Події

Клиентов мобильных операторов интересует не количество абонентов, а исключительно качество связи

0:00 — 26 грудня 2003 eye 382

Не было сомнений, что оба крупнейших оператора украинской мобильной связи UMC и «Киевстар» к концу года объявят о наличии у каждого из них трех миллионов абонентов. Но кто сделает это первым? Ведь обе компании фактически имеют одинаковые рыночные позиции.

С финансовой точки зрения, «Джинс» и UMC -- совершенно разные сети

Все решило календарное расположение в конце года дня рождения гендиректора UMC Эрика Франке. Не сделать ему такой подарок в компании просто не могли. «На 12. 00 22 декабря UMC имела 3003911 абонентов», -- с аптечной точностью было заявлено на проведенной по этому поводу пресс-конференции. В «Киевстаре» в этот же день сообщили, что к трехмиллионной отметке близки, но не станут объявлять об этом раньше срока. Как бы там ни было, достижение двумя мобильными операторами общего числа абонентов в 6 миллионов -- событие для рынка более чем знаковое. И обе компании шли к нему упорно. Другое дело -- какой ценой. Это событие подробно освещает самое авторитетное российское Интернет-издание о мобильной связи «Сотовик».

Ни для кого не секрет, что обе компании «набрали» свою абонентскую базу в основном за счет абонентов предоплаченного сервиса. «Их доля в общем количестве клиентов обеих компаний достигает 80 процентов. Они малоговорящие, малоплатящие, зато невелика и стоимость их привлечения, -- сообщает «Сотовик». -- И обе компании, в предновогодний период сделавшие цены на свои пакеты очень привлекательными, рассчитывали на то, что люди будут достаточно легко тратить деньги на подключение к их сетям с помощью предоплаченных услуг».

Но не было бы «но», если бы не некий маркетинговый феномен, имя которому -- «Джинс». На рынке мобильной связи он изначально стартовал в качестве «виртуального оператора». Рекламная кампания подогревалась появлением долгожданного третьего мобильного оператора. И изначально планировалось дистанцировать «Джинс» от бренда UMC.

«Однако когда пришло время войны за абонента, -- анализирует «Сотовик», -- клиентскую базу «Джинс» просто добавили к базе UMC, вроде бы признав таким образом, что он является не более чем одним из тарифных планов UMC». Как и на родине «Джинса», в России, где этим брендом обозначается предоплаченная услуга от «Мобильных Телесистем» -- материнской компании UMC. Важно знать, что «Украинская мобильная связь» находится в полной собственности российской компании «МТС».

Но фактически, с финансовой точки зрения, «Джинс» и UMC все-таки совершенно разные сети! Ведь «Джинс» имеет свою биллинговую систему и бухгалтерию, и, кроме того, он, действительно, лишь использует технические возможности UMC. Об этом UMC не так давно заявляло во всеуслышание, всячески «отстраиваясь» от «Джинс».

«Семейством тарифных планов UMC «Джинс» тоже назвать трудно, -- продолжает «Сотовик». -- Ведь абоненты «Джинса» в Украине не пользуются никакими льготами при звонках на телефоны сети UMC. А главное -- наоборот. Да, в «Джинсе» дешевы звонки на все мобильные сети, и UMC в том числе. Однако абоненты UMC за звонок на «родной» «Джинс» должны платить столько же, сколько и за звонок на «чужой» «Киевстар».

Это, кстати, приводит к интересному эффекту. Поскольку на «Джинс» звонить менее выгодно, чем с «Джинса», абоненты так и делают. Сегодня исходящий трафик из «Джинса» на «Киевстар» почти на 20 процентов больше, чем входящий. А ведь за «приземление» трафика нужно платить. И делать это приходится UMC. А действительно низкая по украинским меркам цена минуты в этих условиях автоматически означает для оператора более чем малую прибыль, кажущуюся микроскопической в свете огромных рекламных бюджетов, брошенных на раскрутку «виртуала». Выходит, «Джинс» для UMC сегодня -- как чемодан без ручки? И нести тяжело, и бросить жалко?

Как видим, не совсем так. В «битве за абонента» «Джинс» оказал UMC неоценимую услугу. Из 3 миллионов абонентов этой компании, 400 тысяч -- именно «джинсоносители». Как же компании удалось достичь таких рекордных темпов подключения -- 200 тысяч за квартал? А очень просто: раздаривая стартовые пакеты «Джинс» направо и налево. Этому служили, по крайней мере, две маркетинговые находки UMC: «Джинс-шара» и «Рождественская пара Джинс». В первом случае стартовые пакеты с пятью гривнями на счете просто раздаривали студентам и молодым людям во время массовых рекламных акций. Во втором -- такой стартовый пакет дарили при покупке обычного стартового пакета «Джинс», с 50 гривнями на счете. Представляете, покупает человек стартовый пакет, а UMC записывает в свой актив сразу двух абонентов!

С тарифами у украинских операторов далеко не все гладко

Да, по официальной информации UMC, существуют жесткие правила подсчета абонентов, диктуемые украинской компании ее новыми владельцами. И три миллиона вычислены по той же методике, по которой считает абонентов «МТС». А «МТС» -- это публичная компания, которая не может позволить, чтобы ее обвинили в приписках. Даже сделанных ее дочерней компанией в одной из восточноевропейских стран. И абонентов UMC, слава «Джинсу», действительно около 3 миллионов.

Однако те же правила подсчета «МТС» говорят о том, что абонента надо «списывать со счетов», если он не делал звонков более трех месяцев. Да, допустим, мы посчитали всех, кто под Новый год оказался владельцем стартового пакета «Джинс» и активировал его. Однако уже через два-три месяца их придется исключать из списков активных пользователей. Так что экспертам стоит внимательно следить за колебаниями абонентской базы UMC в феврале--апреле…

Но вернемся к главному. К тому, что абоненты, оказавшиеся владельцами украинской версии «Джинса», которые тем самым привели UMC к победе в «войне третьего миллиона», все же не могут сегодня назвать себя полноценными членами «семьи UMC». Глядя на их тарифы, не скажешь, что они пользуются услугами одного оператора. Льготные расценки на разговоры внутри сети, правда, в UMC не в чести -- они доступны только корпоративным абонентам. Остальным же -- и обычным «контрактникам», и абонентам предоплаченного сервиса «Sim-Sim» -- приходится довольствоваться скидками на местные звонки, да удешевленными звонками на номера «Семьи» и «Копейки». Однако абоненты «Джинса» лишены и этих услуг. Причисляя их к своей абонентской базе, компании стоило бы согласовать тарифы и услуги «Джинс» с другими своими предложениями.

Мобильные операторы любят хвастаться яркими цифрами. Поскольку в финансовых результатах читатель, как правило, не силен и доход от прибыли не отличает, то в ход идет количество абонентов. Мол, у кого больше, тот и круче. Хотя, например, некоторые финансовые показатели небольших операторов, того же украинского «Голден Телекома» (который занимается еще и мобильной связью), часто заметно лучше, чем у «гигантов». Количество абонентов -- цифра, интересующая больше инвесторов и акционеров компании, чем простых потребителей. Она важна, например, для определения кредитного рейтинга компании или биржевых котировок ее ценных бумаг. Простого абонента интересует исключительно качество связи мобильного оператора. Ну и, конечно же, его тарифы. А с этими показателями у украинских операторов далеко не все гладко. Вот лучше бы на этом они и сосредоточились. Тогда миллионы абонентов пришли бы к ним сами, без всевозможных маркетинговых уловок.