Україна

Ежегодный доход от реверса нефтепровода «одесса--броды» может составить 90 миллионов долларов

0:00 — 17 грудня 2003 eye 197

Вложим, а потом посмотрим?

О проекте «Одесса--Броды» исписана не одна тонна бумаги. Доказывать целесообразность использования трубопровода с юга на север или с севера на юг брались многие политические деятели. Одни утверждали, что реверс убивает на корню независимость нашего государства, другие заявляли, что попадание российской нефти в трубу закрывает Украине путь в Европейское сообщество. Но давайте дистанцируемся от политики и представим, что «Одесса--Броды» был построен в стране, где на первом месте стоит экономическая выгода от использования нефтепровода.

Напомним: в качестве «конкретики» в пользу использования нефтепровода в направлении Одесса--Броды его сторонники в начале нынешнего года представили разработанное международной консалтинговой компанией PricewaterhouseCoopers технико-экономическое обоснование (ТЭО). Правда, цифр, подтверждающих рентабельность проекта, не объявлялось.

Что касается более отдаленного будущего, то не исключено, что через два--три года все европейские НПЗ внедрят технологии, позволяющие перерабатывать более дешевую российскую нефть без потери качества производимого топлива. Эта работа сегодня уже ведется в Польше, где в реконструкцию и модернизацию заводов вкладываются миллиарды долларов. К тому же стоит отметить, что южнопольские НПЗ, о потребностях которых в каспийской нефти неоднократно говорил экс-глава «Укртранснефти» Александр Тодийчук, являются небольшими предприятиями по производству масел и присадок и имеют общую мощность около 500 тысяч тонн нефти в год. Не исключено, что им каспийская нефть нужна, но по сравнению с объемами, которыми необходимо загрузить «Одесса--Броды», это просто «ведерные» партии.

Согласно достигнутым с Польшей договоренностям украинская сторона отвечает за строительство участка от Брод до государственной границы Украины (длиной около 150 километров). Проект строительства разрабатывается киевским Институтом транспорта нефти и будет завершен к концу 2004 года. Стоимость проектных работ -- 4 миллиона гривен. Общая стоимость проекта пока неизвестна даже приблизительно, поскольку зависит от диаметра трубы, которую там поставят (есть варианты на 700 и 1000 мм, и их еще нужно согласовывать с польской стороной). В принципе строительство может обойтись примерно в 2 миллиона долларов за километр и продлиться не менее трех лет.

А если за это же время парламент Украины примет новый Земельный кодекс, то заказчикам строительства придется иметь дело с многочисленными частными собственниками участков земли, через которые пройдет трубопровод. Из-за выплат компенсаций землевладельцам затраты возрастут в несколько раз. Простой участка от Одессы до Брод длиной 674 километра и поддержание его в исправном техническом состоянии будет выливаться для «Укртранснефти» в чистый пассив -- 5 миллионов долларов ежегодно.

Вспоминая журавля и синицу

Стоит отметить, что большие надежды по заполнению трубы возлагались на компанию «Шеврон». Но в середине октября иллюзии скорого запуска нефтепровода в прямом направлении развеялись. Сегодня «Шеврон» может предложить Украине лишь один вариант использования «Одесса--Броды» -- в качестве склада сырья в моменты закупорки пролива Босфор. Данный вердикт вынес после многомесячного рассмотрения проекта главный администратор «Шеврон-Тексако» Девид Рейли в письме к министру энергетики США Спенсеру Абрахаму. В документе отмечено: в сложившихся обстоятельствах коммерчески привлекательным нефтепровод станет лишь в том случае, если налоговые ставки в странах транзита будут существенно снижены, а к НПЗ и портам Европы протянут дополнительные магистральные линии. Понятно, что это можно сделать не за год и не за два.

Недавно украинское правительство сделало очередную попытку перевести в практическую плоскость вариант прямого использования нефтепровода, заручившись поддержкой нового президента Азербайджана Ильхама Алиева. Но и при большом желании Баку вряд ли сможет предоставить для нефтепровода достаточное количество нефти: Азербайджан экспортирует около 3,5 миллиона тонн нефти в год (2,5 миллиона тонн -- по трубопроводу «Баку--Новороссийск» и миллион тонн -- «Баку--Супса»). Если даже эти объемы направить в «Одесса--Броды», все равно их будет недостаточно для нефтепровода, рассчитанного на 9 миллионов тонн в год. К тому же нужно найти реальных потребителей сырья в Европе.

Возвращаясь к идее реверсного использования магистральной системы трубопроводов Украины, отметим, что оптимальным вариантом для этого является направление Мозырь--Броды--терминал «Южный». В этом случае используется часть нефтепровода «Дружба» (от Михалков до Брод) и непосредственно труба «Броды--Одесса», задействованная в реверсном режиме. Дополнительный ежегодный доход от эксплуатации направления может превысить при действующих тарифах 90 миллионов долларов.

Только цифры

Чтобы полностью использовать возможности терминала «Южный», необходимо загружать его 18 миллионами тонн в год. В этом варианте к 9 миллионам тонн, гарантированных к перекачке по нефтепроводу «Одесса--Броды» компанией ТНК-BP, и 3,6 миллиона тонн, поступающих сейчас через участок 52-й километр--терминал «Южный», добавляется 5 миллионов тонн, изначально предназначавшиеся для перегрузки в хорватском порту Омишаль. Дело в том, что в Омишале сейчас ведутся работы по реконструкции нефтеналивного терминала, и порт пока не способен взять на себя этот объем. Реализуя данный вариант, украинская сторона, помимо дополнительной прибыли, выполняет взятые договорные обязательства в рамках первого этапа проекта интеграции нефтепроводов «Дружба» и «Адрия», который предусматривает обеспечение транспортировки 5 миллионов тонн в год.

В дальнейшем, когда Омишаль заработает в полную силу, предусматривается расширение возможностей направления Головащевка--Кременчуг--Снегиревка на 5,4 миллиона тонн в год. Для этих целей планируется строительство насосной станции «Чикаловка» и дополнительное техоснащение участков нефтепровода на протяжении 203,4 километра. Стоимость работ -- 455,3 миллиона гривен. (включая уже построенную станцию «Николаевская»). Дополнительный доход -- 43,7 миллионов долларов. Срок окупаемости капиталовложений -- 4,2 года. Чистая прибыль «Укртранснефти» -- 20,6 миллиона долларов в год. Дополнительная ежегодная сумма платежей в госбюджет -- 12,5 миллиона долларов. Нужно отметить, что этот проект удовлетворяет требованиям не только Украины и России, но и Казахстана, который может воспользоваться Приднепровскими магистральными нефтепроводами, смешивая свою нефть, доведенную до консистенции Urals, с российской. Суммарно все вышеперечисленные варианты реверса могут дать украинским предприятиям 141,1 миллиона долларов ежегодного дохода. Чистая прибыль «Укртранснефти» (после расчета за технологическую нефть) составит 71,7 миллиона долларов в год, ожидаемые поступления в госбюджет -- 40,3 миллиона долларов в год.