Пригласив клиентку в страну, чье законодательство воспрепятствовало путешествию, турагентство проявило некомпетентность
Сирия давно манила Ирину. Кому -- Греция, кому -- Франция А ей хотелось в страну, где блеск дамасской стали, тяжесть пустынных песков -- все напоминало о древней истории и хотелось увидеть своими глазами. И девушка отказывала себе во многом, вызывая насмешки у подруг: «Лучше бы дубленку себе купила, -- говорили они, -- а то ходишь, как А косметика? Помада с базара -- не помада, а подкрашенный гуталин». Помада съедается независимо от того -- с базара она или от дилера», -- отшучивалась Ирина и откладывала с зарплаты очередную сотню гривен. Когда нужная сумма была собрана, она отправилась покупать путевку.
В турагентстве Ирину встретили с подкупающей вежливостью: ароматный кофе, красочные проспекты. «А вы бывали? Вы видели?.. » В самолете девушка и вовсе почувствовала себя «белой женщиной»: «Сок? Коньяк?.. За бортом минус За бортом плюс » Однако в желанной стране Ирину дальше аэропорта не пустили. Пограничный контроль потребовал немедленного возврата ее в Украину. Как? Почему? Девушке терпеливо объяснили, что сирийские законы не позволяют женщинам из СНГ, не достигшим 30 лет, посещать это исламское государство.
Закон есть закон. Но Ирина-то заплатила деньги за то, чтобы полюбоваться сирийскими красотами. И отпускное время ее пошло. Представителю встречающей стороны до этого, понятно, дела не было, -- и пришлось киевлянке отправляться восвояси. Прилетев в Киев, Ирина отправилась в турагентство: дескать, верните деньги. Директор сделал большие глаза: приношу, мол, свои извинения, но о странном сирийском законе ничего не знал -- и деньги за несостоявшееся путешествие вернуть отказался.
Только после вмешательства городского общества защиты прав потребителей, которое доказало, что, пригласив клиентку в страну, чье законодательство могло воспрепятствовать путешествию, турагентство проявило как минимум некомпетентность и нарушило уже украинские законы -- «О туризме» и «О защите прав потребителей», Ирина смогла получить деньги обратно.
Сейчас, когда наши сограждане уже подумывают о том, где провести отпуск, активизировались и туристические фирмы. Они обещают все: от комфортных условий в отелях до незабываемых впечатлений от достопримечательностей страны посещения. Но прежде чем выкладывать денежки за путевку, заместитель председателя Украинской ассоциации обществ защиты прав потребителей Ирина Шебулдаева советует:
Для начала выберете несколько фирм, предлагающих поездки, которые вас интересуют. Обратите внимание на то, как с вами разговаривают. Если недоброжелательно или, не отвечая на ваши вопросы, просят перезвонить, то дальнейшие переговоры не имеют смысла. Возможно, вы общаетесь всего лишь с посредником, который никакой ответственности за ваше путешествие нести не будет.
Посетите фирму, удостоверьтесь, что она действительно существует, что у нее хорошая репутация. Убедитесь, что у фирмы есть лицензия на право осуществления международной туристической деятельности.
Когда на ваше имя будет выписан ваучер (путевка), проверьте, указан ли в нем весь набор услуг, которые вы оплачиваете, оговорены ли условия визового режима, страхования, четко ли указаны права и обязанности сторон. Кроме путевки (ваучера) потребуйте от фирмы документ, подтверждающий получение фирмой от вас суммы стоимости путевки.
Турфирмы обязаны страховать своих клиентов на случай болезни и смерти. Однако необходимо помнить, что не каждая болезнь является «страховым случаем» и не все убытки, которые турист понес вследствие болезни, будут компенсированы страховой компанией, а только стоимость лечения и медикаментов. Поэтому при покупке ваучера внимательно изучите страховой полис.
Не забывайте также, что только форс-мажорные обстоятельства могут освободить турфирму и клиента от исполнения их обязательств. (форс-мажор -- это чрезвычайное и непредотвратимое при данных условиях событие. Например, шторм, наводнение и другие стихийные бедствия, освобождающие, как правило, от имущественной ответственности за неисполнение договора или причинение вреда. ) При возникновении форс-мажорной ситуации фирма возвращает туристу полную стоимость тура. Иные убытки, возникшие в связи с этим, клиент оплачивает самостоятельною.
Если турист не удовлетворен туром, ваучер может быть предъявлен в соответствующие контролирующие органы, а также в суд как документ, позволяющий разобраться, какие именно условия не были выполнены турагентством.