпевания гроб с телом перевезли в частный дом на территории садового товарищества, расположенного возле жилмассива Радужный, где живет мать убитого. Когда журналисты «ФАКТОВ» подошли к двухэтажному особняку из белого кирпича, как раз выгружали венки из двух микроавтобусов. Возле дома заплаканные женщины повязывали присутствующим на левую руку платки, распределяя, кто будет нести венки, кто гроб. Среди кучкующихся мужчин звучали фразы, относящиеся, как мне показалось, не только к похоронам: «Не вовремя», «Все забрать хотят», «Посадить не смогли, решили, что убить проще». Около одиннадцати часов гроб с покойным вынесли из дома под «Аве, Марию». Затем звучала «Лунная соната», «Письмо к матери», «Город, которого нет» (мелодия из сериала «Бандитский Петербург». -- Авт. ) в исполнении скромного духового оркестра из пяти музыкантов. Гроб на руках понесли по улице.

Похороны отличались от обычных не столько пышностью, сколько количеством собравшихся людей. Пешая процессия растянулась более чем на 200 метров. Дорога была устлана цветами. Впереди несли около пятидесяти венков и корзин с цветами -- от сыновей Олега и Дмитрия, дочери Ани, отца Анатолия (отчим Валерия. -- Авт. ), родных, друзей, знакомых. Покойный был одет в белоснежную рубашку с галстуком и черный костюм. Тяжелый гроб из красного дерева с золочеными ангелами по углам несли восемь мужчин, часто сменяя друг друга. Возле массива Радужный траурная процессия остановилась, и дядя покойного попросил от его имени прощения у всех, кого Валерий при жизни обидел. Провожавшие отвечали: «Бог простит».

Гроб принесли к дому по улице Петра Вершигоры, 3, в котором когда-то получила квартиру мать погибшего. Здесь из иномарки-такси церемонию снимали на видео сотрудники то ли «наружки», то ли УБОП, с которыми у Прыщика был затяжной конфликт. Затем гроб с телом установили в катафалк-»Мерседес». Присутствующие разместились в нескольких автобусах и множестве легковых автомобилей разного уровня «крутости» -- от российских авто до «Мерседесов» и престижных внедорожников -- и поехали на бульвар Перова (там прошло детство покойного), а оттуда на кладбище. Надежду Яковлевну, мать Валерия Прыщика, везли в «скорой». На кладбище пришли три бывшие жены погибшего. Настоятель Свято-Троицкого собора отец Димитрий сказал: «Если новопреставившийся Валерий при жизни обидел кого-то, прошу за него прощения».

Речей на кладбище было немного. Священник, директор рынка «Троещина» Александр Якименко, крестница Прыщика рассказали, сколько добра он сделал людям: поддерживал церковь, помогал школам и детским садам, создал спортклуб «Торос», воспитал чемпиона мира по кикбоксингу. Некоторые сетовали на правоохранительные органы, преследовавшие Прыщика, намекая, что и смерть Валерия не обошлась без их участия. А одна из женщин пожелала убийцам испытать такое горе в пятикратном размере. Мобильные телефоны, имевшиеся почти у всех собравшихся, во время церемонии почти не звонили.

Проходя в последнем прощании возле гроба, даже мужчины не могли сдержать слез. Валерия Прыщика похоронили в сером железобетонном склепе в начале центральной аллеи Лесного кладбища. Без отца остались два сына и дочь.

Новые украинцы начинали свой бизнес грузчиками и охранниками

Валерий Прыщик родился 6 апреля 1960 года в Киеве, на Воскресенке. Занимался велоспортом, закончил Институт физкультуры, служил в армии. Больших высот в спорте он не достиг, стал тренером в детско-юношеской спортшколе. Когда грянула перестройка, Прыщик ушел в бизнес. С тех пор им заинтересовались правоохранительные органы.

Многие спортсмены в то время начинали свой бизнес одинаково: шли на рынок. Такой же путь прошел и Виктор Авдышев. В 70--80-х годах это был известный борец-классик. А к середине 90-х он стал руководителем крупной группировки в Киеве, официально возглавлял охрану потребительского общества «Меркурий» небезызвестного Семена Юфы. Кроме того, Авдышев был тренером (его воспитанники становились призерами Олимпиад), президентом баскетбольного клуба «ЦСКА-Рико» и спортклуба «Меркурий». В интервью азербайджанской газете «Эхо» Авдышев рассказал: «С перестройкой большинство спортсменов оказались не у дел, без средств к существованию. Тогда в Киеве на городских рынках работали азербайджанцы, я на правах земляка помогал им. Была налажена отгрузка фруктов и овощей спортсменами, они также охраняли рынки. Начавший зарождаться рэкет попытался «наезжать», и пришлось кое-кого с помощью физической силы поставить на место. Спортсмены чужих на свою территорию не пускали».

Данные правоохранителей, правда, несколько отличаются от этих откровений. По их сведениям, после гибели в 1992 году в Германии от рук киллера Джибу Гарри Малик-заде, «поднявшегося» на Бессарабском рынке еще при Союзе и делавшего в начале 90-х большие деньги (в последние месяцы жизни он был начальником отдела инкассации и страхования потребительского общества «Меркурий»), его племянник Виктор Авдышев получил в наследство Центральный стадион с действовавшим на его территории рынком. До 1995 года Авдышев чувствовал себя отлично, получая до ста тысяч «теневых» долларов в месяц с коммерсанта (в зависимости от оборота). Но затем рынок закрыли, а тренера арестовали. Дожидаться приговора он, правда, не стал. Его отпустили на похороны родственника, и обратно Авдышев не вернулся. Четыре года лишения свободы он получил заочно. Позже Виктора арестовывали в России. На родине -- в Азербайджане -- ему дали год тюрьмы за использование поддельного паспорта, добавив к этому сроку два года из четырех «украинских». Впрочем, тот же суд отправил Авдышева на принудительное лечение в психиатрическую лечебницу, откуда он через месяц вышел здоровым и свободным.

Естественно, правоохранители не уверены и в чистоте прыщиковского бизнеса. В свое время он с женой Викторией были арестованы по подозрению в убийстве Владимира Полищука. В начале 90-х Полищук не только взял под свой контроль торговлю на большей части Левого берега столицы, Виноградаре и Оболони, но и проворачивал сделки в Чехии. По одной из версий, Полищук (известный также как Чайник) -- бывший офицер-афганец. По другой, он служил в Чехословакии, где наладил контакты с руководством расквартированных там советских войск, которое помогало ему в делах.

В начале 1992 года Валерий Прыщик уехал в Чехию -- вести дела Полищука, владевшего к тому времени в этом государстве несколькими торговыми и производственными фирмами. К концу года Прыщик вернулся с приличным начальным капиталом. А вскоре Полищука убили возле его дома на улице Приозерной. Арестованных по этому делу Валерия и Викторию с партнерами правоохранители продержали восемь месяцев в изоляторе СБУ и выпустили. Убийство Чайника инкриминировали мастеру спорта по боксу Игорю Шупику. В 1992 году он был в бегах. В драке убил соперника, и суд приговорил Игоря к семи годам лишения свободы. Но он сбежал из зала суда. В 2000 году Шупика экстрадировали в Украину из Венгрии. Там его задержали по обвинению в ряде убийств в Украине, Словакии, Чехии, Венгрии. Дела об инкриминированных ему убийствах присоединили к самому первому, и Шупик отправился отбывать полученный срок.

Арестованного отпустили прямо в зале суда

А бизнес Валерия Прыщика продолжал развиваться. Он стал одним из учредителей ООО «Рынок-1», организовавшего работу Троещинского рынка. По некоторым данным, ему также принадлежали фирмы в Чехии, магазины в Праге и в Париже, на Елисейских полях. В 1999 году Валерий Прыщик был подан в розыск. Задержали его 19 июня 2001 года в результате оперативной разработки столичных УБОП и УСБУ. Впрочем, тогда Прыщик особо и не скрывался. Он спокойно занимался бизнесом, выезжая за границу. Поговаривали, что это стало возможным благодаря его связям с одним из высоких милицейских чинов (при котором, кстати, ряды преступных группировок в столице основательно поредели). Арестовали бизнесмена только после увольнения генерала. По другой версии, правоохранители потому, что не имели против Прыщика весомых доказательств.

27 декабря 2002 года приговором Шевченковского районного суда Киева Валерий Прыщик был признан виновным в преступлениях, предусмотренных статьями УК Украины «Противодействие законной хозяйственной деятельности» и «Хулиганство». Его приговорили к трем годам лишения свободы, но прямо в зале суда и освободили, «учитывая полуторагодичное пребывание под стражей». Обвинения в организации преступной группировки и в нанесении тяжких телесных повреждений с подсудимого были сняты. Киевский Апелляционный и Верховный суды оставили этот приговор без изменений.

Зачастую отсидки укрепляют авторитет. Но Валерий Прыщик, по некоторым наблюдениям, вышел из СИЗО ослабленным. Личная жизнь развалилась, некоторые соратники позволили себе обратиться к нему с судебными исками, хотя это не свойственно для подобной среды.

По неофициальным данным, активное правовое преследование Валерия Прыщика началось с подачи высокопоставленных конкурентов. Они планировали перехватить контроль над рынком «Троещина», который хотели коренным образом реорганизовать. По одной версии, соперники намеревались развернуть на его месте и прилегающих территориях строительство нескольких жилых, офисных и торговых комплексов. По другой, только отобрать у ООО «Рынок-1» площадку, где установлены контейнеры с товарами, и обложить торгующих не только официальной арендной платой, но и «теневой» данью.

«Всегда найдутся люди, которые захотят переделить большие деньги»

Месяц назад в центре Киева был взорван джип. В нем находился депутат и «авторитет» Владимир Кисель, получивший тогда нетяжелые травмы. О раскрытии этого преступления пока не сообщается. Правоохранители, наряду с другими версиями, не исключали вероятность криминальных разборок, хотя более правдоподобной причиной ЧП кажется неосторожное (и незаконное) обращение с оружием. Версия о криминальных разборках фигурирует и в следствии по делу об убийстве Валерия Прыщика. Причем, о разборках среди его окружения, а не о «заказе» извне, как можно было бы предположить. В прессе даже промелькнуло сообщение о том, что два месяца погибший не жил дома, опасаясь за свою жизнь.

-- Это всего лишь разговоры, -- заверил «ФАКТЫ» директор ООО «Рынок-1» Александр Якименко. -- Если бы Валерий Иванович остерегался покушения и вел себя осторожно, такого бы не случилось. Усиленной охраны у него никогда не было.

-- Проскальзывала информация: якобы преследование его правоохранителями началось из-за того, что некие влиятельные люди пытались перехватить контроль над рынком…

-- Вы же понимаете, если где-то есть большие деньги, то всегда найдутся люди, которые захотят их переделить.

-- Такие действия продолжались и в последнее время?

-- Мне об этом не известно… Можно только предполагать. Во всяком случае явно выраженных попыток не было.

-- В прессе появилась информация о том, что вы испытываете сложности из-за «контейнерного бизнеса».

-- Я затрудняюсь объяснить, что это такое. Что касается контейнерной площадки, то это бред. В СМИ появлялись сведения о наличии на ней порядка пяти тысяч контейнеров. Но там и близко нет такого количества.

-- В одной из журнальных публикаций ваш рынок назывался в числе крупнейших и честнейших налогоплательщиков.

-- Так оно и есть. Мы стоим на обслуживании в городской специализированной налоговой инспекции.

-- Ходили слухи, что в последнее время некоторые соучредители рынка пытались через суд выделить свою долю в бизнесе.

-- Я ничего не знаю об этом. По нашему рынку никаких тяжб или разделов не было. Мы работаем одной командой, сейчас у нас началась реконструкция.

-- Планируются ли в связи со смертью Прыщика какие-либо преобразования в работе рынка?

-- Вряд ли. Хотя зарекаться, конечно, не будем.

Борис Савлохов является безусловным лидером по числу покушений

К середине 90-х большую часть бизнеса в столице контролировали кланы Рыбки, Солохи, Авдыша, Князя, Кайсона, Черепа (по очереди с Москвой), Фашиста, Прыщика, Ткача, Татарина и Киселя, возникшие в основном на остатках групп Пули и Буни. По словам некоторых высокопоставленных чиновников, в настоящее время остались в строю только кланы Киселя и Татарина. Некоторые лидеры занимаются бизнесом и поныне, просто не особо афишируют свою активность. Других остановили пули убийц.

Так, в ночь на 1 мая 1992 года в центре Киева были расстреляны один из первых новых украинцев Виталий Радченко (Вата) и его охранник.

В августе 1991-го, по приказу Игоря Залевского (Буни), похищен и убит выдвинувшийся при его конкуренте Владимире Никуличеве (Пуле) Василий Старук. Друзья Старука отомстили: в июле 1992 года Буню и его охранника расстреляли. Говорят, при этом присутствовали две дочери Залевского, к счастью, отделавшиеся нервным срывом.

Меньше чем через месяц после убийства Буни в автокатастрофе погиб контролировавший почти пол-Киева Владимир Никуличев (спеша на дачу на своем «Вольво», он врезался в «традиционно» разворачивающийся на трассе «ЗИЛ», украденный за несколько часов до этого). Вскоре похожее ДТП унесло жизнь Валерия Шухмана, особо приближенного к бывшему конкуренту Пули Игорю Залевскому.

Летом 1995 года был убит кандидат в мастера спорта по боксу Сергей Лейко (Лейка). Вначале он работал с Рыбкой, а в 1994 году стал легализовывать самостоятельный бизнес. Выходя из своей машины на улице Фрунзе (возле Птичьего рынка), Сергей получил две пули из «ТТ»: в плечо (этим же выстрелом была ранена его жена) и в голову. За киллером, периодически постреливая, по улице гонялись и оказавшиеся поблизости милиционеры, и охрана погибшего. И таки поймали. Убийцей оказался бандит, избитый когда-то Лейкой в баре.

Тренер и меценат Сергей Ткаченко (Череп) был осужден за разбой. Отсидев половину из положенных восьми лет, в 1997 году он вышел на свободу. В 1999-м в его машине милиция обнаружила пистолет. Супруга Сергея, двукратная олимпийская чемпионка Марина Ткаченко, утверждала, что оружие подбросили. Впрочем, вскоре дело, возбужденное по поводу этой находки, развалилось. В 2000-м Черепа задержали с оружием во Дворце спорта, но снова отпустили. 8 декабря 2001 года Ткаченко был убит возле своего дома двумя выстрелами из «ТТ».

Теймураза Савлохова, также тренера и мецената, вместе с охранником расстреляли из автомата. Это случилось 27 марта 2000-го на Березняках, возле дома его знакомой.

Игорь Князев (Князь), которого собирались короновать на вора, чтобы приглядывал за Киевом, в апреле 2000 года был застрелен на ступеньках больницы, куда приезжал лечиться от наркозависимости.

Виктору Рыбалко (Рыбке) повезло больше. Когда в августе 2000 года в его джип выпустили два магазина из «калашниковых», погиб только водитель. Чудом уцелевший Рыбалко уехал за границу.

Но безусловным лидером по числу покушений является заслуженный тренер Украины Борис Савлохов, которого невзлюбил еще покойный Пуля. В 1991-м его ранил в ногу вор в законе. Через три года машину тренера расстреляли из автомата и гранатомета (стрелявшему из гранатомета оторвало руку). В 1995 году нашли взрывное устройство в урне возле дома Савлохова, а в 1999-м -- в манеже, куда он вскоре должен был приехать. В том же 1999 году прогремел взрыв в гостинице «Спорт» -- якобы предупреждение Савлохову. Жена Бориса Мзия также называла покушением ДТП, когда в бок бронированного «Мерседеса», в котором ее муж ехал на пресс-конференцию, на повороте въехал трамвай. У «мерса» помялась дверца, трамвай сошел с рельсов, проехав метров пятнадцать по асфальту. Впрочем, Савлохову повезло -- ни одно из покушений на него не увенчалось успехом.