Світ

Вчера народные депутаты украшали елку законопроектами, пели песни, дрались, обнимались и ломали микрофоны

0:00 — 24 грудня 2003 eye 138

В том, что вчерашний вторник в парламенте будет жарким, никто не сомневался, всех интересовал лишь метод парламентской борьбы, который выберет оппозиция. Однако то, что происходило в зале парламента, походило на новогоднее представление со всеми необходимыми атрибутами: елкой, Дедом Морозом и злыми разбойниками, не пускающими его к детишкам.

Представители оппозиционных фракций, в частности блоков «Наша Украина» и Юлии Тимошенко, еще до начала заседания заблокировали трибуну. Затем парламентарии установили елку на столе спикера парламента Владимира Литвина и, как положено, стали украшать. В качестве игрушек и гирлянд народные депутаты использовали бумаги со стола президиума -- проекты законов, газеты и все, что попадалось под руку. Украсила оппозиция и рабочее место председателя Верховной Рады, завалив его законопроектами, розданными народным депутатам в начале рабочего дня. С трудом пробравшемуся к своему столу Владимиру Литвину пришлось разгребать бумажные «сугробы», чтобы дотянуться к микрофону и объявить заседание Верховной Рады открытым. Правда, спикер успел сообщить лишь о переходе народного депутата Сергея Ратушняка из фракции «Нашей Украины» в «Регионы Украины». После этого говорить Владимиру Литвину уже не дали.

А в зале события развивались по всем правилам добротного сценического действа. Сначала хор из оппозиционеров, собравшихся у трибуны, начал «Ще не вмерла України… ». Представители парламентского большинства, явно не ожидавшие такого, во время исполнения национального гимна все же встали.

Владимир Литвин тут же предложил народным депутатам всегда начинать пленарные заседания главной песней страны. Заметив, что спикер вновь вещает на весь зал, народные депутаты поспешили лишить его этого удовольствия, вырвав из рук микрофон.

Интересно, что в зале заседаний появилось новшество, вполне соответствующее новогодней феерии. Кто-то периодически включал милицейскую сирену, что очень повеселило журналистов. Из ложи прессы понеслось: «Даешь дискотеку!». Некоторые коллеги отметили, что вполне логичным в таком бардаке стало бы появление цыган с медведями. Но даже этого не понадобилось… Парламентарии веселили собравшихся в гостевой ложе с не меньшим успехом.

Сразу же после объявленного спикером полуторачасового перерыва между внефракционным народным депутатом Леонидом Черновецким и членом фракции СДПУ(о) Григорием Суркисом завязалась потасовка. Вскоре в конфликт было втянуто более десятка депутатов. Последнего старался прикрыть грудью другой социал-демократ -- Нестор Шуфрич. Но поскольку ему это удавалось слабо, на помощь пришел Александр Кузьмук. Вмиг двое коллег повисли и на Черновецком, старавшемся все-таки добраться до Суркиса. С балконов то и дело неслись крики болельщиков: «Кузьмук, наподдай!», «Леня, врежь ему!». Не смирившийся с неудавшейся сатисфакцией Леонид Черновецкий несколько раз пытался прорвать оборону социал-демократов, но безуспешно. Владимир Литвин, который появился в 11часов и, очевидно, устал бороться за микрофон, смог объявить лишь о начале нового полуторачасового перерыва и очередного заседания лидеров групп и фракций. По некоторым данным, из-за того, что парламентарии забили посторонними предметами прорези для карточек, вышла из строя электронная система голосования «Рада».

Как известно, народные депутаты намеревались в этот день провести предварительное голосование по законопроектам о внесении изменений в Конституцию. Предполагалось, что парламентское большинство и фракция коммунистов одобрят законопроект, который, как считается, был подготовлен в ходе консультаций главы Администрации Президента Виктора Медведчука и народных депутатов, в том числе лидера КПУ Петра Симоненко. Этот вариант конституционных изменений предусматривает избрание главы государства в Верховной Раде. При этом полномочия всенародно избранного в 2004 году главы государства прекращаются с момента вступления в должность президента, избранного в 2006 году новым составом парламента. На момент сдачи номера в печать стало известно, что парламентское большинство решило голосовать поименными бюллетенями.